Слайд 1
Двадцать четвертое апреля
Описание состояния окружающей среды
Слайд 4
Словарная работа
СРЕДА – многозначное слово, сре-да́, существительное, неодушевлённое, женский род, 1-е
склонение
Значение- пространство существования, окружающий мир, окружение
СОСТОЯНИЕ – многозначное слово, со-сто-я́-ни·е, существительное, неодушевлённое, средний род, 2-е склонение
Значение – положение, в котором кто-нибудь или что-нибудь находится.
Слайд 5Понаблюдайте
1. Весь сад ещё голый, без листьев, умытый весеннею водой .
2. Как хорошо пахнет из сада свежестью, талой землёй и горьковатой корой
деревьев. Тихо. Спокойно. Радостно.
3.Вдоль стен шкафы с книгами. В центре комнаты большой письменный стол. На
нём лампа в зелёном абажуре.
4. В комнате тепло и уютно. Ярко горит лампа. Тишина.
Что объединяет 2 и 4 тексты?
Как хорошо пахнет(личный гл.) из сада свежестью, талой землёй и горьковатой корой деревьев. Тихо. Спокойно. Радостно.(наречия на –О, -Е со значением состояния).Тишина.(сущ., перед.состояние) Ярко горит лампа. В комнате тепло и уютно. (наречия на –О, со значением состояния)
Слайд 6
В описании состояния окружающей среды часто говорится о состоянии природы
1. «Данное»
в предложениях этого типа речи чаще всего отсутствует, а если имеется, то называет элементы природы, её части (небо, воздух, солнце, лес и т.д.).
2. Окружающая человека среда – это не только природа, но и помещение, в котором он находится. Поэтому в типе речи «описание состояния окружающей среды» может говориться и о состоянии среды в помещении.
3. «Новое» обозначает состояние природы и выражается личными и безличными глаголами (сияет, вечереет); наречиями на –О со значением состояния (холодно, душно и т.д.), именами существительными, передающими состояние (вечер, тишина).
Слайд 8
Данное
Элементы природы
среда в помещении
чаще всего «данное» отсутствует
Новое
глаголы личные - безличные
наречия на -О, -Е
слова- состояния существительные,
передающие
состояние
Слайд 9
СПОСОБЫ СВЯЗИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ
При последовательном соединении предложений «данным» каждого следующего
предложения становится «новое» предыдущего предложения.
НАПРИМЕР. Где-то за горизонтом шла гроза. Она рассылала в жаркую летнюю ночь решительные широкие раскаты. Гром, уже почти обессиленный в пути, оживлялся под сухой крышей и долго бродил по чердаку, от одного угла к другому.
При параллельном соединении во всех предложениях текста повторяется одно и то же данное.
НАПРИМЕР. Молния висела совсем низко над травой. Она излучала свет и выбрасывала искры, издавая жужжащий звук. Казалось, она раздумывала, зайти в палатку или не зайти.
Слайд 10Как создать этюд (описание состояния окружающей среды)
1. Пишите, как чувствуете. Передайте настроение.
2. Не
стремитесь к излишней красивости.
3. Не забывайте о различных способах выражения Н (наречия на -О, -Е; глаголы личные и безличные; существительные со значением состояния)
4. Помните, что сказуемое в таких текстах предшествует подлежащему.
Слайд 11этюд - сочинение небольшого объёма, набросок
а) Написать этюд по личным впечатлениям о
любимом времени года, передав состояние окружающей среды.
б) Используя репродукции картин, мысленно погрузиться в среду, изображённую на них, составить этюд, озаглавить его.
в) Представьте себе, что чувствуют птицы и звери в холод, ненастье, жару?
Какой видят они окружающую действительность? Попробуйте написать этюд от лица животного, а мы угадаем автора.
Слайд 12ОПОРНАЯ ЛЕКСИКА
НЕБО: ясное, высокое, мутное, бесконечное, л..зурное
ПОГОДА: чудесная, ясная, безоблачная, ненастная,
тосккливая, в..л..колепная
ВОЗДУХ: холодный, прозрачный, хрустальный, свежий, чистый. ДЕРЕВЬЯ: огромные, могучие, в капельках дождя
СОСТОЯНИЕ: дождливо, тоскливо, свежо, легко, жарко, светло, холодно, трудно,
ветрено, пасмурно, просторно, темно, ненастно, радостно, грустно, уютно, приятно; обилие, сверкание, угасание, царствование, щебетание, безветрие, величие, затишье, приволье и т.п.
Слайд 13 Рефлексия
Я узнал(а)…
Я научился (научилась)…
Я понял(а) …
Мне было трудно…
Я хочу …
Слайд 14Домашнее задание
На дворе весна. Предлагаю вам понаблюдать над состоянием природы и
написать
этюд на одну из тем.
этюд - сочинение небольшого объёма, набросок.
Можете сформулировать тему самостоятельно.
1. «Веселый апрель»
2. «Юная весна»
3. «Апрельская капель»
4. «Ура! Апрель пришёл»