Слайд 1 ОГЭ Русский язык
15.3
Сочинение –рассуждение
на тему , связанную
с анализом текста
(толкование значения слова)
Слайд 2Задание 15.3 предполагает написание сочинения –рассуждения , в котором темой является
какое-либо слово . Вам нужно будет дать определение ключевого слова , предложенного в задании , прокомментировать это определение и найти доказательства к сформулированному вами тезису.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Темы сочинения всегда совпадают с темой изложения
(В тексте , по которому вы пишите сжатое изложение , ставится какая-либо проблема , чаще всего связанная с нравственными понятиями. Естественно , что ключевое слово , вынесенное в задание 15.3 , соответствует поставленной проблеме . Поэтому очень часто текст для изложения содержит или полное определение этого понятия , или частичное , которое поможет вам сформулировать своё определение)
Слайд 3Что вам необходимо сделать для
успешного выполнения задания 15.3?
Формулировка задания показывает
алгоритм его выполнения :
1.дать толкование значения приведённого слова и прокомментировать своё определение ;
2.подтвердить свой тезис (определение) двумя аргументами : один из текста , второй – из жизненного опыта (можно взять оба аргумента из текста);
3. логически выстроить всю работу и грамотно написать её ;
4. проверить сочинение с точки зрения соблюдения в нём всех норм – орфографических , пунктуационных , грамматических и речевых.
Слайд 4Критерии оценивания сочинения 15.3
Чтобы написать хорошее сочинение , нужно знать ,
как его будут оценивать эксперты , т.к. в критериях оценивания заложен алгоритм написания и структура вашего сочинения .
Слайд 5 ЧТО ПРОВЕРЯЕТ ЭКСПЕРТ?
Работа проверяется по 4 критериям:
С3К1. Толкование
значения слова. Верно ли ученик дал определение лексического значения и прокомментировал его. (0-2 балла)
С3К2. Наличие примеров-аргументов. Правильно ли приведены примеры из текста (из жизненного опыта)
(0-3 балла)
С3К3. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения. Правильно ли текст разбит на абзацы, логика построения текста, связность текста (0-2 балла)
С3К4. Композиционная стройность работы. Проверяется правильность построения работы (0-2 балла)
Слайд 6Композиция сочинения-рассуждения 15.3
Вступление. Определение предложенного в задании слова
*****
Комментарий определения
*****
Первый пример
– аргумент из текста
*****
Второй пример – аргумент из вашего жизненного опыта (или из текста)
*****
Вывод
Слайд 7Первый абзац
Первый абзац-вступление- посвящён определению слова . Пожалуй , это одна
из самых сложных частей работы , ведь толковых словарей на экзамене не будет. Но от вас и не требуется такое же определение , как , например, в словаре С. И. Ожегова.
Слайд 8
Определение (толкование) предложенного вам в задании слова и будет являться в
сочинении тезисом .
Тезис поможет сформулировать ответ на вопрос «Что такое...(слово из задания).Как я понимаю это слово ?». А комментарий поможет пояснить данное вами определение значения слова с опорой на прочитанный текст.
Слайд 9 Способы толкования значения слова
1. Описательный способ
Чёрствость –
это отрицательное качество человека , которое проявляется в равнодушии к чужим бедам.
2. Синонимический способ
Чёрствый – нечуткий , бездушный
3.Способ отрицательного определения
Чёрствый человек – тот , кто лишён человечности , душевной теплоты , милосердия
4.Отсылочный способ
Милосердие – то же , что и сострадание
Слайд 10Подсказка !
Определить значение какого-либо конкретного существительного , несомненно, гораздо легче ,
чем абстрактного. Если вам даётся в задании слово из тематической группы нравственных качеств человека , то определение можно начать фразой «Доброта – это нравственное качество человека , которое заключается в...»
Слайд 11Типичные ошибки при формулировании значения слова
1. Отсутствие определения значения слова
(учащийся приводит примеры из текста ,
не сформулировав само определение слова)
Н-р : В тексте говорится о совести .Так в предложениях 15-16
автор приводит пример ,когда человек идёт
против совести.
2. «Круг» в определении (распространённая логическая ошибка: попытка определить слово «через само себя» )
Н-р : Добро- это когда каждый делает добро окружающим.
3. Неточное определение (автор сочинения существенно искажает лексическое значение слова)
Н-р: Честность – это такие поступки людей , в которых нет обмана , лукавства. (НО ! Честность – это моральное качество человека)
Слайд 12Группа слов , которые чаще всего включаются в экзаменационные задания :
Слайд 13Второй абзац
Второй абзац посвящён комментарию данного вами определения . Эту часть
сочинения можно и не выделять в отдельный абзац , её логично объединить с первым. Подавляющее большинство выпускников игнорируют комментарий , считая , что он заложен в самом определении . Но вы потеряете один балл , если эксперт не найдёт в вашем сочинении комментария!
Слайд 14Комментарий показывает важность , актуальность, жизненность , нравственную состоятельность этического понятия
, а также (по возможности) ваше личное отношение к этому вопросу (хотя это можно написать и в заключении)
Слайд 15Сформулированное вами значение слова вы должны прокомментировать , т.е. продемонстрировать экспертам
свои размышления о том , актуально ли данное понятие , в чём оно проявляется , как связано с другими понятиями.
Типичные ошибки при комментировании значения слова :
1. отсутствие комментария;
2. отсутствие связи между определением слова и комментарием;
3. подмена комментария примерами из текста;
4. подмена комментария примерами из жизненного опыта.
Слайд 16Третий и четвёртый абзац- основная часть
Основная часть сочинения должна быть по
объёму больше , чем вступление и заключение. В ней следует избегать изложения сведений , которые не имеют отношения к теме . При этом не должно быть пересказа текста или его части , общих рассуждений о тексте.
В основной части необходимо доказать справедливость мысли , выраженной в тезисе.
В основной части необходимо привести не менее двух аргументов .
Слайд 17 ВНИМАНИЕ !
В задании
15.3 экзаменационной работы написано , что вы должны привести два аргумента : один взять из текста , второй- из вашего жизненного опыта . А в критериях оценивания сказано , что вы получите такой же балл , если оба аргумента будут из текста . Обратите на это внимание . Однако далеко не всегда второй аргумент можно легко найти в тексте
Слайд 18Основной вопрос , который возникает у выпускников в работе с основной
частью : какой пример может служить аргументом из жизненного опыта ?
*примеры из читательского опыта;
*исторические факты;
*общественно значимые вопросы , обсуждаемые в обществе (СМИ);
*высказывания известных учёных , писателей , философов ;
*результаты личных наблюдений (частные случаи из жизни)
Произведения русской литературы , которые вы изучали в школе , без сомнения, должны быть в вашем банке аргументов первыми . Но если вы не можете вспомнить примеры из отечественной литературы , тогда используйте зарубежную
Слайд 19Как приводить примеры из текста ?
Приводя примеры , не переносите нумерацию
со скобками в текст своего сочинения . Например , предложение в тексте оформлено так:
(11) Смешно сказать !
А в сочинении ссылка на это предложение может выглядеть так :
«Предложение 11 является восклицательным».
Слайд 20 Способы отсылки к тексту :
Можно использовать различные способы отсылки
к тексту :
1. указывать номера предложений
Н-р : С помощью риторических вопросов (предложения 22,24,25) автор воздействует на чувства читателя.
2.приводить ключевые слова
Н-р: Эпитеты «нежный», «звонкий», «чистый» характеризуют неповторимый голос героини.
3. Использовать цитирование
Н-р: С помощью антонимов автор подчёркивает , что проблема , о которой он пишет , касается каждого из нас : «Об этом должны помнить и дети , и взрослые».