Слайд 1ИЗМЕНЕНИЯ В ОГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 2020
Слайд 2Итоги апробации перспективной (апрельской) модели ОГЭ
В апробировании перспективной экзаменационной модели приняли
участие 4444 ученика девятых классов из 11 регионов Российской Федерации: Республики Татарстан, Алтайского, Краснодарского и Хабаровского краев, Кемеровской, Курганской, Московской, Мурманской и Сахалинской областей, Москвы и Санкт-Петербурга.
По результатам апробирования нельзя судить о подготовке по русскому языку всех выпускников 9-х классов. На основании полученных статистических данных можно сделать вывод о том, что
большинство участников справилось
с выполнением экзаменационной работы.
Слайд 3Итоги апробации перспективной
(апрельской) модели ОГЭ
Слайд 4Итоги апробации перспективной (апрельской) модели ОГЭ
Слайд 5Характеристика структуры и содержания КИМ ОГЭ
Каждый вариант КИМ состоит из
трёх частей и включает в себя 9 заданий, различающихся формой и уровнем сложности.
Часть 1 – сжатое изложение (задание 1).
Часть 2 (задания 2–8) – задания с кратким ответом. В экзаменационной работе предложены следующие разновидности заданий с кратким ответом:
– задания на запись самостоятельно сформулированного краткого ответа;
– задания на выбор и запись номеров правильных ответов из предложенного перечня.
Часть 3 (альтернативное задание 9) – задание с развёрнутым ответом (сочинение), проверяющее умение создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста.
Слайд 6Изменения в КИМ 2020 года по сравнению с 2019 годом
Слайд 7Связь экзаменационной модели ОГЭ с КИМ ЕГЭ
В экзаменационные материалы ОГЭ
входят задания, которые являются базовыми для обеспечения в дальнейшем успешного выполнения заданий ЕГЭ.
Слайд 8Связь экзаменационной модели ОГЭ с КИМ ЕГЭ
Слайд 9Задание 1. Изложение
Изменилась жанровая специфика текста для изложения. Ученикам могут быть
предложены тексты разных жанров:
путевые заметки;
записки;
очерк;
рецензия;
дневник и т.д.
ОГЭ: изложение будет по тем текстам, которые есть в ОБЗ!
Слайд 10Принципы подсчета слов:
«Белогорская крепость» – 2 слова;
«Александр Сергеевич Пушкин» – 3
слова;
«А.С. Пушкин» – 1 слово;
«для того чтобы» – 3 слова;
«в возрасте двадцати двух лет» – 5 слов;
«в возрасте 22 лет» – 3 слова;
«влесу (ошибочное слитное написание)» – 1 слово;
«черно белый (ошибочное раздельное написание)» – 2 слова.
Слайд 11Экзаменационная работа предполагает выполнение экзаменуемым различных видов анализа языкового материала.
Для
этого во 2 части работы дано 7 заданий:
Слайд 12Задания 2–5
проверяют умение выполнять орфографический, пунктуационный, грамматический анализ.
Слайд 13Задание 2. Синтаксический анализ текста
На проверку умения применять знания по синтаксису
при выполнении различных видов языкового анализа и в речевой практике нацелено задание 2. В модели 2019 г. было представлено пять заданий, проверяющих умение учеников проводить синтаксический анализ предложений. В нынешней модели эта проверка строится на одном задании, которое позволяет проверить более широкий спектр умений.
Слайд 14Задание 2. Синтаксический анализ текста
Учащиеся должны распознавать
простые неосложненные предложения, в том
числе предложения с неоднородными определениями;
простые предложения, осложненные однородными членами, включая предложения с обобщающим словом при однородных членах, осложненные обособленными членами, обращением, вводными и вставными конструкциями;
сложные предложения;
конструкции с чужой речью;
предложения по цели высказывания, эмоциональной окраске, количеству грамматических основ, наличию главных и второстепенных членов, предложения полные и неполные;
односоставные предложения;
морфологические средства выражения подлежащего, сказуемого;
бессоюзные и союзные предложения, предложения с разными видами связи; виды сложносочиненных предложений и сложноподчиненных предложений; виды сложноподчиненных предложений с несколькими придаточными;
различать подчинительные союзы и союзные слова;
распознавать прямую и косвенную речь;
применять знания по синтаксису при выполнении различных видов языкового анализа и в речевой практике.
Слайд 15Задание 3. Пунктуационный анализ
Задание 3 проверяет умение
распознавать изученные пунктограммы;
проводить
пунктуационный анализ предложения;
применять знания по пунктуации в практике правописания.
Если в действующей экзаменационной модели
2019 г. знания учеников по пунктуации проверялись тремя заданиями, то теперь представлено одно задание, которое проверяет практические навыки по овладению пунктуацией, освоенной в курсе основной школы.
Слайд 16Задание 3. Пунктуационный анализ
Учащиеся должны:
распознавать изученные пунктограммы; проводить пунктуационный анализ
предложения; применять знания по пунктуации в практике правописания;
различать предложения простые и сложные; распознавать конструкции с элементами, осложняющими структуру и семантику простого предложения; распознавать сложные бессоюзные, союзные сложносочинённые и сложноподчинённые предложения; конструкции с разными видами связи; конструкции с чужой речью; применять знания по синтаксису при проведении пунктуационного анализа предложений;
распознавать условия постановки знаков препинания в простых предложениях; в предложениях, осложнённых однородными членами, обособленными членами, обращениями и вводными конструкциями; распознавать условия постановки знаков препинания в сложных бессоюзных, союзных сложносочинённых и сложноподчинённых предложениях; в конструкциях с чужой речью.
Слайд 17Задание 4. Синтаксический анализ
словосочетания
Учащиеся должны:
распознавать основные виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова;
распознавать типы подчинительной связи слов в словосочетании;
применять знания по синтаксису при выполнении различных видов языкового анализа и в речевой практике.
Слайд 18Задание 5. Орфографический анализ
Задание 5 нацелено на проверку умения:
-проводить орфографический анализ,
-распознавать изученные орфограммы,
-применять знания по орфографии в практике правописания.
Если в модели КИМ 2019 г. выбор орфограмм был достаточно узким и обусловливался языковым материалом текста для чтения, то в новой модели языковой материал охватывает все правила школьной орфографии.
Слайд 19Задания 6–8 нацелены на анализ текста, а именно проверяют глубину и
точность понимания содержания текста;
понимание отношений синонимии и антонимии, важных для содержательного анализа текста;
опознавание изученных средств выразительности речи.
Слайд 20Задание 6. Анализ содержания текста
Учащиеся должны:
владеть различными видами чтения;
адекватно понимать
содержание прочитанных учебно-научных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) объемом не менее 400–450 слов;
письменно формулировать тему и главную мысль текста;
отвечать на вопросы по содержанию текста.
Слайд 2177
Задание 7. Анализ средств выразительности
Учащиеся должны:
проводить анализ средств выразительности текста;
распознавать
тропы:
метафору,
олицетворение,
эпитет,
гиперболу,
сравнительный оборот,
сравнение,
фразеологизм,
литоту;
проводить анализ средств выразительности в тексте.
Слайд 22Задание 8. Лексический анализ
Учащиеся должны:
характеризовать слово с точки зрения сферы
его
употребления, происхождения, активного
и пассивного запаса и стилистической окраски;
проводить лексический анализ слова;
объяснять значение фразеологизмов, пословиц и
поговорок, афоризмов, крылатых слов;
распознавать однозначные и многозначные слова,
омонимы, синонимы, антонимы, прямое и переносное
значения слова;
объяснять лексическое значение слова разными
способами;
применять знания по лексике и фразеологии при
выполнении различных видов языкового анализа и в
речевой практике.
Слайд 24Шкала пересчёта суммарного первичного балла за выполнение экзаменационной работы в отметку
по пятибалльной системе (проект)
Рекомендуемый минимальный балл для отбора обучающихся в профильные
классы средней школы – 26.
Слайд 25ПРАКТИКУМ
«Превращения».
Заменить словосочетания, построенные на основе управления, синонимичными словосочетаниями со связью
согласование
1 каша из гречки –
2.дом из кирпича –
3. кусты сирени –
4. совет отца –
5. бессонная ночь –
6. полковое знамя –
Слайд 26ПРАКТИКУМ
«Грамматическая разминка». (Да – нет)
1.А, но, однако - это противительные союзы. Да.
2
Антонимы слова с противоположным значением. Да.
3 Дополнение – это главный член предложения. Нет.
4 Глаголы бывают совершенного и несовершенного вида. Да.
5 Мышь – это существительное первого склонения. Нет.
6 Себя – это личное местоимение. Нет.
7 Различаются следующие типы речи: повествование, описание, рассуждение. Да
Слайд 27ПРАКТИКУМ
«КРОССВОРДНЫЙ ДИКТАНТ»
1) Преувеличение. (ГИПЕРБОЛА)
2) Употребление слова в переносном значении. (МЕТАФОРА)
3) Яркое,
красочное прилагательное. (ЭПИТЕТ)
4) Уподобление одного предмета или явления другому. (СРАВНЕНИЕ)
5) Устойчивое по составу и структуре и целостное по значению выражение. (ФРАЗЕОЛОГИЗМ)
6) Неживой предмет приобретает свойства живого. (ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ)
Слайд 28Приём «Диктант на засыпку».
(Подобные тематические диктанты комплексно проверяют усвоение знаний
по какому-либо разделу орфографии).
Чопорный чёрт в чёрной шёлковой одежонке сидел на жёстком диване и пил дешёвый кофе, изредка чокаясь со своим отражением в тяжёлом глянцевитом самоваре, стоящем на парчовой скатерти шоколадного цвета. Чёрт был большой обжора и, несмотря на изжогу и больную печёнку, объедался крыжовником со сгущённым молоком.
ПРАКТИКУМ
Слайд 29ПРАКТИКУМ
Приём «Диктант на засыпку».
В ветреную,
безлунную погоду по заснеженной местности шел по накатанной дороге ученый и весьма образованный путешественник-охотник, приверженец революционных идей, в кожаной куртке, неглаженых брюках и вязанных спицами шерстяных варежках. Шёл он вместе с собакой, которая добра и преданна, нес подстреленных уток и несколько куропаток. Здесь уже хожено-перехожено и дорожка проторена, однако Иннокентий Иоганнович был насторожен и настроен отбивать неожиданные нападки непрошеных гостей. Собака оставалась предана делу.
Слайд 30ПРАКТИКУМ
«НЕ ПРЕРВИ ЦЕПОЧКУ».
1. Когда на конце приставки пишется З, а когда
– С?
2. Из каких частей состоит СПП?
3. Перечислите значения приставки ПРИ.
4. Назовите самые употребительные сочинительные союзы. А подчинительные?
5. Как на письме выделяются вводные слова?
6. Назовите значения приставки ПРЕ.
7.Расскажите правописание корней гар -гор
8.Виды подчинительной связи в словосочетаниях.
9.Что такое метафора?
Слайд 3177
Правильный
ответ №4
Утверждение ошибочно: здесь обособленное
приложение.
Правильный
ответ №2
(вбегает конь –разверзлась бездна)
Утверждение ошибочно: здесь
две
грамматические основы.
Утверждение ошибочно: здесь
грамматическая основа
которые будут подвластны.
Задание 2.Синтаксический анализ текста
ОТВЕТ: 24<или>42
Слайд 3277
Утверждение ошибочно: здесь простое глагольное сказуемое.
Утверждение ошибочно: здесь обособленное определение, выраженное
причастным оборотом.
Утверждение ошибочно: здесь подлежащее ОН; реформатор и деятель – приложение.
Правильный ответ №3:
Претворял (что?) которые (преобразования)
Правильный
ответ №5
(это=он)
Задание 2. Синтаксический анализ текста
ОТВЕТ: 35<или>53
Слайд 3375
Утверждение ошибочно: здесь значение приставки
«очень»
Утверждение ошибочно: это прилагательное
Правильный ответ
№ 3
Утверждение ошибочно: здесь суффикс –ОНН
Правильный ответ №2
Задание 5. Орфографический анализ
ОТВЕТ: 23<или>32
Слайд 3475
Утверждение ошибочно: здесь деепричастие
Утверждение ошибочно: это
производный предлог
Правильный ответ №5
Утверждение ошибочно: здесь
суффикс
Правильный ответ №2
Задание 5. Орфографический анализ
ОТВЕТ: 25<или>52
Слайд 35Сайты ОГЭ
РУСТЬЮТОРС
НЕЗНАЙКА
РЕШУ ОГЭ
КАПКАНЫ ОГЭ и ГИА (СЛОВАРИК НОВЫХ ПОНЯТИЙ для написания
9.3. (2020 ОГЭ) Список текстов и тем ОГЭ 2020 года ( ОБЗ).)