Слайд 1*
Донецкая общеобразовательная школа I-III ступеней №113
ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗАРАНЕЕ
ДАННОЙ ТЕМАТИКОЙ УЧЕБНЫХ ТЕКСТОВ И СИТУАЦИЙ
Семинар учителей
русского языка и литературы
20 марта 2014 года
Слайд 2Главенствующий методологический принцип программы по русскому языку:
a) коммуникативный
b) лингвистический
c) поликультурный
d) линейный
Слайд 3*
С целью формирования коммуникативной компетенции – залога воспитания социально
активной личности – на первом месте в программе стоит:
a) _______ линия
b) социокультурная линия
c) речевая линия
d) деятельностная линия
Слайд 4 Речевая деятельность – это…
a) вид деятельности (наряду с трудовой, познавательной,
игровой и др.), который характеризуется предметным мотивом, целенаправленностью, состоит из нескольких последовательных фаз — ориентировки, планирования, реализации речевого плана, контроля;
b) активный, целенаправленный, опосредованный языковой системой и обусловленный ситуацией общения процесс передачи и приема сообщений;
c) речь, выступающая в виде самостоятельной деятельности (если
она имеет специфическую мотивацию, не реализуемую другими видами деятельности);
d) речь, обусловленная ситуацией, задачей, условиями общения, коммуникативными потребностями, культурной спецификой поведения участников общения.
*
Слайд 5 На работу по развитию связной речи действующей программой отводится:
a) 20-30 % учебного времени
b) 30-40 % учебного времени
c) до 50% % учебного времени
d) 11-20 % учебного времени
Слайд 6 Культура речи - это
a) область культуры, которая охватывает
не всю речь, а ту её часть, которая ограничена рамками культуры общения и рамками литературного языка, т.е. регулируется определёнными правилами и нормами.
b) область лингвистики, которая изучает осознанную речевую деятельность по созданию целенаправленной и целесообразной этически корректной эффективной речи в заданных или смоделированных условиях общения.
c) речь данного общества и конкретного человека, характеризующаяся высоким уровнем развития.
d) культура восприятия речи и её понимания.
Слайд 7 Что такое чтение?
a) базовый компонент воспитания, обучения, образования и
развития культуры;
b) один из видов речевой деятельности, заключающийся в переводе буквенного кода в звуковой, который проявляется либо во внешней, либо во внутренней речи;
c) форма смыслового восприятия читателем информации (знаний, норм, ценностей), заключенных в печатных или рукописных текстах;
d) вид коммуникативно-познавательной деятельности.
Слайд 8*
Обучение видам речевой деятельности
Слайд 9 ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ КУРСА –
дать основы знаний о языке,
позволяющие обеспечить достаточно высокий уровень речевого общения и грамотного письма, необходимый для успешной индивидуальной и социальной деятельности, а также для понимания диалога русской и украинской культур.
*
Слайд 10осознать богатство русского языка и его выразительные возможности;
овладеть всеми видами речевой
деятельности (слушанием, чтением, говорением, письмом), необходимыми в важных для человека сферах общения;
работать с текстом: извлекать и преобразовывать необходимую информацию; осмысливать структуру, содержание и языковые особенности текстов разных жанров и стилей и создавать такие тексты самостоятельно;
правильно выражать свои мысли, развивать способность к речевому взаимодействию и взаимопониманию, организовывать свою и чужую речевую деятельность;
овладеть знаниями стратегий речевого поведения, способствующих успешному общению
Задачи курса
Слайд 11
Речевая линия
это обучение по
созданию и
восприятию текстов.
Слайд 12
*
Обучение слушанию
Слушание — разновидность речевой деятельности, тесно
связанной с устной речью
Слайд 14
Виды работ по развитию умения слушать:
Слайд 15Обучение чтению
*
Чтение — один из видов речевой деятельности,
заключается в переводе буквенного кода в звуковой, который проявляется либо во внешней, либо во внутренней речи
Слайд 18«В «Артеке» стало традицией выезжать в открытое море и отправлять письма
незнакомым друзьям. К пирсу подходят катера, и путешествие начинается. В туманной дымке тают очертания знакомых гор. Далеко в открытом море ребята бросаю бутылки. Их подхватывают и уносят волны…(остановка)
Одну из бутылок волна выбросила на болгарское побережье. Её отправили в редакцию газеты «Народна младеж»…(остановка)
*
Слайд 19Обучение устной и письменной речи
*
Слайд 22
нмск
*
• предложение должно состоять из 4-х слов;
• начальные буквы слов должны
отвечать последовательности НМСК, т.е. первое слово начинается на букву «Н», второе – «М», третье – «С», четвертое – «К».
Например: Наша мама самая красивая.
• Проявление вашего умения использовать словарный запас, его уровень и богатство.
• А какое новое слово вы внесли в словарный запас за последнюю неделю, месяц, год?
Слайд 23 Восстановите смысловую и структурную форму текста, расположив разрозненные предложения
в правильной последовательности. При правильном выполнении задания, вы узнаете загадку вашего имени. (переписывать текст не нужно, поменяйте лишь последовательность цифр). На основе полученного текста составьте связное высказывание: « Влияет ли имя человека на его судьбу?»
Тайна твоего имени
*
Слайд 24Имя наоборот
*
• Написать ваше имя так, как вам нравится, чтобы вас
называли в этом коллективе.
• Второй этап. Переписать это слово с последней буквы на первую, в зеркальном отражении.
• Третий этап. Написать, что обозначает ваше имя наоборот.
Например: REEBOK – это длинноногий косуля-самец, бегущий по зарослям сахарного тростника.
Слайд 25Стихотворение
про любимый фрукт-овощ
*
• Выполняется командами.
• Стихотворение, в котором высказать
свое отношение к «любимому» фрукту-овощу.
• Презентация командная (т.е. «хором»).
Слайд 26Картина моего
счастливого будущего
*
Представьте себя через 3 года.
Ответьте на вопросы:
Где вы находитесь?
С чего начался ваш день, кто вас окружает?
О чем думаете, что делаете в течение дня, с кем общаетесь, какие задачи решаете?
Кем являетесь, где работаете, чем обладаете?
И самое главное, что успели сделать, чего достигли, чем гордитесь за прошедшие 3 года?
Слайд 27
Миллион долларов
*
• Представив, что у вас появился один миллион
долларов, надо расписать,
что вы с ним сделаете.
• Расписать по конкретным цифрам,
чтобы всё сошлось.
У вашей шляпы белый цвет!
Эмоциям скажите: «Нет!»
Бесстрастно факты изложите!
Не надо чувств! Их берегите!
Вы должны сосредоточиться на той информации, которой располагаете или которая необходима для принятия решения: мыслите фактами, цифрами. Без эмоций, без субъективных оценок. Только факты!!!
Вы с желтой шляпой – это значит,
Лишь позитив найти задача!
Что продуктивно, хорошо!
Аргументируйте еще!
Под желтой шляпой постарайтесь найти
достоинства и преимущества предложения.
Необходимо выделить в рассматриваемом
явлении позитивные стороны и
аргументировать
Слайд 33ЧЁРНАЯ ШЛЯПА
Я весь негатив, недостатки сложила
Лишь в черную шляпу! Скажите, что было
Проблемно, неясно! Причину найдите!
Без критики не было б многих открытий!
Смысл заключается в том, чтобы не только
выделить противоречия, недостатки, но и
проанализировать их причины
Слайд 35КРАСНАЯ ШЛЯПА
Эмоции, чувства лежат в шляпе красной
Грусть, радость, обида – все
чувства прекрасны.
Что вам интересно, что вас удивляет…
Пусть только эмоции вас направляют.
С каким именно моментом занятия связана та или иная эмоция? Не нужно объяснять, почему Вы пережили то или иное эмоциональное состояние (грусть, радость, интерес, раздражение, обиду, агрессию, удивление и т.д.), нужно лишь осознать это. Иногда эмоции помогают нам точнее определять направление поиска, анализа.
Слайд 37ЗЕЛЁНАЯ ШЛЯПА
Лишь творческой шляпы зеленый подход!
Она размышлять вам возможность дает!
К вопросу
она подойдет нестандартно,-
Творите, рождайте идеи, ребята!
Задайтесь вопросами: «Как можно было бы применить тот или иной факт, метод и т.д. в новой ситуации?», «Что можно было бы сделать иначе, почему и как именно?», «Как можно было бы усовершенствовать тот или иной аспект?» и др. Эта «шляпа» позволяет найти новые грани в изучаемом материале.
Слайд 39СИНЯЯ ШЛЯПА
У вас шляпа синяя! Будьте готовы
К тому, что за вами
последнее слово!
Вы слушайте всех, материал собирая,
Озвучьте итог, мысли шляп обобщая!
Это философская, обобщающая «шляпа».
Те, кто мыслит в «Синем» русле, постарайтесь обобщить высказывания других «шляп», сделать общие параллели и т.д.
Слайд 40 Как бы вы продолжили фразу?
Для меня
сегодняшний семинар – это …
?