Слайд 1МОБУ СОШ № 9 им. М.И.Кершенгольца
Обучение детей с ОВЗ (инклюзивное образование)
Назарова М.М.
Слайд 2
«Образование – право каждого человека, имеющее огромное
значение и потенциал. На образовании строятся принципы свободы, демократии и устойчивого развития… нет ничего более важного, никакой другой миссии, кроме образования для всех…»
Кофи Аннан
Слайд 3 Инклюзивное обучение
1.Инклюзивное (французское слово inclusif — включающий в себя,
от латинского include — заключаю, включаю) или включенное образование — термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных школах.
Слайд 4 Принципы инклюзивного образования
— ценность человека не зависит от его способностей
и достижений;
— каждый человек способен чувствовать и думать;
— каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
— все люди нуждаются друг в друге;
— подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
Слайд 5 Принципы инклюзивного образования
— все люди нуждаются в поддержке и дружбе
ровесников;
— для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
— разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Слайд 6Принципы формирования индивидуальной программы обучения:
Подходит для всех учеников (не только для
учеников с инвалидностью)
Служит средством приспособления к широкому кругу возможностей ученика
Является способом выражения, принятия и уважения индивидуальных особенностей обучения
Применима ко всем составным частям программы и к привычной манере поведения в классе
Составлена с целью повышения успешности ученика.
Слайд 7Результаты инклюзии:
У учеников есть возможность активного и постоянного участия во всех
мероприятиях общеобразовательного процесса
Адаптация как можно менее навязчива и не содействует выработке стереотипов
Мероприятия направлены на включение ученика, но достаточно для него сложны
Индивидуальная помощь не отделяет и не изолирует ученика
Появляются возможности для обобщения и передачи навыков
Существуют процедуры оценки эффективности
Слайд 8Обычный учитель может быть успешен при условии, если:
он достаточно гибок,
ему интересны
трудности и он готов пробовать разные подходы
он уважает индивидуальные различия
Слайд 9Как же реализуются принципы инклюзивного образования на практике?
Ход урока зависит от того,
как усвоили ученики предыдущий материал, какой этап обучения берется за основу (изложение нового материала, повторение пройденного, контроль за знаниями, умениями и навыками). Закрепление и отработка полученных знаний, умений и навыков проводятся на разном дидактическом материале, подобранном для каждого учащегося с ОВЗ индивидуально (карточки, упражнения из учебника или учебного пособия, тексты на доске, алгоритмы).
Слайд 10Причастие
От каких частей речи образовано причастие?
А) от прилагательного и глагола
Б) от
наречия и глагола
В) от наречия и прилагательного
Выберите из данных слов причастия:
А) синий
Б) синеет
В) синеющий
Г) синева
Укажите словосочетания
причастие + существительное
бушующее море
зеркальная поверхность
выполнить задание
зашитая дырка
Слайд 11Причастие
Укажите словосочетание с действительными причастиями:
Играющий ребенок
Посаженное
дерево
Растущее растение
Открытая книга
Выращенный урожай
Укажите словосочетания со страдательными причастиями:
1)кусты, посаженные весной
2) дети, посадившие деревья
3) трава, выжженная солнцем
4) грибы, собранные утром
5) разбитое кем-то зеркало
Слайд 12Причастие
Подчеркните краткие причастия:
Зеленый, весел, построен, красен, выученные, наполнен, завален, сушеные
Расставьте
знаки препинания и подчеркните причастия и причастные обороты как члены предложения:
Лодки качались поднятые и опущенные волной.
Мы сели отдохнуть на поваленную ветром иву.
В шорохе окружавшем нас я услышал голос с берега.
Тает в небе журавлиный удаляющийся крик.
Мы бродим по лесу перевитому гирляндами тропических лиан.
Слайд 13Как же реализуются принципы инклюзивного образования на практике?
Если на уроке совместная
работа невозможна, то в этом случае он выстраивается по следующей структуре: учитель сначала объясняет новый материал, а учащиеся с ОВЗ в это время выполняют самостоятельную работу, направленную на закрепление ранее изученного. Затем для закрепления нового материала учитель дает классу самостоятельную работу, а в это время занимается с группой учащихся с ОВЗ (проводит анализ выполненного задания, оказывает индивидуальную помощь, дает дополнительное объяснение и уточняет задания, объясняет новый материал). Такое чередование деятельности учителя общеобразовательного класса продолжается в течение всего урока.
Слайд 14Дифференцированный подход
Используется дифференцированный подход с элементами группового обучения. Здесь хорошо
применить достаточно известный прием: при объяснении новой темы класс делится на пары, группы. Сильный ученик должен еще раз объяснить тему слабому. В качестве контроля даются индивидуальные задания как письменные, так и устные.
Слайд 15Дифференцированный подход
Подбери к существительным прилагательные.
Образец. Лютик жёлтый (м. р.).
Лютик, мак, василёк (цвет).
Груша, редька, лимон (вкус). Кольцо, ведро, мяч (материал).
Укажи род прилагательных.
К данным именам существительным подбери имена прилагательные и напиши словосочетания.
Повидло (ср. р.) … . Тюль (м. р.) … .
Путь (м. р.) … . Полотенце (ср. р.) … .
Туфля (ж. р.) … . Фамилия (ж. р.) … .
Прорубь (ж. р.) … . Картофель (м. р.) … .
Фасоль (ж. р.) … . Кофе (м. р.) … .
Слайд 16Дифференцированный подход
Спиши пословицы, вставив пропущенные буквы.
1) Хорош.. песня дух бодрит.
2) Хорош.. железо не ржавеет, хорош.. человек не забывается. 3) Одинок.. дерево ветер валит.
4) Дружн.. табун волков не боится. 5) Ласков.. слово что весен.. день. 6) Добр.. дело в воде не утонет.
Допишите окончания имён прилагательных. Укажите род.
Умн.. книга что тепл.. дождь для всходов. Добр.. слава лежит, а худ.. бежит. Дождлив.. лето хуже осени. 10) Утренн.. роса – добр.. слеза: ею лес умывается, с ночкой прощается. Высок.. небо – отец мой, широк.. земля – мать моя. Знание – высш.. богатство.
Слайд 17Игровая методика
Хорошо помогает смена деятельности и формы урока: экскурсия, игра, викторина
и т.д.
Слайд 18Ориентация на индивидуальный прогресс
В классах, где обучаются дети с
разными познавательными возможностями, необходимо вести мониторинг достижений.
Слайд 19ВИДЫ ПОМОЩИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ
индивидуально дозированная стимулирующая помощь,
направляющая помощь,
обучающая
помощь,
актуализация мотива действия,
создание эмоциональных игровых ситуаций,
организация внимания и усиление речевого контроля,
уменьшение объёма и темпа работы.
Слайд 20Выводы
Учить детей надо вне зависимости от уровня их развития .
Социальная адаптация
ребенка происходит легче.
Нельзя в классах, где есть дети с ОВЗ использовать традиционные методы и формы работы.
Составление индивидуальных учебных маршрутов и проведение мониторингов становится необходимым.