Слайд 1учитель русского языка и литературы
Саркисова Гульназ Ямильевна
МБОУ СОШ № 44 г.Сургут
Слайд 2Формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном
процессе
Слайд 3Особенности методики традиционного обучения
Слайд 4
Методы и технологии, используемые для модернизации поддерживающего обучения
обучение в группе
метод проектов
технология
«Портфель ученика»
технология «Дебаты»
технология проблемного обучения
технология критического мышления
Слайд 5 Ученик должен осознать: все, что делается сегодня, должно
приносить пользу в дальнейшем. Действие должно быть направлено на будущее, что является одним из сущностных признаков компетентности.
Деятельность – это основа, средство и решающее условие развития личности.
Слайд 6К группе риска детей, предрасположенных к дислексии:
1) леворукие дети, скрытые
левши и так называемые амбидекстры, одинаково владеющие как правой, так и левой рукой;
2) кинестетики;
3) дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности;
4) дети с задержкой развития устной речи.
Слайд 7Развитие техники чтения у школьников с дислексией
метод жужжащего чтения
чтение перед сном
зрительные
диктанты, разработанные профессором И. Т. Федоренко (г. Харьков)
чтение скороговорок
Слайд 9Диктант 1
1. Тает снег. (8 букв)
2. Идёт дождь.
(9)
3. Небо хмурое. (10)
4. Коля заболел. (11)
5. Запели птицы. (11)
Диктант 2
1. Поле опустело. (12)
2. Трещат морозы. (12)
3. Я ищу землянику. (13)
4. В лесу росла ель. (13)
5. Наступила осень. (14)
Слайд 10Диктант 3
1. Дни стали короче. (14)
2. В лесу много
берёз. (15)
3. Прилетели птички. (15)
4. Ярко светит солнце. (16)
5. Лида вытерла доску. (16)
Диктант 4
1. Весело бегут ручьи. (16)
2. Подул резкий ветер. (16)
3. Зоя прилежно учится. (17)
4. Дятел долбил дерево. (17)
5. Я хочу посадить цветы. (18)
Слайд 11Диктант 5
1. Иней запушил деревья. (18)
2. Без воды цветы вянут.
(19)
3. Пролетело жаркое лето. (19)
4. Возле дома посадили ель. (20)
5. Солнышко светит и греет. (20)
Диктант 6
1. Федя решил задачу у доски. (21)
2. Загорелась в небе зорька. (21)
3. На деревьях сверкал иней. (21)
4. Город Киев стоит на Днепре. (22)
5. В лесу собирают землянику. (22)
Слайд 12Современный урок русского языка и литературы в условиях введения ФГОС нового
поколения должен включать следующие шесть основных этапов:
Слайд 13мобилизация (предполагает включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность);
целеполагание (учащиеся самостоятельно формулируют
цели урока по схеме «вспомнить → узнать → научиться»);
осознание недостаточности имеющихся знаний (учитель способствует возникновению на уроке проблемной ситуации, в ходе анализа которой учащиеся понимают, что имеющихся знаний для ее решения недостаточно);
Слайд 14коммуникация (поиск новых знаний в паре, в группе);
взаимопроверка, взаимоконтроль;
рефлексия (осознание учеником
и воспроизведение в речи того, что нового он узнал и чему научился на уроке).
Слайд 15Критика - изучение или обсуждение чего-либо с целью поиска недостатков.
С.И.Ожегов
Критическое мышление - это умение занять свою позицию по обсуждаемому вопросу и умение обосновать ее, способность выслушать собеседника, тщательно обдумать аргументы и проанализировать их логику.
Слайд 17Приемы РКМЧП:
Инсерт
«V» - информация мне известна
«+» - узнал что-то новое
«--» -
противоречит тому, что знаю;
не согласен
«?» - хочу узнать подробнее
Слайд 18Приемы РКМЧП:
Таблица «З-Х-У»
Таблица «Н-С-О»
Слайд 20Приемы РКМЧП:
Синквейн
1 строка-1 существительное (тема)
2 строка-2
прилагательных (раскрывающие тему)
3 строка- 3 глагола (описывающие действия по теме)
4 строка- предложение (отношение к теме)
5 строка- 1 слово-резюме (синоним темы)
Слайд 21Организационные формы рефлексии
«Хочу спросить»
«Для меня сегодняшний урок…»
«Сообщи свое Я»
«Пантомима»
Типовые вопросы итоговой
рефлексии…
Слайд 22Типовые вопросы итоговой рефлексии
Что понравилось/нет?
Какие задания оказались трудными/легкими? Почему?
Что тебе помешало
справиться с заданием?
Почему я предложила такую работу, а не иную - разгадай ход мысли?
Почему работали в парах?
Чему ты научился?
Чем бы хотели заниматься на следующем уроке?
Какова, по логике, тема следующего урока?
Что считаешь нужным сделать дома?
Слайд 23фундаментальные цели образования (ЮНЕСКО)
научить получать знания- (учить учиться)
научить работать и
зарабатывать (учение для труда)
научить жить (учение для бытия)
научить жить вместе (учение для совместной жизни).
Слайд 24 "Необходимость изучения материала блочным методом диктуется не только требованиями к
его более раннему обобщению, но и к ранней дифференциации взаимосмешиваемых явлений и конкурирующих написаний с целью предупреждения ошибок "ложной" аналогии, связанных с интерферирующим влиянием одних знаний и умений на другие, внешне сходные, но не тождественные" Е.Г. Шатова
Слайд 27КЛЮЧЕВЫЕ МОМЕНТЫ ТЕХНОЛОГИИ «ПЕРСПЕКТИВНО-ОПЕРЕЖАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ
Слайд 28Два «золотых правила»:
От какого слова?
Какие части слова?
Слайд 29 «Изучение и хорошее знание законов словообразования, состава слова необходимо для
прочного усвоения правил правописания».
А.Н.Тихонов. «Школьный словообразовательный словарь»
Слайд 30Ученик должен осознать: все, что делается сегодня, должно приносить пользу в
дальнейшем. Действие должно быть направлено на будущее, что является одним из сущностных признаков компетентности.
Слайд 31Особенности методики традиционного обучения
Слайд 32Методы и технологии, используемые для модернизации поддерживающего обучения
обучение в группе
метод проектов
технология
«Портфель ученика»
технология «Дебаты»
технология проблемного обучения
технология критического мышления
Слайд 33 Ученик тогда усваивает материал, когда он его озвучивает, проговаривает
Слайд 35 Деятельность – это основа, средство и решающее условие развития личности
Слайд 36Скажи мне - и я забуду;
покажи мне – и я
запомню;
дай сделать – и я пойму.
Слайд 37 Опытный педагог постарается сделать учение занимательным, но никогда не лишит
его характера серьезного труда, требующего усилия воли.
К.Д.Ушинский
Слайд 38Педагог-мастер начинается с анализа деятельности своего труда
Слайд 39« …сильным, опытным становится педагог, который умеет анализировать свой труд…В самой
своей основе педагогический труд – настоящий творческий труд – стоит близко к научному исследованию. Эта близость, родство заключается прежде всего в анализе фактов и необходимости предвидеть. Учитель, умеющий проникать мысленно в сущность фактов, в причинно-следственные связи между ними, предотвращает многие трудности и неудачи…»
Сухомлинский В.А.
Слайд 40В.А.Сухомлинский: «…напрасный, безрезультативный труд и для взрослого становится постылым, отупляющим, бессмысленным,
а ведь мы имеем дело с детьми»