Слайд 1Роман А. С. Пушкина
« Евгений Онегин» и портретная живопись начала
19 века и второй половины 20 века.
Слайд 2
Чем более время удаляет нас от Пушкина, тем ближе он нам
становится духовно. Представленную работу мы посвятим гению русской поэзии Александру Сергеевичу Пушкину, не обошедшему своею музою и прекрасный мир изобразительных искусств.
Как прав был Н. В. Гоголь, сказавший ещё при жизни поэта замечательные слова: «Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет. В нём русская природа, русская душа, русский язык, русский характер…».
Материал тематического вечера поможет нам узнать что-то новое о личности и творчестве Пушкина, познакомиться с одной малознакомой вам стороне творческой личности поэта – об отношении А. С. Пушкина к пластическим искусствам (живописи, скульптуре), ярко выраженном в его произведениях. Пушкин умел превращать в поэзию и свои размышления об искусстве.
Слайд 3
Мир прекрасного для Пушкина был немыслим без театра, музыки, живописи, скульптуры.
Истинный поэт, наделённый богатым воображением, обладающий тонким художественным вкусом, он не мог не любить изобразительное искусство. Он хорошо чувствовал и понимал живопись, скульптуру; нередко в своих произведениях поэт с сожалением говорит о том, что природа не дала ему таланта живописца. Уже в шутливой лицейской поэме мы найдём такие строки:
Ах, отчего мне дивная природа
Корреджио искусства не дала?
Но Рубенсом на свет я не родился,
Не рисовать, я рифмы плесть пустился.
А. С. Пушкин. Монах (1813)
Слайд 4
Поразительно, как 16-летний юноша понимает, что для создания картины необходимы порывы
«пламенной души», вдохновение, наслаждение творчеством.
В юности Пушкин был серьёзно увлечён европейским искусством XVI-XVII веков, рафаэлевскую классическую традицию Возрождения он ставил выше всего.
Произведения Пушкина полны впечатлений от полотен выдающихся художников. Поэзия слова откликается на поэзию, созданную кистью талантливых живописцев. И это естественно, поскольку, по выражению Н. В. Гоголя, поэзия и живопись – родные сёстры, они рождают в нас высокие устремления, новые ощущения и мысли, поднимают нас над мелочами жизни, раскрывают в душе каждого что-то новое, неизведанное, о чём мы и сами не догадывались.
Слайд 5
В данном исследовании мы сопоставим литературные образы романа А.С.Пушкина «Евгений
Онегин» с произведениями портретной живописи начала 19 века и второй половины 20 века.
Из паспорта исследовательского проекта.
1.Учебный предмет, в рамках которого проводилась работа: литература.
2.Учебные дисциплины, близкие к теме проекта: мировая художественная культура, изобразительное искусство.
3.Цель проекта: найти такую форму анализа текста, которая позволила бы с наибольшей эффективностью использовать влияние различных видов искусства на восприятие литературных произведений.
4.Задачи проекта:
Изучить имеющуюся литературу по выбранной теме.
Сопоставить литературные образы романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин» с произведениями портретной живописи начала 19 века.
Написать главы для учебника будущего «Удивительный мир искусства».
5.Проблемные вопросы, на которые необходимо ответить в ходе выполнения работы: «Как сочетать работу над литературными образами и портретной живописью?», «Как выявить часто скрытое сходство литературного персонажа с героем портрета?», «Как влияет живопись на восприятие литературного произведения?».
6. Актуальность проекта в том, что
интегрирование знаний из различных областей искусства помогает более глубоко воспринимать единую картину мира, формирует оценочные позиции, расширяет эстетический кругозор.
попытка написать главы нового учебника должна доказать, что школьные учебники должны быть необычными, с большим количеством иллюстративного материала, интересными заданиями, ориентированными на работу мысли, на реализацию творческих способностей.
Слайд 6В. Боровиковский
1757 -1825
В. Тропинин
1776 -1857
О.Кипренский
1782 -1836
Художники-портретисты
начала XIX века
Слайд 7Евгений
Онегин первой главы похож на портрет Уварова, выполненный О.А.Кипренским. У Пушкина
читаем: «Острижен по последней моде; Как dandy лондонский одет…»
Кипренский в портрете Уварова также прекрасно передал законченность туалета своего героя. Оба художника запечатлели блестящего светского юношу, а для светского общества характерна была забота о наряде, о внешнем виде, к этому часто сводилась цель жизни.
В четвертой главе сравним нашего героя с портретом Ф.П.Крашенинникова, которого изобразил известный художник 19 века В.А.Тропинин.
На портрете молодой человек с ясным, открытым лицом. Костюм его по-домашнему свободен: на нем и шелковый платок, повязанный кушаком, и русская рубаха. Герой картины изображен в распахнутом халате.
В таком виде можно представить Онегина читающим или по-дружески спорящим с Ленским.
Меж ими все рождало споры
И к размышлению влекло…
Такой Онегин, разумеется, не мог уже походить на портрет Уварова.
Главы из учебника
Слайд 8Ольга
Проще всего найти у художников Ольгу. Пушкин показал
в этом образе обыкновенную барышню: она молода, свежа и поэтому кажется хорошенькой, она добродушна, но легкомысленна; такую можно было встретить почти в любой усадьбе. Больше всего их у Боровиковского. Одним из удачнейших, на наш взгляд, кажется портрет Арсеньевой.
У Арсеньевой чудесные блестящие глаза, золотистые локоны, румяные щечки и лукавый вздернутый носик, на ней игривый костюм.
Вспоминая строки романа, о ней можно сказать:
Всегда скромна, всегда послушна,
Всегда как утро весела,
Как жизнь поэта простодушна,
Как поцелуй любви мила;
Ленский
Ленского мы видим только с одной внешней деталью: «кудри черные до плеч». Слишком обща, маловыразительна его характеристика – хорош собою, красавец. Все другие подробности описания направляют внимание на его психологическую обрисовку: вечно вдохновенный взор, всегда восторженная речь, дух пылкий, сладкое мученье, чистая любовь, задумчивый мечтатель…
Художник О.А.Кипренский из тех, кто не просто переносит черты внешности на холст, но и показывает внутренний мир человека, поэтому мы обратились к эталону романтизированного изображения «Портрету В.А.Жуковского» (1816).
Слайд 9Татьяна
В живописи образ, близкий к Татьяне, создал Кипренский в портрете-картине «Мечтательница».
Поэт, как и художник, поставил перед собой цель создать образ девушки, привлекающей не внешней, а внутренней красотой. Приводя стихи, которыми Пушкин характеризует свою героиню и которые можно отнести к «Мечтательнице», по выражению глаз, по рисунку губ, повороту головы на картине можно понять характер героини.
Сравнивая Татьяну с «Мечтательницей», мы ориентируемся только на первые главы романа. Представить себе «Мечтательницу» в виде блестящей светской дамы так же невозможно, как представить себе в этой роли деревенскую Таню.
В восьмой главе перед Онегиным – новая Татьяна: блестящая княгиня, «законодательница зал». Пушкин любит Татьяну, и, пожалуй, нигде это так не чувствуется, как в 8 главе. Именно такой описывает он ее, какой, вероятно, хотел бы видеть свою жену
Она была нетороплива,
Не холодна, не говорлива…
Созданный задолго до женитьбы образ Татьяны воплотил пушкинскую мечту о настоящей любви. Всё это даёт нам возможность увидеть черты Татьяны в портрете жены Пушкина Н. Н. Гончаровой, созданном А. П. Брюлловым
Слайд 10 Известный современный художник Дмитрий Белюкин создал серию работ, посвящённых
известному роману в стихах А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Нас заинтересовали эти полотна, скажем несколько слов об их авторе и о самих полотнах
Дмитрий Белюкин родился в Москве в 1962 году, сын известного художника, книжного иллюстратора Анатолия Ивановича Белюкина. Закончив МСХШ им. Сурикова в 1980 году, поступил в Московский государственный художественный институт им. В. И. Сурикова на факультет живописи, мастерскую портрета (руководитель – профессор И. С. Глазунов). В 1986 году Дмитрий с отличием защитил дипломную картину «Смерть Пушкина». Цикл работ посвятил работе над иллюстрациями к роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин»
С 1999 года и по настоящее время работает в Студии военных художников им. М. Б. Грекова.
Дмитрий Белюкин работает в традиции русской классической школы живописи, ведёт активную выставочную деятельность, живёт и работает в Москве.
Слайд 11
Итак, она звалась Татьяной.
Ни красотой сестры своей,
Ни свежестью ее румяной
Не
привлекла б она очей.
Дика, печальна, молчалива,
Как лань лесная боязлива,
Она в семье своей родной
Казалась девочкой чужой.
Слайд 12Татьяна в поле
Задумчивость, ее подруга
От самых колыбельных дней,
Теченье сельского досуга
Мечтами украшала
ей.
Слайд 13
...На стеклах легкие узоры,
Деревья в зимнем
серебре,
Сорок веселых на дворе
И мягко устланные горы
Зимы блистательным ковром.
Всё ярко, всё бело кругом.
Татьяна на фоне русской зимы
Слайд 14Татьяна пишет письмо Онегину
И сердцем далеко носилась
Татьяна, смотря на луну…
Вдруг мысль
в уме ее родилась…
«Поди, оставь меня одну.
Дай, няня, мне перо, бумагу
Да стол подвинь; я скоро лягу...
Слайд 15 Нас заинтересовали и работы художницы из Петербурга Тимошенко Лидии
Яковлевны( 1903–1976) . Она родилась в Петербурге, училась в ГИНХУКе у Павла Мансурова.
После войны Тимошенко поселилась в Москве. Тяжелый недуг не позволял работать в полную силу, тем не менее, она провела грандиозную работу, занявшую около двадцати лет, по иллюстрированию "Евгения Онегина" в живописной и графической технике. Л.Я. Тимошенко - художник страстный, с ярко выраженными симпатиями; при всем разнообразии жанров и манеры письма, через все ее творчество проходит лейтмотив доверчивой юности, нежного девичества, мягкой женственности. В ее творчестве тесно соседствуют и графика, и живопись.
Слайд 16Художник Тимошенко Лидия Яковлевна
В тишине лесов
Татьяна в тишине лесов
Одна с
опасной книгой бродит,
Она в ней ищет и находит
Свой тайный жар, свои мечты,
Плоды сердечной полноты,
Вздыхает и, себе присвоя
Чужой восторг, чужую грусть,
В забвенье шепчет наизусть
Письмо для милого героя..
Слайд 17
Татьяна участвует в гаданиях дворовых девушек
Служанки со всего двора
Про барышень
своих гадали
И им сулили каждый год
Мужьев военных и поход.
Слайд 18
И начинает понемногу
Моя Татьяна понимать
Теперь яснее - слава богу -
Того, по
ком она вздыхать
Осуждена судьбою властной...
Слайд 19
В тоске безумных сожалений
К ее ногам упал Евгений;
Она вздрогнула и молчит;
И
на Онегина глядит
Без удивления, без гнева...
Слайд 20Поразмышляем
над прочитанным.
Читая главу учебника, вы, вероятно, обратили внимание на то,
что в ней помещен материал только о трех художниках начала 19 века: О.А.Кипренском, В.А.Тропинине, В.Л.Боровиковском. Но в главе упоминается еще один портрет, созданный А.П.Брюлловым.
Кто такой А.П.Брюллов? Найдите информацию о нем и заполните оставленную для нее страницу.
Сопоставления литературных образов с произведениями портретной живописи не всегда бесспорны и не исключают возможности других аналогий. Познакомьтесь с портретом Ф.А.Голицына работы Кипренского и портретом В.С.Путятиной художника Веницианова.
Каких героев романа «Евгений Онегин» они напоминают? Сравните работы живописцев с образами, созданными Пушкиным. К каким выводам о типических характерах эпохи начала 19 века вы пришли?
Развиваем свою речь.
Творческое задание.
В главе образ Ленского сравнивается с портретом молодого Жуковского, написанным О.А. Кипренским. Этот же художник создал портрет другого поэта К.Н. Батюшкова, без которого, по словам В.Г. Белинского, «Мы не имели бы Пушкина». И хотя, по мнению того же Белинского, «направление поэзии Батюшкова совсем противоположно поэзии Жуковского», предметность его стихов всегда окрашивается в романтические, мечтательные тона.
Читая роман «Евгений Онегин», многие читатели в образе элегического поэта Ленского находят и личные черты молодого Пушкина. Рассмотрите гравюру Е. Гейтмана «Пушкин - юноша».
Самостоятельно поработайте над репродукциями с картин, сравните литературный образ Ленского с наиболее удачным, на ваш взгляд, портретом и попробуйте написать новую страничку прочитанной вами главы учебника.
Слайд 21Итоги исследования.
Сочетание работы над литературными образами и знакомство с портретной живописью
помогло раскрыть (каждый по-своему) вопрос о типическом.
Литература рисует человеческий характер в развитии – живопись запечатлевает лишь один момент жизни героя портрета.
Работа над темой помогла ответить на вопрос: почему , например, портрет Ольги можно найти у Боровиковского, а портрет Татьяны у Кипренского, и сделать вывод о зависимости изображения от мировоззрения автора картины.
А.С.Пушкин о внешности любимых героев говорит очень мало, значит, и в Онегине, и в Татьяне, и в Ленском важно другое: их духовный облик, мечты, мысли, чувства.
Написание глав учебника будущего позволило изложить материал исследования в необычной форме (в виде глав учебника), проиллюстрировать его, придумать задания, рассчитанные на творческий подход к их выполнению. Кроме того, для работы мысли и возникновения новых идей оставлена возможность продолжения работы над темой и написания новых страниц будущего учебника.
Слайд 22Обзор использованной литературы:
Валентин Непомнящий. «Евгений Онегин» как «проблемный роман» - Москва,
2000 .
Наталья Григорьевна Долинина. «Прочитаем «Онегина» вместе» - Ленинград, Детская литература, 1985.
Николай Леонтьевич Бродский «Евгений Онегин». Роман А.С.Пушкина - Москва, Просвещение, 1964.
Владимир Ильич Порудоминский. «Половина моей жизни» -Москва, Детская литература, 1987.