Слайд 1Иван Сергеевич Тургенев
«Образ Базарова в романе
«Отцы и дети»
Подготовила
Зайцева Л.И.,
ГБОУ СОШ
с. Алексеевка
Самарской области
Слайд 2 Евгений Васильевич Базаров
Приемы создания образа
Портрет
Художественные
детали
Противопоставление
- Базаров-Кирсановы
- Базаров – Кукшина, Ситников
- Базаров – Одинцова
- Базаров - мужики
Слайд 3Портрет (психологическая деталь)
Базаров – человек высокого роста. У него длинное и
худое лицо, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом,
большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету. Лицо оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум. Тонкие губы Базарова чуть тронулись… Его темно-белокурые волосы, длинные и густые, не скрывали
крупных выпуклостей просторного черепа.
Длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом,
большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно
оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум.
Слайд 4Художественная деталь в портрете
На нем длинный балахон с кистями. Базаров
протянул обнаженную красную руку, отвечал он ленивым, но мужественным голосом.
Слайд 5 Евгений Базаров – демократ по происхождению и убеждению.
Он гордится своим дедом, который пахал землю, умеет общаться с простыми людьми и не боится никакой работы.
Слайд 6 Чтобы образ Базарова стал яснее читателям,
Тургенев противопоставляет его Кирсановым.
Павел Петрович и Николай Петрович Кирсановы.
Слайд 7Павел Петрович Кирсанов похож на английского сэра, он щеголь, франт. Разговаривая
с крестьянами, он морщится и нюхает одеколон. Его либеральные рассуждения – дань моде. Он делает попытку расправиться с Базаровым на дуэли, но сцена дуэли производит комическое впечатление. Жизнь заканчивает в Германии, вдали от Родины. На его столе - серебряная пепельница в виде мужицкого лаптя. Это все, что осталось у него от России.
Павел Петрович Кирсанов.
Слайд 8Николай Петрович Кирсанов
Барин лет сорока с небольшим... У него хорошее имение
в двести душ, две тысячи десятин земли. Любит Пушкина, читает наизусть «Онегина», играет на виолончели.
Слайд 9 Рисуя путь Базарова и Аркадия Кирсанова в Марьино,
И.С.Тургенев обращает внимание читателя на ужасающую нищету крестьянства накануне реформы: крошечные пруды с худыми плотинами, «деревеньки с низенькими избенками», «покосившиеся молотильные сарайчики».
«Преобразования необходимы»
Слайд 10Кто он, герой 60-х годов XIX века?
Кто же поведет Россию вперед?
Кто займется реальными проблемами русской жизни? Вывод Тургенева однозначен: не «отцы». «Их песенка спета»,- говорит про них Базаров. «Архаическое явление»- такую характеристику Павлу Кирсанову дает не только Базаров, но и сам Тургенев.
Слайд 11Кто он, герой 60-х годов XIX века?
Может быть, будущее за Базаровым
и его учениками?
Слайд 12Последователи Базарова
Ситников - человек небольшого роста, в славянофильской венгерке и чересчур
элегантных перчатках. Тревожное и тупое выражение сказывалось в маленьких, впрочем, приятных чертах его прилизанного лица; словно вдавленные глаза глядели пристально и беспокойно, и
смеялся он беспокойно: каким-то коротким, деревянным смехом.
Интерьер
Комната, в которой они очутились, походила скорее на
рабочий кабинет, чем на гостиную. Бумаги, письма, толстые
нумера русских журналов, большею частью неразрезанные,
валялись по запыленным столам; везде белели разбросанные
окурки папирос.
Портрет
На кожаном диване полулежала дама, еще молодая, белокурая
несколько растрепанная, в шелковом, не совсем опрятном,
платье. У нее были круглые глаза, между которыми сиротливо
краснел крошечный вздернутый носик. В маленькой и
невзрачной фигурке эманципированной женщины не было
ничего безобразного; но выражение ее лица было
неприятно. Она развязно вернула папироску своими
побуревшими от табаку пальцами.
Слайд 14Эмансипированная женщина
За первою бутылкой шампанского последовала другая, третья и даже четвертая...
Евдоксия болтала без умолку; Ситников ей вторил. Много толковали они о том, что такое брак - предрассудок или преступление, и какие родятся люди - одинаковые или нет? и в чем собственно состоит индивидуальность? Дело дошло, наконец, до того, что Евдоксия, вся красная от выпитого вина и стуча плоскими ногтями по клавишам расстроенного фортепьяно, принялась петь сиплым голосом…
Слайд 15Аркадий Кирсанов
Аркадий – духовно слабый человек. Базаров говорит о нем
так: «Ты нежная душа, размазня, где тебе ненавидеть! Ты робеешь, мало на себя надеешься… В тебе нет ни дерзости, ни злости, а мы драться хотим…Ты славный малый, но ты все-таки мякенький, либеральный барич…»
Слайд 16Испытание любовью
Любовь... Вряд ли найдется на Земле человек, который не испытал
бы этого великого и всепоглощающего чувства. И. С. Тургенев утверждал, что «только любовью держится и движется жизнь».
Слайд 17Анна Сергеевна Одинцова
Умна, рассудительна, красива, спокойна. «Герцогиня», - так называет ее
Базаров. Холодная натура, слишком дорожит своим покоем. Базаров ей страшен: в нем бушуют страсти. Выйдет замуж по расчету за человека холодного, как лед.
Слайд 18Василий Иванович Базаров
Родители Базарова – прекрасные люди, но они далеки от
идей сына. Между Базаровым и родителями нет взаимопонимания. Базаров сухо и холодно относится к ним.
Слайд 19Базаров и крестьяне
Иногда Базаров отправлялся в деревню и вступал в беседу
с каким-нибудь мужиком. «Что такое есть ваш мир?» -спрашивал Базаров. Но мужик его не понимал, а потом говорил другим крестьянам, что барину «язык почесать захотелось». В глазах мужиков Базаров был «шутом гороховым».
Слайд 20Трагическое одиночество
Есть ли рядом с Базаровым близкий, родной человек, кому бы
он смог передать свои убеждения? Нет. Базаров трагически одинок.
Слайд 21Духовный кризис
Любовь к Одинцовой пошатнула убеждения Базарова. Он пришел к выводу,
что любовь – не романтизм, не чепуха, не белиберда, а глубокая страсть, делающая человека счастливым. Так, может, его нигилизм – обман? Базаров понимает, что теряет веру в свои идеи, что он терпит катастрофу. Другим он сделаться не может. Остается одно – смерть. Так Тургенев развенчал нигилизм Базарова.
Слайд 22Финал романа
Тургеневу был дорог Базаров. «Я плакал, когда заканчивал роман»,- писал
автор. Но принять нигилизм героя Тургенев не мог: для него это было сухая ложная теория. Автор верит в бессмертие, красоту, любовь, что и утверждает в финале романа.