« Основы смыслового чтения»
Небогина Г.А., учитель русского языка и литературы, МБОУ Лицей №8, 20014 г.
Небогина Г.А., учитель русского языка и литературы, МБОУ Лицей №8, 20014 г.
Уравнове-
шенность, умение управлять своими эмоциями, уверенность в своих силах
Владение логическими операциями (анализ, синтез, сравнение, классификация, доказательство, выдвижение гипотез и т.д.), способность объективно относится к результатам своего труда
Умение четко выражать свои мысли, аргументировать свои высказывания, а также логично строить текст
Метапредметные результаты
Ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их личные позиции, социальные компетенции
Способность использования УУД в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности
Предметные результаты
Ф
Г
О
С
Регулятивные
УУД
Чтение
в составе УУД
Личностные
УУД
Междисциплинарная программа начальной школы
«Чтение. Работа с текстом»
Междисциплинарная программа основной школы
«Основы смыслового чтения и работа с текстом»
Рефлексия на содержание текста или на форму текста и его оценка
Это способность человека к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества.
Г.С. КОВАЛЕВА,
Э.А. КРАСНОВСКИЙ
Группы читательских умений
Основная школа Выпускник научится
ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл: определять главную тему, общую цель или назначение текста;
выбирать из текста или придумывать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;
формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;
предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;
объяснять порядок частей (инструкций), содержащихся в тексте;
сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты; обнаруживать соответствия между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т.д.;
находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте);
решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста: определять назначение разных видов текстов; ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию; различать темы и подтемы специального текста; выделять главную и избыточную информацию; прогнозировать последовательность изложения идей текста; сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме; выполнять смысловое свертывание выделенных фактов и мыслей; формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определенной позиции; понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.
Выпускник получит возможность научиться
анализировать изменения своего эмоционального состояния в
процессе чтения, получения и переработки полученной
информации и ее осмысления.
Основная школа
Выпускник научится
структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
преобразовывать текст, используя новые формы представления информации; формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
интерпретировать текст: сравнивать и противопоставлять заключенную в тексте информацию разного характера; обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов; делать выводы из сформулированных посылок; выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста.
Выпускник получит возможность научиться
выявлять имплицитную (скрытую,
присутствующую неявно) информацию текста
на основе сопоставления иллюстрированного
материала с информацией текста, анализа
подтекста (использованных языковых средств и
структуры текста).
Основная школа
Выпускник научится
откликаться на содержание текста: связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников; оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире; находить доводы в защиту своей точки зрения;
откликаться на форму текста, оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом – мастерство его исполнения;
на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию;
использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте).
Выпускник получит возможность научиться
критически относиться к рекламной информации;
находить способы проверки противоречивой
информации;
определять достоверную информацию в случае
наличия противоречий или конфликтной ситуации.
Техники активно-продуктивного чтения
Стратегии работы с текстом – это закономерность в принятии решений в ходе познавательной деятельности. Одинаковый способ работы с материалом при изменении самого материала, набор действий, которые использует учащийся для совершенствования обучения, повышения его эффективности и результативности. В случае успеха учащийся запоминает способ, переносит его в другие ситуации, делает универсальным.
Техника активно-продуктивного чтения основана на естественной возможности детей быстро усваивать большие порции информации, это ряд технологических приёмов, направленных на активизацию мыслительной деятельности учеников. На уроке ребятам представляется целый комплекс учебных задач, сочетающих в себе приёмы всех уровней.
Результатом такой работы является ученический продукт в виде выполненных заданий, составленных учеником собственных конструкций.
2.Стадия осмысления:
Чтение с остановками
Чтение в кружок
Чтение с пометами
Прочти вслух и выскажись
Сводная таблица
3.Стадия рефлексии:
«Море вопросов» («дерево вопросов»)
Соотношение вопроса и ответа
Чтение с пометами (инсерт)
Составление таблиц:
«Знаю, хочу узнать, узнал»
Карта рассказа
Логические схемы:
«Дом с колоннами»,
«Паучок», «Дерево»
Составление плана
Синквейн
Ученики
Любимые и разные.
Дерзают, думают, шалят…
Без них не хватает чего-то.
Судьба.
Использование технологии критического мышления
Начальная школа
Основная школа
Средняя школа
Высокие результаты обучения, успешная сдача ГИА-9 и ЕГЭ, развитие важнейшей компетенции личности школьника– умение учиться
Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.
Email: Нажмите что бы посмотреть