Презентация, доклад об опыте работы. Технология критического мышления на уроках литературы ( на примере изучения пьесы Горе от ума Грибоедова в 9 классе)

Содержание

Синквейн в портретах героев комедии А.С.Грибоедова

Слайд 1

Технология развития критического мышления на уроках литературы

Синквейн

Автор работы:
Учитель русского

языка и литературы МБОУ «СОШ № 21 г. Сергиев Посад Московской области»
Решетняк Галина Николаевна

Выступление на ТОУ учителей гуманитарного цикла 01.11.2016.

Технология развития критического мышления на уроках литературы Синквейн Автор работы:Учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №

Слайд 2Синквейн в портретах героев комедии А.С.Грибоедова

Синквейн в портретах героев комедии А.С.Грибоедова

Слайд 31

Педагогическая технология — относительно новое понятие педагогической науки. В 60—70-х гг.

ХХ в. оно ассоциировалось главным образом с методикой применения ТСО. В исследованиях российских специалистов понятие «педагогическая технология» получило более широкий смысл, относится к большому кругу образовательных процессов и рассматривается в педагогических системах различного уровня. В любой педагогической системе
« Педагогическая технология» — понятие, взаимодействующее с дидактической задачей. И если дидактическая задача выражает цель обучения и воспитания, то педагогическая технология — пути и средства их достижения. 

Педагогическая технология

1	Педагогическая технология — относительно новое понятие педагогической науки. В 60—70-х гг. ХХ в. оно ассоциировалось главным образом

Слайд 4

Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве

(толковый словарь). 
•Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачев). 
•Педагогическая технология - это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П.Беспалько). 
•Педагогическая технология - это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П.Волков). 
•Технология - это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния (В.М.Шепель). 

В настоящее время понятие педагогической технологии прочно вошло в педагогический лексикон. Однако в его понимании и употреблении существуют большие разночтения

Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).  •Педагогическая технология -

Слайд 5

•Технология обучения - это составная процессуальная часть дидактической системы (М.Чошанов). 
•Педагогическая технология

— это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию,
организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М.Монахов). 
•Педагогическая технология - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий
своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО). 
•Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и
методологических средств, используемых для достижения
педагогических целей (М.В.Кларин). 
•Технология обучения - это составная процессуальная часть дидактической системы (М.Чошанов).  •Педагогическая технология — это продуманная во всех

Слайд 6
Синквейн (от фр. (от фр. cinquains, англ. cinquain) пятистрочная 
стихотворнаястихотворная форма, возникшая в СШАстихотворная форма, возникшая в США в начале XX векастихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под

влиянием японскойстихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзиистихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии. В дальнейшем стала использоваться (в последнее время, с 1997 года, и в России) в дидактических целях, как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат. Ряд методистов полагает, что синквейны полезны в качестве инструмента для синтезирования сложной информации, в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа учащихся.

Синквейн 

Синквейн (от фр. (от фр. cinquains, англ. cinquain) пятистрочная стихотворнаястихотворная форма, возникшая в СШАстихотворная форма, возникшая в США в начале XX векастихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японскойстихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзиистихотворная форма,

Слайд 7

Дидактический синквейн развился в практике американской школы.
В этом жанре текст основывается не на

слоговой зависимости, а на содержательной и синтаксической заданности каждой строки.
Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово
(обычно существительное(обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные — два слова (чаще всего прилагательные или причастия),
они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
Третья строка — образована тремя глаголами — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.
Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.
Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно.
Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке — два слова. Возможны варианты использования и других частей речи.

Дидактический синквейн

Дидактический синквейн развился в практике американской школы. В этом жанре текст основывается не на слоговой зависимости, а на содержательной и

Слайд 8Синквейн с точки зрения педагогики

Написание синквейна является формой свободного
творчества, требующей

от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. Помимо использования синквейнов на уроках литературы (например, для подведения итогов по пройденному произведению) практикуется
и использование синквейна как заключительного задания по пройденному материалу любой другой дисциплины.

Синквейн с точки зрения педагогики

Синквейн с точки зрения педагогики Написание синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в

Слайд 9

Синквейн – это особое стихотворение, которое возникает в результате анализа и

синтеза информации. Мысль, переведенная в образ, как раз и свидетельствует об уровне понимания ученика.
Это прием, позволяющий развивать способности резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах, требует вдумчивой рефлексии.

Синквейн - это быстрый, но мощный инструмент для рефлексии

Синквейн – это особое стихотворение, которое возникает в результате анализа и синтеза информации. Мысль, переведенная в образ, как

Слайд 10Синквейн – выражает точку зрения автора  с одной стороны и представляет

форму «сжатия» информации с другой стороны.


Первая строка. 1 слово – понятие или тема (существительное).
Вторая строка. 2 слова – описание этого понятия (прилагательные).
Третья строка. 3 слова – действия (глаголы).
Четвертая строка. Фраза или предложение, показывающее отношение к теме (афоризм)
Пятая строка. 1 слово – синоним, который повторяет суть темы.

Синквейн –  выражает точку зрения автора  с одной стороны и представляет форму «сжатия» информации с другой

Слайд 11

1. Синквейн
2.Образный, точный
3.Обобщает, развивает, обучает
4. “Сила речи состоит в умении выразить

многое в немногих словах”
5.Творчество

Учитель и ученик растут вместе: обучение наполовину учение. (Ли Цзи)

1. Синквейн2.Образный, точный3.Обобщает, развивает, обучает4. “Сила речи состоит в умении выразить многое в немногих словах”5.ТворчествоУчитель и ученик

Слайд 12Цель :  внедрение синквейнов в образовательный процесс.

Методические задачи:
1. Познакомить с технологией критического

мышления.
2. Научить приёмам и правилам составления синквейнов.
3. Показать многообразие вариантов составления синквейнов.

Дидактическая цель  - поиск принципиально новых педагогических технологий, способных решить проблему сохранения здоровья учащихся.

Ожидаемые результаты:
развитие творческого мышления; обучение синтезированию сложной информации; создание благоприятной атмосферы на уроках.

Цель :  внедрение синквейнов в образовательный процесс. Методические задачи:1. Познакомить с технологией критического мышления.2. Научить приёмам и

Слайд 13Вариативность

Различные вариации для составления синквейна
способствуют разноплановому составлению заданий. Помимо самостоятельного (так

и в паре, группе) составления нового синквейна, возможно варианты с: составлением краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав
синквейна); коррекция и совершенствование готового синквейна; анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы - без первой строки, необходимо на основе существующих, ее определить).

Вариативность Различные вариации для составления синквейнаспособствуют разноплановому составлению заданий. Помимо самостоятельного (так и в паре, группе) составления

Слайд 14Формирование аналитических способностей

Составление синквейна, краткого резюме на основе больших объемов информации,

полезно для выработки способности к анализу. В отличие от школьного сочинения, синквейн требует меньших временных затрат, хотя и имеет более жёсткие рамки по форме изложения, и его написание
требует от составителя реализации практически всех его личностных способностей (интеллектуальные, творческие, образные).
Таким образом, процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно ориентированной.
Формирование аналитических способностейСоставление синквейна, краткого резюме на основе больших объемов информации, полезно для выработки способности к анализу.

Слайд 15Синвейн – превосходный способ контроля.

– приём технологии развития критического мышления, на

стадии рефлексии;  – малая стихотворная форма, используемая для фиксации эмоциональных
оценок, описания своих текущих впечатлений, ощущений и ассоциаций;
– короткое литературное произведение, характеризующее предмет (тему),
состоящее из пяти строк, которое пишется по определённому плану;
– это инструмент для синтеза слова «пять» и обобщения сложной информации.
– это средство творческого самовыражения.

СИНКВЕЙН:
- обогащает словарный запас;
- подготавливает к краткому пересказу;
- учит формулировать идею (ключевую фразу);
- позволяет почувствовать себя хоть на мгновение творцом;
- получается у всех.
Синвейн – превосходный способ контроля. – приём технологии развития критического мышления, на стадии рефлексии;  – малая стихотворная

Слайд 16
- самостоятельность,
- коммуникативность,
- толерантность,
- мобильность,
- умение адаптироваться к сложившейся

ситуации,
- ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности,
- самореализоваться и социализироваться в современном мире.

Технология развития критического мышления на уроках литературы помогает формировать в детях:

- самостоятельность, - коммуникативность, - толерантность,- мобильность,- умение адаптироваться к сложившейся ситуации, - ответственность за собственный выбор

Слайд 17

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ( уроки литературы в 9 «В», 9 «Г» классах по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума», октябрь 2016 г. )

Синквейн на тему :
«Автор комедии»


1 А.С.Грибоедов
2 Умный, смелый
3 Защищает, отстаивает, очаровывает
4 «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской…»
5 Истинный гражданин и патриот своей страны

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

Слайд 18Синквейн в портретах героев комедии А.С.Грибоедова

Синквейн в портретах героев комедии А.С.Грибоедова

Слайд 19

Работы учащихся 9 классов
ФАМУСОВ

1 Фамусов
2 Лицемерный, распущенный
3 Балуется, указывает, пристает
4 «Орел»
5

Лицемер

1 Фамусов
2 Корыстный, самовлюбленный
3 Заигрывает, прикидывается, наглеет
4 Сам себе режиссер
5 Прошлый век

1 Фамусов
2 Пожилой, властный
3 Заигрывает, унижает, пристает
4 Старый гуляка
5 Господин



1 Фамусов
2 Хитрый, наглый
3 Руководит, властвует, хамит
4 Раздает щедроты
5 Властелин

Работы учащихся 9 классовФАМУСОВ1 Фамусов2 Лицемерный, распущенный3 Балуется, указывает, пристает4 «Орел»5 Лицемер1 Фамусов2 Корыстный, самовлюбленный3 Заигрывает, прикидывается,

Слайд 20


1 Лиза
2 Скромная, тихая
3 Боится, угождает, прислуживает
4 В тихом омуте черти

водятся
5 Актриса


1.Лиза
2. Робкая, исполнитель-ная
3 Выручает, прикрывает, угождает
4 Хранительни-ца тайны своей госпожи
5 Наперсница


1 Лиза
2 Хрупкая, очаровательная
3 Скрывает, изворачивается,
робеет
4 Всегда готова услужить
5 Слуга господ


1 Лиза
2 Загадочная, хитрая
3 Помогает, изворачивается, теряется
4 Загадочная русская душа
5 Себе на уме девушка

Работы учащихся 9 классов
ЛИЗА

1 Лиза2 Скромная, тихая3 Боится, угождает, прислуживает4 В тихом омуте черти водятся5 Актриса1.Лиза2. Робкая, исполнитель-ная 3 Выручает,

Слайд 21



1.Молчалин
2.Гнусный, подлый
3.Лжет, флиртует, предает
4.Молчали-ны блаженствуют на свете
5.Клоун


1.Молчалин
2.Скрытный, наглый
3.Изменяет, подлизывается, втирается в

доверие
4 Хитрый лис
5. Обманщик



1.Молчалин
2.Непредсказуемый, коварный
3.Уговаривает, льстит, скрываает
4.На все готов ради выгоды и карьеры
5. Дамский угодник



1.Молчалин
2.Скромный, коварный
3.Изменяет, заигрывает, хитрит
4 Ко всем может влезть в душу
5.Подхалим

Работы учащихся 9 классов
МОЛЧАЛИН

1.Молчалин2.Гнусный, подлый3.Лжет, флиртует, предает4.Молчали-ны блаженствуют на свете5.Клоун1.Молчалин2.Скрытный, наглый3.Изменяет, подлизывается, втирается в доверие4 Хитрый лис5. Обманщик 1.Молчалин2.Непредсказуемый, коварный3.Уговаривает,

Слайд 22Мнение учеников
Вопрос учителя:
- Понравилось ли вам работать над синквейном?
Ответы учеников:

- Было интересно, так как это необычный вид работы ( Бурмистрова Т., 9 «Г»).
Было интересно. Потому что лучше понимаешь персонажей и их натуру
( Зубакин В., 9 «В»).
Работа была интересной, потому что я смогла лучше понять и обобщить характеристики и взгляды главных персонажей ( Насекина В., 9 «В»).
- Работа понравилась, так как это отлично характеризует то, что ты описываешь ( ОрешниковП. 9 «В»).

Мнение учениковВопрос учителя:-  Понравилось ли вам работать над синквейном?Ответы учеников: - Было интересно, так как это

Слайд 23АЛГОРИТМ НАПИСАНИЯ СИНКВЕЙНА

АЛГОРИТМ НАПИСАНИЯ СИНКВЕЙНА

Слайд 24Составим синквейн

Составим синквейн

Слайд 25

Мне больше всего удалось ...
Я могу себя похвалить за…
Я

могу похвалить коллег за...
Меня удивило…
Для меня было открытием то, что ...
На мой взгляд, не удалось…, потому что…
На будущее я учту…

ИТОГИ

Мне больше всего удалось ... Я могу себя похвалить за… Я могу похвалить коллег за...Меня удивило…Для меня

Слайд 26Успехов в работе!

Успехов в работе!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть