Презентация, доклад НОУ по литературе М. А Шолохов: жизнь и творчество. М. А Шолохов – плагиатор или автор своих произведений?

Содержание

Содержание:1. Введение2. Основная часть. Тайны секретных архивов. Реабилитация2.1 М. А. Шолохов: жизнь и творчество2.2 История создания романа «Тихий Дон»2.3 М. А Шолохов и его рассказ «Судьба человека»Хронограф3. Критики о творчестве Шолохова4.

Слайд 1Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3 г. Бор Нижегородской

области «Интеллект – 2015»   М. А. Шолохов: жизнь и творчество. М. А. Шолохов – плагиатор или автор своих произведений?

Исследовательская работа
по литературе
учеников 11 класса
Пономарёва Федора,
Мочалова Михаила
Учителя: Шитова М. В.,
Миронович С. Н.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3  г. Бор Нижегородской области «Интеллект – 2015»  

Слайд 2Содержание:
1. Введение
2. Основная часть. Тайны секретных архивов. Реабилитация
2.1 М. А.

Шолохов: жизнь и творчество
2.2 История создания романа «Тихий Дон»
2.3 М. А Шолохов и его рассказ «Судьба человека»
Хронограф
3. Критики о творчестве Шолохова
4. Заключение
5. Список используемой литературы

Содержание:1. Введение2. Основная часть. Тайны секретных архивов. Реабилитация2.1  М. А. Шолохов: жизнь и творчество2.2  История

Слайд 3 1. Введение ТЕМА: М А. Шолохов: Жизнь и творчество. М.

А. Шолохов - плагиатор или автор своих произведений?

Нас заинтересовала эта тема, потому что жизнь и творчество М. А. Шолохова долгие годы были подвержены обсуждению критиков, политиков и общественности.
Российскую и мировую известность принесли М. А. Шолохову романы «Тихий Дон», «Поднятая целина», «Они сражались за Родину», рассказ «Судьба человека». Но встала проблема авторства, М. А. Шолохова обвиняли в плагиате. В своей работе мы хотим доказать, что именно М. А. Шолохов был автором этих произведений, ссылаясь на многие источники, архивные документы, экспертизы и работы норвежского учёного - слависта, математика Г. Хьетсо.
В своей работе мы исследовали художественные особенности романа «Тихий Дон» и рассказа «Судьба человека».
Плагиат - выдача чужого произведения за свое или незаконное опубликование чужого произведения под своим именем, литературное воровство .
Плагиатор – человек, занимающийся плагиатом.
«Толковый словарь» С.И, Ожегова, с.448.

1. Введение  ТЕМА: М А. Шолохов: Жизнь и творчество. М. А. Шолохов - плагиатор

Слайд 4Цель:
Доказать авторство романа М.А. Шолохова «Тихий Дон» и рассказа

«Судьба человека».
Задачи:
1. Изучить жизнь и творчество М. А. Шолохова
2. Узнать мнение критиков о Шолохове и его произведениях.
3. Произвести сравнительный анализ романа «Тихий Дон» и рассказа «Судьба человека».
4. Доказать, что М. Шолохов не плагиатор, а автор своих произведений.

Цель:  Доказать авторство романа М.А. Шолохова «Тихий Дон» и рассказа «Судьба человека».Задачи:1. Изучить жизнь и творчество

Слайд 52. Основная часть. Тайны секретных архивов. Реабилитация 2.1 М. А. Шолохов: жизнь

и творчество

Михаил Шолохов – один из самых популярных и любимых писателей нашей страны. Произведения его известны во всём мире.
1905 год – родился М. А. Шолохов. Отец – Александр Шолохов. Мать – Анастасия Даниловна.
1912 год – принят в мужское приходское училище.
1923 год – первые попытки творчества. Уехал в Москву.
1925 год – выход «Донских рассказов».
1927 год – публикуется первая книга «Тихого Дона».
1928 год – выходит вторая книга «Тихого Дона».
1929-1932 годы – публикация третьей книги «Тихого Дона».
1933 год – выход в свет «Поднятой целины».
1931-1940 годы – работа над четвёртой книгой «Тихого Дона» и «Поднятой целиной».
1943-1944 годы – печатаются главы романа «Они сражались за Родину».
1956-1957 годы – опубликован рассказ «Судьба человека».
1959-1960 – выходит книга «Поднятой целины».
1960 год – присуждение Ленинской премии за роман «Поднятая целина».
1965 – присуждение Нобелевской премии за роман «Тихий Дон».
1967 год – присвоение звания героя Социалистического труда.
1969 год – печатаются новые главы романа «Они сражались за Родину».
1984 год – кончина М. А. Шолохова.

2. Основная часть. Тайны секретных архивов. Реабилитация 2.1 М. А. Шолохов: жизнь и творчество Михаил Шолохов –

Слайд 62.2 История создания романа «Тихий Дон»
Российскую и мировую известность Шолохову принёс

роман «Тихий Дон» (1928—1-2 тт., 1932 —3 т., 4 т. опубликован в 1940 г.) о донском казачестве в Первой мировой и гражданской войнах; это произведение, объединяющее несколько сюжетных линий. Несмотря на вполне коммунистическую авторскую позицию, высказанную в романе, значительное место занимает белое казачество.
Проблема авторства текстов, опубликованных под именем Шолохова, поднималась ещё в 1920-е годы, когда был впервые издан «Тихий Дон». Основной причиной сомнений в авторстве Шолохова стал необычайно молодой возраст автора, создавшего, причём в весьма сжатые сроки, столь грандиозное произведение, и особенно обстоятельства его биографии: роман демонстрирует хорошее знакомство с жизнью донского казачества, знание многих местностей на Дону, событий Первой мировой и гражданской войн.
Однако, само обнаружение рукописи романа - не единственный аргумент в пользу авторства Шолохова. Были проведены три экспертизы: графологическая (изучение почерка человека с целью определения его характера), текстологическая (буквально дословный текст), идентификационная (установление тождественности и одинаковости текстов одного лица), при которых было установлено соотношение текста с реалиями места и времени, где разворачивается действие. Анализ текста показал, что действие романа тесно связано с историей жизни автора, с реалиями жизни, прототипами его героев.

2.2 История создания романа «Тихий Дон» Российскую и мировую известность Шолохову принёс роман «Тихий Дон» (1928—1-2 тт.,

Слайд 72.3 М. Шолохов и его рассказ «Судьба человека»
10 лет минуло после

победного 1945 года. «Правда» напечатала рассказ «Судьба человека» в 1956 году. Рассказ не смог бы быть создан в любое другое время. Он стал писаться тогда, когда его автор окончательно прозрел и понял: Сталин не икона для народа, сталинизм — это сталинщина.

Рассказ Шолохова возносят только за одно: за тему солдатского подвига. Но литературные критики такой трактовкой убивают — безопасно для себя — истинный смысл рассказа. Правда Шолохова шире и не заканчивается победой в схватке с фашисткой машиной плена. Делают вид, что у рассказа нет продолжения, как большое государство, большая власть относятся к маленькому человеку, пусть и великому духом. Шолохов выдирает с кровью из сердца откровение: смотрите, читатели, как власть относится к человеку. Лозунги, лозунги, а какая к черту забота о человеке!.. Плен искромсал человека. Но он там в плену, даже искромсанный, остался верен своей стране, а вернулся?.. Никому не нужен!, Сирота! А с мальцом двое сирот... Песчинки. И ведь не только под военным ураганом. Но Шолохов ве­лик не соблазнился дешевым поворотом темы: не стал вкладывать своему герою ни жалостливых мольб о сочувствии, ни проклятий Сталину. Разглядел в своем Соколове извечную суть русского человека — благородство, терпеливость и стойкостью». Нельзя не согласиться с этим мнением.

2.3 М. Шолохов и его рассказ «Судьба человека» 10 лет минуло после победного 1945 года. «Правда» напечатала

Слайд 8ХРОНОГРАФ МЕЛКИМ ШРИФТОМ. Еще год назад и РАПП, и ЦК, и

«Правда» дружно выступили против обвинений в плагиате. Горький в Сорренто это заметил и написал: «Читал в «Красной газете» опровержение слухов о Шолохове». В этом году опровергатели почему-то остыли, «Правда» тоже. Слухи продолжались. Шолохов берет их к сердцу. Пишет Серафимовичу: «Я получил ряд писем от ребят из Москвы и от читателей, в которых меня запрашивают и ставят в известность, что вновь ходят слухи о том, что я украл «Тихий Дом» у критика Голоушева — друга Л. Андреева, и будто неоспоримые доказательства тому имеются в книге-реквиеме памяти Л. Андреева, сочиненной его близкими. На днях получаю книгу эту... «Тихим Доном» Голоушев — на мое горе и беду — назвал свои путевые заметки и бытовые очерки, где основное внимание (судя по письму) уделено политическим настроениям донцов в 17 году. Часто упоминаются имена Корнилова и Каледина.
Из дневника Серафимовича: «Голоушев — это врач-гинеколог по профессии, литератор и критик по призванию... Увы, посредственный писатель. Самым крупным трудом его был текст к иллюстрированному изданию «Художественная галерея Третьяковых». Менее подходящего «претендента» на шолоховский «Тихий Дон» было трудно придумать».
Аппетит на Голдушева иссяк. Но — еще кандидаты. Читаю доклад 1930 года эмигрантского литератора А. Калинского: «Недавно литературная Москва была потрясена историей, связанной с «Тихим Доном», романом молодого Шолохова. В литературных кругах внезапно «обнаружили», что автором того сенсационного романа был вовсе не Шолохов, а неизвестный белый офицер с Кавказа, расстрелянный Чрезвычайной комиссией (ЧК). Говорили, что Шолохов, служивший в ЧК, случайно завладел бумагами убитого, среди которых была и рукопись романа и более того, когда роман был опубликован, государственное издательство якобы получило письмо от пожилой женщины из провинции, в котором она заявляла, что роман принадлежит ее сыну, которого она не видела уже много лет и считала погибшим.

Хронограф мелким шрифтом. Не потому ли рассказ о мытарствах солдата снабжен эпиграфом в память и в честь коммуниста с дореволюционным стажем — Е. Г. Левицкой. Это она способствовала появлению в печати «Тихого Дона» и рискнула передать Сталину письмо Шолохова в защиту голодающего Дона.
Пока знаю только о двух, на особицу, мнениях: Александра Солженицына и писателя из Алма-Аты Вениамина Ларина. Правда, в Китае в пору «культурной революции» объявляли рассказ «об­разцом ревизионизма».
А. И. Солженицын. В «Архипелаге ГУЛАГ» прочитал: «Мы вынуждены отозваться, что в этом вообще очень слабом рассказе, где бледны и неу­бедительны военные страницы...» Дальше шли до­воды:
1. Избран самый некриминальный случай пле­на — без памяти, чтобы сделать его «бесспорным», обойти всю остроту проблемы. А если сдался в памяти, как было с большинством,— что и как тогда?
2. Главная проблема плена представлена не в том, что родина нас покинула, отреклась, прокляла (об этом у Шолохова вообще ни слова) и именно это создает безвыходность, а в том, что там среди нас выявлялись предатели...
3. Сочинен фантастически-детективный побег из плена с кучей натяжек, чтобы не возникла обязательная, неуклонная процедура пришедшего из плена: СМЕРШ — Проверочно-фильтрационный" лагерь...»

ХРОНОГРАФ МЕЛКИМ ШРИФТОМ. Еще год назад и РАПП, и ЦК, и «Правда» дружно выступили против обвинений в

Слайд 93. Критики о творчестве Шолохова
Ф. Бирюков: «Михаил Шолохов далёк от идиллии.

Допотопная старина, патриархальщина, дикие суеверия, бытовая отсталость, порой ужасная и отвратительная, тоже вошли в роман «Тихий Дон»
(Слово о Шолохове. М; 2003 г, с. 97)
Йонас Авижюс: «Он писал, не скованный никакими предвзятыми правилами и канонами, писал мощно, широко, с обжигающей жаждой правды»
(Мировое значение творчества Михаила Шолохова. Материалы и исследования. М; 2001 г, с. 118)
А. Н. Толстой: «Тихий Дон» по языку, сердечности, человечности, пластичности, - произведение общерусское, национальное, народное»
(Слово о Шолохове. М; 2006 г, с. 11)
Ю. В. Бондарев: «Михаил Шолохов - историк, и куда более основательный, чем те историки, которые нередко больше запутывали, чем проясняли суть. Он определил факторы, занявшись исследованием причин конкретных событий как в романах «Тихий Дон», «Поднятая целина», «Они сражались за Родину», так и в рассказе «Судьба человека»
(Слово о Шолохове. М; 2006 г, с. 100 – 101)
В. В. Петелин: «Типичность Григория Мелехова именно в том, что судьба его соответствует общему ходу объективного процесса, и это является самым важным признаком трагического героя»
(Петелин В. «Тихий Дон – бессмертен. Шолохов на изломе времени.» М; 1997 г. С. 44-45)
Ромен Роллан: «Лучшие новые произведения советских писателей, например, Шолохова, связаны с великой реалистической традицией прошлого века, в которой воплотилась сущность русского искусства и которую обессмертила мастерство Толстого и Шолохова»
(Слово о Шолохове. М; 2006 г, с. 12)
С. Михалков: «Много славных рек проложили свой путь по нашей земле. Но не всем им выпала счастливая доля навечно породниться с именами лучших выразителей дум и чаяний народных: Нева – Пушкин, Днепр – Шевченко, Волга – Горький, Дон – Шолохов»
(Слово о Шолохове. М; 2006 г, с. 358)
3. Критики о творчестве ШолоховаФ. Бирюков: «Михаил Шолохов далёк от идиллии. Допотопная старина, патриархальщина, дикие суеверия, бытовая

Слайд 104. Заключение
Итак, опираясь на работы исследователей творчества М. Шолохова, экспертиз (графологической,

текстологической, идентификационной), также на работу норвежского ученого - слависта Г. Хьетсо, можно сделать вывод о том, что М.Шолохов – автор своих произведений. Нами тоже были проведены наблюдения над художественными особенностями романа «Тихий Дон» и рассказа «Судьба человека».
4. ЗаключениеИтак, опираясь на работы исследователей творчества М. Шолохова, экспертиз (графологической, текстологической, идентификационной), также на работу норвежского

Слайд 11Хотя эти произведения резко отличаются друг от друга по объему, но

именно они отражают разные исторические события в жизни нашей страны: Первую мировую, гражданскую и Великую Отечественную войну. Мы убедились, что художественное своеобразие данных произведений совпадают, заметны одинаковые стилистические приемы, присущие перу одного человека – М.А.Шолохову. Роман «Тихий Дон» и рассказ «Судьба человека» представляют собой выдающиеся произведения социалистического реализма. Шолохову удалось воссоздать глубоко правдивую, исторически конкректную картину гражданской войны на Дону и суровые будни немецкого плена во время второй мировой войны. Главным принципом, которым руководствовался писатель, была правда жизни. Нисколько не идеализируя действительность, Шолохов сумел запечатлить переломные этапы в развитии страны, судьбе героев со всеми противоречиями и трудностями, во всей остроте конфликтов.
 
Хотя эти произведения резко отличаются друг от друга по объему, но именно они отражают разные исторические события

Слайд 12Прежде всего, как нам кажется, необходимо отметить и изображение социально-психологического облика

героев. Автор не схематизирует своих героев, а, напротив, дает их во всей сложности, во всем их личном своеобразии.
Григорий Мелехов - символ трагических судеб русского казачества, поэтому, проследив весь путь Григория, начиная с истории рода Мелеховых, можно не только вскрыть причины его бед и потерь, но и приблизиться к пониманию сущности той исторической эпохи, чей проникновенный и верный портрет мы находим на страницах «Тихого Дона», можно многое понять в трагической судьбе казачества да и русского народа в целом.
В главном герое рассказа «Судьба человека», Андрее Соколове, с любовью воплощены черты русского характера: стойкость, терпение, скромность, чувства человеческого достоинства. «И хотелось бы думать, - пишет Шолохов,- что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит, и отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все выдержать все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина».
Мы также заметили, что мастер слова не ограничивается теми непосредственными действиями и переживаниями, которые даны в произведениях, а рисует предшествующий путь героя, его социальное окружение, его классовые позиции. Это отчетливо видно как в романе «Тихий Дон», так и в рассказе «Судьба человека».
Безусловно, сущность того или иного героя проявляется и в характеристике его портрета, и в способе изображения внешности.

Прежде всего, как нам кажется, необходимо отметить и изображение социально-психологического облика героев. Автор не схематизирует своих героев,

Слайд 13 Изучая произведения М.Шолохова, мы также выделили, что характеристика героев сочетается с

искусством эпической композиции. Труды Шолохова посвящены большим переломным эпохам в жизни народа, его художественные полотна отличаются четким построением, логически стройны, оправданным во всех своих частях, внутренне целостным и гармоничным, с предельной ясностью раскрывающим идейную сущность.








Оба произведения как роман «Тихий Дон» , так и рассказ «Судьба человека» построены на контрастном сопоставлении двух миров:

К о м п о з и ц и я

Изучая произведения М.Шолохова, мы также выделили, что характеристика героев сочетается с искусством эпической композиции. Труды Шолохова посвящены

Слайд 14Действие развивается в двух параллельных сюжетных линиях. Особое внимание привлекло и

эпическое повествование автора в сочетании разнообразных элементов: и бытовых зарисовок, и широких исторических отступлений, и документальных материалов. В романе «Тихий Дон» использованы военные сводки , приказы , листовки , статьи на политические темы, и в рассказе «Судьба человека» мы видим то же самое. Рассматривая художественные особенности двух произведений, мы выделили и то, что М.Шолохов – великолепный мастер пейзажной живописи. Описания природы, конечно же, занимают важнейшее место и выполняют разнообразные функции. С большим искусством писатель изображает и зимние метели , и осеннюю непогодь , и радость пробуждающейся весны. Мы убеждены, что, во-первых, характерной чертой шолоховского пейзажа является то, что природа дается им не в тонах грустного, пассивного, она у него всегда в бурном развитии, движении, всегда полна жизненной мощи, олицетворяет творческое начало, зовет к новым преобразованиям. Во-вторых, пейзаж выступает в единстве с человеком, его переживаниями, с его деятельностью.

Действие развивается в двух параллельных сюжетных линиях. Особое внимание привлекло и эпическое повествование автора в сочетании разнообразных

Слайд 15В языке самого автора тоже использованы разные элементы и интонации. Иногда

его голос как бы сливается с голосом самих героев, тогда у него также появляются элементы разговорной лексики.
И, наконец, еще одна, как мы подметили, шолоховская деталь - оба рассматриваемых произведения заканчиваются одинаково: Григорий Мелехов показан автором в окружении своих детей, а Андрей Соколов нашел смысл жизни в усыновлении маленького мальчика Ванюшки.

В языке самого автора тоже использованы разные элементы и интонации. Иногда его голос как бы сливается с

Слайд 16 
Таким образом, у каждого писателя – художника свое чувство языка. Стиль

– выразитель творческой психики и жизненной философии писателя. Недаром живет старый афоризм: стиль – человек! У Михаила Шолохова, как мы уже говорили выше, свой, удивительный стиль и свой ритм чудесного русского языка во всем его богатстве. Это и есть те качества, которые и создают неповторимость каждого писателя. Именно в этом гениальность М.А.Шолохова, его творческое своеобразие.
М.А.Шолохов не плагиатор, а автор, законный и единственный, своих произведений!
Мы провели графологическую экспертизу среди своих одноклассников. Мы учитывали:
Размер букв
Наклон букв
Направление почерка
Размашистость и силу нажима
Характер написания слов
Пришли к следующему выводу: почерк женский – чистый, точный, привлекательный, красивый, аккуратный, а мужской – торопливый, неравномерный, некрасивый.  И у всех он свой, неповторимый!

 Таким образом, у каждого писателя – художника свое чувство языка. Стиль – выразитель творческой психики и жизненной

Слайд 175. Список используемой литературы
Бирюков Ф. «Художественные открытия Михаила Шолохова» - М,

2000 г.
Колодный Л. «Кто написал «Тихий Дон» - М, 1995 г.
Семанов С. «Шолохов. Литература и история» - М, 2002 г.
Сивоволов Г. «Михаил Шолохов. Страницы биографии» - М, 1995 г.
Томашевская И. «Стремя «Тихого Дона» - М, 2003 г.
Осипов В. «Михаил Шолохов. Годы, спрятанные в архивах…» - М. 2006 г.
Литвинов В. «Осмысливший век» - М, 2001 г.
Андриасов М. «Вёшенские были. Воспоминания. Письма» - М, 2010 г.
Касьянов В. «С чего всё начиналось»

Краткий обзор литературы: Мы обращались к публикациям Валентина Осипова «Михаил Шолохов. Годы, спрятанные в архивах», где автор подробно рассказывает о трудном творческом пути великого мастера слова, о его обвинении в плагиатстве, приводит ряд исторических документов, подтверждающих то, что
М. Шолохов не плагиатор, а автор своих произведений.
Также наше внимание привлекла книга Владимира Касьянова «О плагиатстве «Тихого Дона», в которой он объясняет нам, читателям, с чего всё началось, и был ли всё-таки плагиат Шолохова, сравнивает с другим предполагаемым автором Фёдором Крюковым.
Неизгладимое впечатление оставила книга Льва Колодного «Кто написал «Тихий Дон» и «Судьбу человека». В книге, построенной как полемика с противниками авторства Шолохова, дана наиболее полная и документально засвидетельствованная история создания этих произведений, а так же приведены ранее неизвестные факты биографии писателя.
Хочется остановиться и на работе Фёдора Бирюкова «Художественные открытия Михаила Шолохова». Это одно их первых исследований творчества Шолохова, раскрывающее народный взгляд на войну, воплощённый во всех произведениях Шолохова.

5. Список используемой литературыБирюков Ф. «Художественные открытия Михаила Шолохова» - М, 2000 г.Колодный Л. «Кто написал «Тихий

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть