Презентация, доклад Неохотно и несмело... 6 класс. Ф. И. Тютчев

Содержание

в БрянскеОткрыт 27 июля 2003 г., к 200-летию поэта в О́встуге

Слайд 1 Мир природы в лирике Тютчева
Не то, что мните вы, природа:
Не

слепок, не бездушный лик,
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.
Ф.И. Тютчев

(1803 – 1873)

Усадьба была разрушена в 1914г., восстановлена в 1986 г.

Музей-усадьба Ф. И. Тютчева


О́встуг

Брянского уезда
Орловской губернии

Певец любви и природы

Мир природы в лирике   ТютчеваНе то, что мните вы, природа:Не слепок, не

Слайд 2 в Брянске
Открыт 27 июля 2003 г.,
к 200-летию поэта

в О́встуге

в БрянскеОткрыт 27 июля 2003 г., к  200-летию поэта в О́встуге

Слайд 3 Фёдор Ива́нович Тю́тчев
русский поэт (около 300 стихотворений, немного)
Дипломат

(владел пятью
языками, двадцать  лет
провёл за границей, в Германии и Италии)
Публицист (журналист)
член-корреспондент Петербургской АН с 1857 г
Фёдор Ива́нович Тю́тчев русский поэт (около 300 стихотворений, немного)Дипломат (владел пятьюязыками, двадцать  летпровёл за границей,

Слайд 4 Фёдор Ива́нович Тю́тчев
Дипломат (владел пятью
языками, двадцать  лет
провёл за

границей, в Германии и Италии)
Тютчев считал, что "единственная естественная политика России по отношению к западным державам - это не союз с той или иной из этих держав, а разъединение, разделение их. Ибо они, только когда разъединены между собой, перестают быть нам враждебными - по бессилию... "
Фёдор Ива́нович Тю́тчев Дипломат (владел пятьюязыками, двадцать  летпровёл за границей, в Германии и Италии)Тютчев считал,

Слайд 5 Тютчев – романтик и считает, что чувства и ощущения имеют гораздо

более важное значение, чем их материальные проявления.
Иными словами, намного лучше самому любить, чем быть любимым.
Мир безупречен в своем совершенстве.
Важно уметь замечать изящество окружающего мира.

Выражение переживаний и мироощущения человека в стихотворениях о родной природе

Тютчев – романтик и считает, что чувства и ощущения имеют гораздо более важное значение, чем их материальные

Слайд 6
- Назовите одно из любимых вами явлений природы.

(радуга, закат, грибной дождь…)

У Федора Тютчева -


Выражение переживаний и мироощущения человека в стихотворениях о родной природе

гроза

- Назовите одно из любимых вами явлений природы.

Слайд 7ВЕСЕННЯЯ ГРОЗА
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся

и играя,
Грохочет в небе голубом.
Гремят раскаты молодые,
Вот дождик брызнул, пыль летит,
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит.
С горы бежит поток проворный,
В лесу не молкнет птичий гам,
И гам лесной и шум нагорный -
Все вторит весело громам.
Ты скажешь: ветреная Геба*,
Кормя Зевесова орла,
Громокипящий кубок с неба,
Смеясь, на землю пролила.

(молодость,

- Что символизирует гроза
в творчестве Тютчева?
(символическая функция пейзажа)

А с философской точки
зрения ? (философская функция пейзажа)

(приносит духовное очищение)

беззаботность)

Геба* (Гебея), греч. — богиня вечной молодости, на пирах олимпийских богов выполняла обязанности виночерпия (до появления Ганимеда).

ВИНОЧЕ́РПИЙ, муж. В древности - должностное лицо, заведовавшее напитками и подносившее их пирующим ( ист.). Царский виночерпий. || Наливающий вино

ВЕСЕННЯЯ ГРОЗАЛюблю грозу в начале мая,Когда весенний, первый гром,Как бы резвяся и играя,Грохочет в небе голубом.

Слайд 8Стихотворение
«Неохотно и несмело...»
(написано 6 июня 1849 года по дороге

в  село Овстуг, имение, куда он иногда приезжал)
Культурологическая функция пейзажа

Выражение переживаний и мироощущения
человека в стихотворениях о родной природе

После    южной
природы
Германии и Италии,
где Тютчев прожил 22 г., поэт  по-новому увидел свои родные места.

Стихотворение «Неохотно и несмело...» (написано 6 июня 1849 года по дороге в  село Овстуг, имение, куда он

Слайд 9Словарная  работа
Нива – обработанное поле, пашня, посевы Окаймить (кайма) – очертить  Смятенье – смущение, переход

в беспорядочное состояние, тревога… Сияние – ярко блистать, светить лучами, радоваться, веселиться, праздновать.

Стихотворение «Неохотно и несмело...»
  (6 июня 1849 г.  с. Овстуг)

Текст в учебнике, стр. 211

Словарная  работа Нива – обработанное поле, пашня, посевы Окаймить (кайма) – очертить  Смятенье – смущение, переход в беспорядочное состояние, тревога…

Слайд 10Стихотворение «Неохотно и несмело...»
  (6 июня 1849 г.  с. Овстуг)


Текст в учебнике, стр. 211

(надвигающуюся грозу,
весной или летом)

Какое явление природы изобразил Ф.И. Тютчев?
В какое время года?

- Через какие образы?

- Придумайте заглавие к стихотворению

Стихотворение «Неохотно и несмело...»   (6 июня 1849 г.  с. Овстуг) Текст в учебнике, стр. 211 (надвигающуюся

Слайд 11* * *

Неохотно и несмело
Солнце смотрит на поля.
Чу, за

тучей прогремело,
Принахмурилась земля.
Ветра теплого порывы,
Дальный гром и дождь порой...
Зеленеющие нивы
Зеленее под грозой.
Вот пробилась из-за тучи
Синей молнии струя —
Пламень белый и летучий
Окаймил ее края.
Чаще капли дождевые,
Вихрем пыль летит с полей,
И раскаты громовые
Всё сердитей и смелей.
Солнце раз еще взглянуло
Исподлобья на поля —
И в сиянье потонула
Вся смятенная земля.

- Прокомментируйте сюжет

- Через какие образы?

Изобразил миг перед грозой, когда природа затихает и преображается,
картину наступающей грозы и всепобеждающего солнца

Завязка:
солнце…, картины порывов ветра и наступающего сумрака
Кульминация:
вспышка молнии, усиление раскатов грома, поднятую ветром пыль.
Развязка:
гроза заканчивается, вновь выглянувшее солнце заливает своим сиянием омытый дождем мир.

* * *Неохотно и несмело Солнце смотрит на поля. Чу, за тучей прогремело, Принахмурилась земля.

Слайд 12* * *

Неохотно и несмело
Солнце смотрит на поля.
Чу, за

тучей прогремело,
Принахмурилась земля.
Ветра теплого порывы,
Дальный гром и дождь порой...
Зеленеющие нивы
Зеленее под грозой.
Вот пробилась из-за тучи
Синей молнии струя —
Пламень белый и летучий
Окаймил ее края.
Чаще капли дождевые,
Вихрем пыль летит с полей,
И раскаты громовые
Всё сердитей и смелей.
Солнце раз еще взглянуло
Исподлобья на поля —
И в сиянье потонула
Вся смятенная земля.

- Найдите средства выразительности, которые помогают автору нарисовать эту картину.

олицетворение

Солнце смотрит

Принахмурилась земля.

Солнце взглянуло

потонула
земля

пыль летит

Эпитеты-

Метафоры - скрытое сравнение, глагол+ сущ.,
сущ+ сущ

пробилась

молнии струя

образное определение

Пламень белый и летучий

смятенная

сердитей и смелей

раскаты

Исподлобья

Пламень

Окаймил

* * *Неохотно и несмело Солнце смотрит на поля. Чу, за тучей прогремело, Принахмурилась земля.

Слайд 13* * *

Неохотно и несмело
Солнце смотрит на поля.
Чу, за

тучей прогремело,
Принахмурилась земля.
Ветра теплого порывы,
Дальный гром и дождь порой...
Зеленеющие нивы
Зеленее под грозой.
Вот пробилась из-за тучи
Синей молнии струя —
Пламень белый и летучий
Окаймил ее края.
Чаще капли дождевые,
Вихрем пыль летит с полей,
И раскаты громовые
Всё сердитей и смелей.
Солнце раз еще взглянуло
Исподлобья на поля —
И в сиянье потонула
Вся смятенная земля.

Аллитерация -

повторение согласных звуков с целью
создания звуковой картины
(согласные в слове выполняют смысловую функцию)

Ветра теплого порывы,
Дальный гром и дождь порой...
Зеленеющие нивы
Зеленее под грозой.

Окаймил ее края.
Чаще капли дождевые,
Вихрем пыль летит с полей,
И раскаты громовые
Всё сердитей и смелей.

Неохотно и несмело
Солнце смотрит на поля.
Чу, за тучей прогремело,
Принахмурилась земля.

Повторение глухих согласных в 1 строфе какую картину рисуют?

- Повторение во 2 и 4 строфе сонорного «р» и звонкого «г»?

Раскаты грома становятся более гулкими и сердитыми. Гроза не торопится, и в 4 строфе набирает силу.

- В шипящих «х», «ч», и многократном глухом «с»
слышится покой, шёпот, потом словно призыв к соблюдению тишины – «с», «тс».

.

Аллитерация «с» в первом и последнем четверостишиях помогает передать сияние солнца.

* * *Неохотно и несмело Солнце смотрит на поля. Чу, за тучей прогремело, Принахмурилась земля.

Слайд 14* * *

Неохотно и несмело
Солнце смотрит на поля.
Чу, за

тучей прогремело,
Принахмурилась земля.
Ветра теплого порывы,
Дальный гром и дождь порой...
Зеленеющие нивы
Зеленее под грозой.
Вот пробилась из-за тучи
Синей молнии струя —
Пламень белый и летучий
Окаймил ее края.
Чаще капли дождевые,
Вихрем пыль летит с полей,
И раскаты громовые
Всё сердитей и смелей.
Солнце раз еще взглянуло
Исподлобья на поля —
И в сиянье потонула
Вся смятенная земля.

Ветра теплого порывы,
Дальный гром и дождь порой...
Зеленеющие нивы
Зеленее под грозой.

Окаймил ее края.
Чаще капли дождевые,
Вихрем пыль летит с полей,
И раскаты громовые
Всё сердитей и смелей.

Неохотно и несмело
Солнце смотрит на поля.
Чу, за тучей прогремело,
Принахмурилась земля.

Земля насторожилась в предчувствии перемены, прислушивается, готовится к смене власти.
Во фразе «чу, за тучей прогремело», слышатся раскаты грома.
Они угрожающе звучат?
Звучат они не угрожающе, и природа словно бы понимает, что ничего страшного не произойдет. Даже молодая пшеница становится гораздо «зеленее под грозой», будто бы показывает всем своим видом, что предстоящий дождь является для нее настоящим праздником неги и плодородия.

.

Аллитерация в 5 строфе и ассонанс как помогают понять стихотворение?
(ассонанс - повторение гласных звуков, гласные в слове выполняют музыкальную функцию )

Солнце раз еще взглянуло
Исподлобья на поля —
И в сиянье потонула
Вся смятенная земля.

Повторяющиеся «ла», «ля» , «ля» напоминают песенку, и передают настроение радостное, счастливое.

- Что мы услышали при помощи звукописи?

* * *Неохотно и несмело Солнце смотрит на поля. Чу, за тучей прогремело, Принахмурилась земля.

Слайд 15Автор при помощи метафор наделяет солнце человеческими качествами.
* * *

Неохотно

и несмело
Солнце смотрит на поля.
Чу, за тучей прогремело,
Принахмурилась земля.
Ветра теплого порывы,
Дальный гром и дождь порой...
Зеленеющие нивы
Зеленее под грозой.
Вот пробилась из-за тучи
Синей молнии струя —
Пламень белый и летучий
Окаймил ее края.
Чаще капли дождевые,
Вихрем пыль летит с полей,
И раскаты громовые
Всё сердитей и смелей.
Солнце раз еще взглянуло
Исподлобья на поля —
И в сиянье потонула
Вся смятенная земля.

- Прокомментируем образ солнца

На время уступает бразды правления грозе, оно «исподлобья» выглядывает, прячась за темными тучами, наблюдая за землёй. И последний солнечный луч, коснувшийся «смятенной земли», является напоминанием о том, что пройдет совсем немного времени, и небесное светило вновь займет свое почетное место на облачном троне, благосклонно и слегка насмешливо взирая на обновленный мир, наполненный свежестью и чистотой после прошедшей грозы.

- Почему неохотно и несмело смотрит на поля?

Давно светит, иссушило землю «пыль летит с
полей», в природе уже нет свежести, от пыли
и жары зелень поблекла (поблекшая).

- Прокомментируйте фразу «Солнце раз ещё
взглянуло исподлобья»

- Какой вывод можно сделать?

В природе всё гармонично, разумно, нет борьбы за власть.
(философская функция пейзажа)

Автор при помощи метафор наделяет солнце человеческими качествами. * * *Неохотно и несмело Солнце смотрит на поля.

Слайд 16* * *

Неохотно и несмело
Солнце смотрит на поля.
Чу, за

тучей прогремело,
Принахмурилась земля.
Ветра теплого порывы,
Дальный гром и дождь порой...
Зеленеющие нивы
Зеленее под грозой.
Вот пробилась из-за тучи
Синей молнии струя —
Пламень белый и летучий
Окаймил ее края.
Чаще капли дождевые,
Вихрем пыль летит с полей,
И раскаты громовые
Всё сердитей и смелей.
Солнце раз еще взглянуло
Исподлобья на поля —
И в сиянье потонула
Вся смятенная земля.

- Прокомментируем образ молнии

Молния синим огненным лучом разрывает небо напополам.
Фантастическая картина на фоне общего спокойствия и безмятежности окружающего мира переносит читателя в мир мифов и суеверий. Напоминает о том, что когда-то люди поклонялись молнии, как божеству, наделяли ее способностью выбирать себе жертву среди людей, карать их за грехи.
Однако поэт в стихотворении небесная властительница благосклонна и милостива. Она выступает не в роли палача, а в качестве предвестницы грозы, несёт с собой бесценный дар в виде теплого летнего дождя-спасителя, которому предстоит умыть землю и напоить ее волшебным эликсиром жизни.
Капли дождя становятся все тяжелее, падают чаще и чаще. Они наводят порядок на уставшей и обожженной солнцем земле, и благодаря этой небесной «уборке» видно, как «вихрем пыль летит с полей».

Какой вывод можем сделать?

Природа не страшится перемен, не сопротивляется им
Перемена – символ обновления, улучшения,
движения вперёд.

* * *Неохотно и несмело Солнце смотрит на поля. Чу, за тучей прогремело, Принахмурилась земля.

Слайд 17Тютчев одухотворяет центральные образы стихотворения – землю, солнце и грозу, наделяя

их человеческими чертами: «солнце раз еще взглянуло// Исподлобья на поля».
Взаимоотношения мира природы можно сравнить с взаимоотношениями между людьми.
Небо, земля, солнце, гроза, молния, дождь становятся главными персонажами стихотворения, а гроза отражает сложность и противоречивость отношений между двумя стихиями.

Олицетворение (философский смысл)

Философская идея о цикличности всех процессов на земле.
Гроза – явление временное, и на смену ей обязательно придет солнце, заливающее своим сиянием весь мир.

Выражение переживаний и мироощущения
человека в стихотворениях о родной природе

Интерпретация стихотворения

Тютчев одухотворяет центральные образы стихотворения – землю, солнце и грозу, наделяя их человеческими чертами: «солнце раз еще

Слайд 18Ветра тёплого порывы,
Дальний гром и дождь порой…
Зеленеющие нивы
Зеленее под грозой.
Какую

строфу можно проиллюстрировать
этой фотографией?
Ветра тёплого порывы,Дальний гром и дождь порой…Зеленеющие нивыЗеленее под грозой. Какую строфу можно проиллюстрировать этой фотографией?

Слайд 19Вот пробилась из-за тучи
Синей молнии струя –
Пламень белый и летучий
Окаймил

её края

- Соответствует иллюстрация
стихотворным строфам?

(Нет, потому что в стихотворении
нивы зеленеют, весна или начало лета)

Вот пробилась из-за тучиСиней молнии струя – Пламень белый и летучийОкаймил её края- Соответствует иллюстрация стихотворным строфам?(Нет,

Слайд 20Чаще капли дождевые,
Вихрем пыль летит с полей,
И раскаты громовые
Всё сердитей и

смелей.

- Соответствует иллюстрация
стихотворным строфам?

(Нет, потому что …)

Чаще капли дождевые,Вихрем пыль летит с полей,И раскаты громовыеВсё сердитей и смелей.- Соответствует иллюстрация стихотворным строфам?(Нет, потому

Слайд 21С поляны коршун поднялся…


С поляны коршун поднялся, Высоко к небу он взвился; Всё

выше, дале вьется он - И вот ушел за небосклон!

Природа-мать ему дала Два мощных, два живых крыла - А я здесь в поте и в пыли. Я, царь земли, прирос к земли!..
С поляны коршун поднялся…С поляны коршун поднялся, Высоко к небу он взвился; Всё выше, дале вьется он

Слайд 22 А я здесь в поте и в пыли.
Я, царь земли,

прирос к земли!..


В этой фразе присутствует доля сожаления,
но в то же время содержится оттенок гордости за то, что человек все же является высшим существом.
Правда, ему уготована участь быть правителем на земле, и небо неподвластно.

Именно по этой причине Тютчеву грустно, ведь земная жизнь полна суеты, лжи и пустых надежд, в то время как небеса даруют ощущение уверенности в собственных силах, гармонии и неподдельного счастья.
Но мир устроен таким образом, что людям не дано стать птицами.

Человек – царь земли. Но в природе всё гармонично: есть привилегии - получай ограничения. Нужно за всё платить. Но с этим автор не хочет мириться в силу своего темперамента.

Везде хорошо, где нас нет…?
 А я здесь в поте и в пыли. Я, царь земли, прирос к земли!..В этой фразе присутствует

Слайд 23Листья
Пусть сосны и ели  Всю зиму торчат,  В снега и метели  Закутавшись, спят,-  Их тощая

зелень,  Как иглы ежа,  Хоть ввек не желтеет,  Но ввек не свежа. 
Мы ж, легкое племя,  Цветем и блестим  И краткое время  На сучьях гостим.  Все красное лето  Мы были в красе-  Играли с лучами,  Купались в poce!..   


Но птички отпели,  Цветы отцвели,  Лучи побледнели,  Зефиры ушли.  Так что же нам даром  Висеть и желтеть?  Не лучше ль за ними  И нам улететь! 
О буйные ветры,  Скорее, скорей!  Скорей нас сорвите  С докучных ветвей!  Сорвите, умчите,  Мы ждать не хотим,  Летите, летите!  Мы с вами летим!.. 

1830

ЛистьяПусть сосны и ели  Всю зиму торчат,  В снега и метели  Закутавшись, спят,-  Их тощая зелень,  Как

Слайд 24 Тютчев
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный

лик,
В ней есть _____,в ней есть _______,
В ней есть _______, в ней есть _____.
Ф.И. Тютчев

(1803 – 1873)

Усадьба была разрушена в 1914г., восстановлена в 1986 г.

Музей-усадьба Ф. И. Тютчева


О́встуг

Брянского уезда
Орловской губернии

Певец любви и природы

РЕФЛЕ´КСИЯ

Фёдор Иванович

душа

свобода

любовь

язык

ТютчевНе то, что мните вы, природа:Не слепок, не бездушный лик,В ней есть

Слайд 25- Сколькими языками владел?
- Сколько лет работал за границей и где?


двадцать 

лет провёл за границей, в Германии и Италии)

владел пятью языками

- Одно из любимых явлений природы Тютчева

гроза

- Сколькими языками владел?- Сколько лет работал за границей и где?двадцать  лет  провёл за границей, в

Слайд 26- Кто такая Гера?
- Какими строками начинается стихотворение
«Весенняя

гроза?

- Как называлось в древности должностное лицо, подносившее пирующим напитки ?

богиня вечной молодости, на пирах олимпийских богов выполняла обязанности виночерпия

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний, первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

ВИНОЧЕ́РПИЙ

Какое стихотворение сегодня интерпретировали?
Что запомнилось?

- Кто такая Гера?- Какими строками начинается стихотворение   «Весенняя гроза?- Как называлось в древности должностное

Слайд 27 Ф. И. Тютчева принято называть певцом _________ и

_________.
Он был мастером стихотворных _________, его стихи начисто лишены пустого и бездумного любования, в них глубокая __________.
Для Тютчева природа отождествляется с __________, природа для него — разумное существо, наделенное способностью ________,
___________, ____________, ___________ и ______________.

певец любви и природы

любви

природы

пейзажей

человеком

философия

любить
страдать, ненавидеть, восхищать восхищаться

Ф. И. Тютчева принято называть певцом _________ и   _________.  Он был мастером

Слайд 28
- Оцените свою работу на уроке.
4
3
5
2

-  Оцените свою работу на уроке. 4 35 2

Слайд 29Домашнее задание (по выбору)
Стихотворение «Неохотно и несмело»
1) Выучить наизусть
2) Составить презентацию стихотворения
3)

Нарисовать иллюстрацию
4) Спеть
5) Станцевать и т. д.
Домашнее задание (по выбору)Стихотворение «Неохотно и несмело»1) Выучить наизусть2) Составить презентацию стихотворения3) Нарисовать иллюстрацию4) Спеть 5) Станцевать

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть