Слайд 1Пушкинские мотивы в творчестве алтайского поэта
В.М. Башунова
Кисляк Ульяна,
ученица 6 Г класса,
МБОУ
«Гимназия №22»
Научный руководитель:
Мишукова Ирина Владимировна,
учитель русского языка и литературы
первой квалификационной категории
Слайд 2Цель:
Определить влияние творчества А.С. Пушкина на поэзию В.М. Башунова.
Слайд 3Задачи:
- рассмотреть пушкинские мотивы в творчестве В.М. Башунова;
- проанализировать литературу по
исследуемой теме;
- изучить и определить отношение
В.М. Башунова к А.С. Пушкину и его творчеству.
Слайд 4Актуальность выбранной темы:
Алтайская поэзия развивается, поэтому возникает интерес читать и
изучать ее. Данная тема возникла не случайно. В октябре 2015 г. я принимала участие в районном конкурсе «Литературное достояние Алтая» с темой «Наш земляк-писатель», а затем в Краевых Башуновских чтениях. Появилось желание более подробно изучить творчество В.М. Башунова и рассмотреть пушкинские мотивы в нем, так как Пушкин - один из моих самых любимых поэтов.
Слайд 5Объект исследования:
Творчество В.М. Башунова.
Слайд 6Предмет исследования:
Стихотворения В.М. Башунова, в которых прослеживаются пушкинские мотивы.
Слайд 7Методы исследования:
Поисковый метод, теоретический анализ, классификация.
Слайд 8Гипотеза:
Рассмотрев пушкинские мотивы в творчестве В.М. Башунова, мы предполагаем определить
значимость творчества
А.С. Пушкина для алтайского поэта.
Слайд 9Практическая значимость:
Работа может быть использована на уроках литературы.
Слайд 10Новизна исследования:
Изучая литературу по данному вопросу, мы не встретили источников,
в которых рассматривались бы пушкинские мотивы в творчестве В.М. Башунова.
Слайд 11Структура работы:
Научно-исследовательская работа состоит из введения, двух глав, заключения и
списка использованной литературы.
Слайд 12
Пытаясь разгадать тайну А.С. Пушкина, В.М. Башунов говорит
о нём:
«И Сад, и Дверь, и Путь»
Слайд 13
18 этюдов, посвящённых А.С. Пушкину. Это «И сад, и дверь, и
путь», «На бессрочном ночлеге», «След младенческой обиды», «Без милости, или где растет трын-трава?», «Болдинское сиденье», «Второе сердце», «Блондинистый, почти белесый», «Итак, она звалась Татьяной», «Проливал ли Пушкин слезы?», «Молвленное мимоходом», «Берег милый», «Лети с приветом, вернись с ответом!», «Притяжение слова», «Залог величия и самостоянья», «Дружбу сотворил Бог», «Испытайте поэта счастьем!», «Прощайте и здравствуйте, Александр Сергеевич!», «Гадание, которое сбылось и не сбылось, или еще одна импровизация на пушкинскую тему».
Слайд 14Мотив:
Единица музыкальной формы; мелодия, напев.
Проходящие через художественное произведение, творчество художника или
через целое направление компоненты формы, элементы сюжета или темы, настроения.
Слайд 15Пушкинские мотивы в творчестве В.М. Башунова
В ходе работы нами было изучено
231 произведение В.М. Башунова. Из них 33 имеют отношение к творчеству А.С. Пушкина.
Мы классифицировали эти стихотворения.
Слайд 16Классификация и толкование сказочных образов, заимствованных
В.М. Башуновым из
творчества
А.С. Пушкина
Слайд 25Стихотворение В.М. Башунова «Зимний вечер», построенное на основе синтаксического параллелизма
Слайд 27Строки из произведений А.С.Пушкина, служащие эпиграфами к стихотворениям В.М. Башунова
Слайд 31Повтор синтаксических конструкций в произведениях
А.С. Пушкина и В.М. Башунова
Слайд 36Стихотворения, посвящённые институтским друзьям
В.М. Башунова (у А.С. Пушкина - лицеистам)
Слайд 38Употребление имени А.С. Пушкина
и строк, связанных с его жизнью, в стихотворениях В.М. Башунова
Слайд 40Заключение
В ходе исследования поставленные цели и задачи были достигнуты. Мы изучили
лирику В.М. Башунова и определили его отношение к А.С. Пушкину. Рассмотрели 231 произведение и выявили пушкинские мотивы в 33 из них. Эти стихотворения классифицировали. Исходя из полученных данных, выяснилось, что В.М. Башунов в своих стихотворениях неоднократно использовал пушкинские образы, которые органично вошли в его поэзию и стали «мостиком» между 19 и 20 веком.
Огромное значение для алтайского поэта имели сказочные образы из пролога к поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила», так как именно это произведение «познакомило» маленького Володю с великим русским писателем. В.М. Башунов не имел цели специально использовать их в своих произведениях. И Кот, и Леший, и Русалка, и Царевна Лебедь возникали сами собой. Они всегда были в сознании писателя и просто ждали своего часа.
В.М. Башунов неоднократно использует синтаксические конструкции из произведений А.С. Пушкина. Это, на наш взгляд, тоже не случайно. Повторяясь в поэзии В.М. Башунова, каждая строчка великого писателя получает вторую жизнь, звучит по-новому.
Таким образом, мы заметили, что В.М. Башунов мог просто разгадывать тайну А.С. Пушкина, что он и делал в течение жизни. Но ему было этого мало. Алтайский поэт сделал творчество А.С. Пушкина частью своей поэзии. Поэтому читатели, погружаясь в искусство В.М. Башунова, чувствуют пушкинское присутствие. Для В.М. Башунова Пушкин действительно был и учителем, и наставником, и в какой- то степени проводником по жизни. Без влияния творчества А.С. Пушкина не было бы творчества В.М. Башунова. Этим и определяется значение творчества великого русского писателя для алтайского поэта.