Слайд 1Приёмы оценивания
учебной деятельности обучающихся на уроках
Хавлина Надежда Сергеевна,
учитель русского
языка и литературы
Слайд 2Приёмы рефлексии деятельности
«Укрась торт»
Слайд 4
«Лесенка успеха» «Рефлексивная мишень»
Слайд 5
«Оценочный лист»
Выполнил ли я то, что задумал? _________
Получилось ли сделать
то, что я записал как главный результат проекта? _________________
Всё ли получилось так, как я задумывал? ______
Что было сделано хорошо? ________________
Что было сделано плохо? ____________________
Что было выполнить легко, а что оказалось неожиданно трудно? _____________________
Кто мог бы сказать мне СПАСИБО за проект? ________
Слайд 6
«Пятёрочка»
Большой – «Для меня важно и интересно…»
Указательный – «Мне было
трудно…»
Средний – «Для меня недостаточно…»
Безымянный – «Мне понравилось…»
Мизинец – «Мои предложения…»
Слайд 7Новые стандарты - усиление мотивации ребенка к познанию русского языка и
литературы.
Урок – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.
Изменение схемы урока:
От объяснительно-иллюстративного метода работы (учитель, стоя перед классом, объясняет тему, а потом проводит выборочный опрос)
К взаимодействию учащихся и учителя, а также взаимодействию самих учеников.
Ученик - живой участник образовательного процесса.
Слайд 8В соответствии с ФГОС система оценки должна фиксировать цели, критерии, условия
оценочной деятельности:
а) ориентировать на достижение результата - духовно-нравственного развития и воспитания (личностные результаты), - формирования универсальных учебных действий (метапредметные результаты), - освоения содержания учебных предметов (предметные результаты);
б) обеспечивать комплексный подход к оценке всех перечисленных результатов образования;
в) обеспечивать возможность принятия педагогических мер для улучшения и совершенствования процессов образования .
Слайд 9
Необходимый уровень (базовый) – решение типовой задачи, подобной тем, что решали
уже много раз, где требовались отработанные действия (раздел «Ученик научится» примерной программы) и усвоенные знания, (входящие в опорную систему знаний предмета в примерной программе). Это достаточно для продолжения образования, это возможно и необходимо всем. Качественные оценки − «хорошо, но не отлично» или «нормально» (решение задачи с недочётами).
Критерии оценивания –
по признакам трёх уровней успешности.
Слайд 10
Повышенный уровень – решение нестандартной задачи, где потребовалось:
либо действие в
новой, непривычной ситуации (в том числе действия из раздела «Ученик может научиться» примерной программы);
либо использование новых, усваиваемых в данный момент знаний (в том числе выходящих за рамки опорной системы знаний по предмету).
Максимальный (необязательный) уровень («превосходно»)
Решение задачи по материалу, не изучавшемуся в классе, где потребовались либо самостоятельно добытые новые знания, либо новые, самостоятельно усвоенные умения
Слайд 13Особые ситуации при использовании
уровней успешности
1) В курсе русского языка некоторые
важнейшие умения и навыки невозможно проверить через нестандартные задачи (например, орфографические умения). Задания на выбор написания, например, являются заданиями, которые выполнялись много раз, и по этому признаку они являются заданиями необходимого уровня. Однако их полностью правильное выполнение рекомендуется рассматривать как повышенный уровень, чтобы не ущемлять интересы ученика, который иначе лишается возможности получить за такие задания оценку выше «хорошо» (4).
2) Если ученик проболел, изучил материал самостоятельно и верно выполнил задание необходимого уровня, рекомендуется оценить его как задание программного уровня.
3) Если материал не пройден до конца в силу объективных причин, а проверочная работа должна быть проведена по плану, то для учеников, которые верно выполнили задание по неизученному материалу, уровень также сдвигается на один в сторону увеличения.
Слайд 14ПРИНЦИПЫ, КОТОРЫМИ ДОЛЖЕН РУКОВОДСТВОВАТЬСЯ УЧИТЕЛЬ ПРИ ВЫСТАВЛЕНИИ ОЦЕНКИ.
Любая деятельность ученика по
добыванию знаний должна быть оценена.
Оценка должна способствовать тому, чтобы у ученика проснулось желание учиться и желание узнать больше.
Контролирующие функции оценка приобретает только на итоговом уроке.
Оценка на уроке должна быть полностью лишена какого-либо момента сравнения одного ученика с другим, она в первую очередь должна отмечать изменения, происходящие с данным учащимся, позитивные или негативные.
Слайд 15
Оценке учителя должна предшествовать самооценка ученика, а отсюда необходимое
условие - постоянно учить детей самооценке и саморефлексии.
Оценка должна быть понятна ученику и восприниматься им как объективная.
Оценка не должна быть убийственной для того, кто старался и у него пока не получается, она должна постоянно давать ученику надежду на то, что количество обязательно перейдет в качество.
Оценку должен давать не только учитель, но и ученики самим себе и друг другу.
Слайд 16ВЗАИМООЦЕНКА.
Взаимооценка - важнейшая составляющая оценочной деятельности на уроке, ибо эта деятельность
побуждает ученика анализировать, сравнивать, оценивать, делать выводы, стремиться работать лучше.
Перед началом взаимопроверки каждый учащийся дает самооценку своей работе. А затем под руководством учителя идет взаимопроверка. Далее работы возвращаются авторам, и они могут задать вопросы, если не согласны с действиями проверяющих, мы это называем апелляцией.
Слайд 17Какие же принципы следует положить в основу формирования у детей умения
самооценки?
Учащийся должен
иметь четкое представление о цели учебной деятельности;
иметь четкое представление о познавательных результатах своей учебной деятельности;
четко представлять, какими навыками и умениями он должен владеть в том или ином классе;
понимать, что самооценка нужна для того, чтобы процесс его учения становился сознательным, а следовательно, более эффективным.
Слайд 18Формирование самооценки у учащихся. Развернутый ответ у доски.
Класс получает задание
после выступления дать рецензию ответа по следующему алгоритму:
достоинства ответа, дополнения, исправления, общий вывод.
Затем слово предоставляется отвечавшему, который может согласиться с оценкой своего ответа или выразить несогласие. После этого выставляется окончательная оценка по привычной пятибалльной шкале.(При этом дети должны быть знакомы с основными требованиями, которые предъявляются к устному развернутому ответу на уроке).
Слайд 19После самооценки ученика учитель даёт свою оценку. Применяет специфические для каждого
ученика эталоны: результат, полученный учеником, сравнивается с его же прошлым результатом, и тем самым показывается динамика его развития. Например: «Сегодня у тебя более аккуратная работа», «Вчера тебе было сложнее при выполнении разбора…», «Какой сегодня уверенный ответ!». При этом поощряется малейшее продвижение ученика вперёд, принимается во внимание усилия и старания ученика.
Слайд 20Памятка для учащихся
«Рефлексия урока» .
Для формирования самооценки ученика при обсуждении
выполненного задания или в конце урока предлагается ученикам ответить на следующие вопросы:
Наш урок подошёл к концу, и я хочу сказать ...
Мне больше всего удалось ...
За что я могу себя похвалить?
За что я могу похвалить одноклассников?
Что приобрёл?
Что меня удивило?
Для меня было открытием то, что ...
Что, на мой взгляд, не удалось? Почему? Что учесть на будущее?
Слайд 21Карточка оценки, самооценки и взаимооценки учащегося (работа в группах).
Подготовить специальные карточки
для стимулирования индивидуальной работы каждого ученика, а также для развития аналитических умений по следующему образцу.
Слайд 22Рейтингово-накопительная система оценивания, взаимооценка и самооценка. Технологическая карта.
Ученики оценивают себя, своих
товарищей и идет процесс накопления баллов каждым учеником за разноуровневые задания(обязательная часть, вариативная часть).
Предварительно детям даются критерии выставления баллов и перевод их в оценки, они в течение урока оценивают устные и письменные ответы своих одноклассников и заполняют технологические карты их успехов, выставляя им баллы.
Слайд 23Использование рейтинго-накопительной системы,
взаимооценки в виде технологической карты на уроке позволяет:
сплотить
группу, активизировать каждого учащегося, который будет участвовать в познавательном процессе, в процессе оценивания знаний осознавать критерии успешности свои и своих одноклассников, подтягиваться к успешным ученикам,
дети учатся принимать решения, контактировать с окружающими, анализируют информацию; чувствуют себя ответственными и самостоятельными, отвечающими за результат.
Слайд 24Что же конкретно следует делать, чтобы оценка способствовала формированию внутренних мотивов
познавательной деятельности?
Главное – это развитие навыков
самооценки, самоконтроля и
самокоррекции.
Эмоциональная реакция учителя
должна соответствовать
эмоциональной реакции школьника и ориентировать его
на успех, выражать уверенность в том, что данные результаты могут быть изменены к лучшему.Ситуация успеха и эмоционального благополучия – предпосылки того, что ученик спокойно примет оценку учителя, проанализирует вместе с ним ошибки и наметит пути их устранения. Ученик превращается в равноправного участника процесса обучения.
Слайд 25Портфолио («портфель достижений»)
Портфолио позволяет учитывать результаты,
достигнутые обучающимися в разнообразных видах деятельности – учебной, творческой, социальной, коммуникативной и других и является важным элементом практикоориентированного, деятельностного подхода к образованию. Способствует развитию осознанного образования обучающимися, развитию само- и взаимооценивания, нацеливает обучающихся на саморазвитие,
самообразование.
Портфолио способствует формированию
самостоятельности мышления обучающегося.
Слайд 26Цель портфолио
Представить отчёт по процессу образования обучающегося, увидеть его образовательный результат
в целостном контексте, обеспечить отслеживание его прогресса, продемонстрировать его способности практического применения знаний и умений.
Задачи портфолио
Поддерживать и поощрять высокую учебную мотивацию школьников.
Развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности школьников.
Выявлять существующий уровень сформированности умений и совершенствовать их путём внесения коррекции в учебный процесс
Формировать умения учиться ставить цели, планировать, организовывать, контролировать собственную учебную деятельность, делать отчет об индивидуальных образовательных достижениях.
Содействовать индивидуализации (персонализации) образования обучающихся.
Содействовать дальнейшей успешной социализации обучающихся.
Слайд 27«Говорящие рисунки»
Если ты доволен собой, у тебя все получалось, то рисуй
улыбающееся лицо.
Если тебе на уроке было временами непросто, не все получалось, то рисуй такое лицо «СПОКОЙНОЕ».
Если тебе на уроке было сложно, многое не получалось, то рисуй грустное лицо.
Слайд 28«Дерево успехов». После уроков дети прикрепляют на дерево (нарисован плакат) плод,
цветок или листок: яблоко – все удалось, цветок – неплохо поработал, но что-то не совсем получилось, листок – сегодня не получилось, но я не отчаиваюсь.
Листы индивидуальных достижений.
Для объективного и систематического оценивания учебных достижений ученика, диагностирования качества
образовательного процесса на каждого ученика по основным предметам заводится «Лист индивидуальных достижений», в который заносятся планируемые результаты по учебному предмету. Успехи фиксируются условными обозначениями («Светофор»).