Презентация, доклад Морфологический разбор глагола 6 класс

Содержание

Порядок морфологического разбора глагола1. Часть речи. Общее значение. Вопрос.2. Начальная форма - инфинитив.3. Постоянные морфологические признаки: а)вид(совершенный- несовершенный); б)переходность- непереходность; в) возвратность- невозвратность г)спряжение

Слайд 1Морфологический разбор глагола
6 класс
Шарова Л.В.,учитель МАОУ СОШ №24
г. Березники

Морфологический разбор глагола6 классШарова Л.В.,учитель МАОУ СОШ №24г. Березники

Слайд 2
Порядок морфологического разбора глагола
1. Часть речи. Общее значение.

Вопрос.
2. Начальная форма - инфинитив.
3. Постоянные морфологические признаки:
а)вид(совершенный- несовершенный);
б)переходность- непереходность;
в) возвратность- невозвратность
г)спряжение (Iили II).
4. Непостоянные морфологические признаки: а)наклонение(изъявительн.,условное, повелит.);
б)время для глаголов изъяв.наклоненния (настоящее, прошедшее, будущее);
в)лицо (1,2,3 для гл. наст. и буд. времени), род (женск.,мужск., cредн. для гл. прош. времени ед.ч.),
г) число (ед.,мн.).
5. Синтаксическая роль.

Порядок морфологического разбора глагола1. Часть речи. Общее значение. Вопрос.2. Начальная форма - инфинитив.3. Постоянные

Слайд 3Начальная форма глагола-неопределённая форма глагола-инфинитив (это одно и то же)
Инфинитив отвечает

на вопросы:
(что делать?-несов. в.)
лежать
(что сделать?-сов.в.)
заставить
Окончания ифинитива: -ТЬ, -ТИ, нулевое (у глаголов сосновой на
–ЧЬ)


Начальная форма глагола-неопределённая форма глагола-инфинитив (это одно и то же)Инфинитив отвечает на вопросы:   (что делать?-несов.

Слайд 4Вид глагола
Глаголы бывают


совершенного

несовершенного
вида вида
1.обозначают однократное, 1.обозначают длящееся,
законченное действие многократное действие

2.отвечают на вопрос 2.отвечают на вопрос
что сделать? Что делать?
ранить смотреть
толкнуть толкать
забежать бежать
Вид глаголаГлаголы бывают      совершенного

Слайд 5Переходность-непереходность
Переходные глаголы имеют или могут иметь при себе прямое дополнение,

выраженное сущ. в В.п. без предлога.
включить (кого? что?) фонарик (В.п.),
ждать (кого? что?) отца (В.п.).
Непереходные глаголы имеют при себе косвенные дополнения, выраженные сущ. или местоим. в косвенных падежах с предлогами и без
восхищаться (чем?) пейзажем (Т.п.),
переходить (через что?) через дорогу (В.п. с предлогом).
Возвратные глаголы непереходны
Переходность – постоянный признак глагола
Переходность-непереходность Переходные глаголы имеют или могут иметь при себе прямое дополнение, выраженное сущ. в В.п. без предлога.

Слайд 6Какие это глаголы – переходные или непереходные?
пересекать финишную черту
решать

задачу




Какие это глаголы – переходные или непереходные?пересекать финишную  черту решать задачу

Слайд 7Какие это глаголы- переходные или непереходные?
лаять весело
работать на уроке



Какие это глаголы- переходные или непереходные?лаять веселоработать на уроке

Слайд 8Возвратность глагола
Возвратность глаголов выражается постфиксами –СЯ, -СЬ:
рассмеялись
улыбнулся



Отсутствие постфикса делает глаголы невозвратными:
заявил
выглянули
Возвратность – постоянный признак глагола
Возвратность глагола Возвратность глаголов выражается постфиксами  –СЯ, -СЬ: рассмеялись улыбнулся

Слайд 9 Спряжение глаголов
Ко II спряжению относятся:
а)все глаголы на

–ить, кроме БРИТЬ, СТЕЛИТЬ, зиждиться;
б) 11 глаголов-исключений
4 глагола на –ать: слышать, дышать, держать, гнать;
7 глаголов на –еть: видеть, смотреть, ненавидеть, вертеть, терпеть, зависеть, обидеть
В 3 лице мн. числа они имеют окончания – -ат, -ят
гремят, дышат
Спряжение глаголов Ко II спряжению относятся: а)все глаголы на –ить, кроме БРИТЬ, СТЕЛИТЬ, зиждиться; б)

Слайд 10 Спряжение глаголов
Остальные глаголы относятся к
I

спряжению.

Например, прыгнуТЬ, умыТЬся, полоТЬ, пойТИ, беречь.

В 3 лице мн. числа они имеют окончания - ут, -ют
берегут, полют, бреют
Спряжение глаголовОстальные глаголы относятся к   I спряжению. Например, прыгнуТЬ, умыТЬся, полоТЬ, пойТИ,

Слайд 11 Наклонения глаголов
Изъявительное обозначает обычное действие в настоящем, прошедшем или будущем

времени Я встретил Вас… Я помню чудное мгновенье…
Условное - желаемое действие (глагол прош.вр. +бы (б).
Если был бы я девчонкой…
Повелительное - действие, содержащее побуждение к просьбу, приказ (могут быть частицы ПУСТЬ, ПУСКАЙ, ДА).
Решите задачу. Посвети мне.
Пусть всегда будет солнце!
Да здравствует солнце,
Да скроется тьма!
Наклонения глаголовИзъявительное обозначает обычное действие в настоящем, прошедшем или будущем времени    Я встретил

Слайд 12 Лицо глагола
ед.

ч. мн. ч.
1 лицо Я МЫ
2 лицо ТЫ ВЫ
3 лицо ОН,ОНА,ОНО ОНИ

Эти местоимения можно подставить, чтобы определить лицо глагола настоящего и будущего времени, поэтому окончания этих глаголов называют личными (глаголы прошедшего времени не имеют лица, изменяются по родам в ед. ч., их окончания называют родовыми)
Лицо глагола     ед. ч.

Слайд 13Синтаксическая роль глагола
Чаще всего глагол в предложении является сказуемым.
Мы любим

свой дом и свою землю.
Мой отец – известный в городе архитектор.

Глагол может быть любым другим членом предложения.
Курить – здоровью вредить.
Синтаксическая роль глагола Чаще всего глагол в предложении является сказуемым.Мы любим свой дом и свою землю.Мой отец

Слайд 14Найдите ошибку
1. Пошёл бы- (что сделал бы?) -глагол. Обозначает действие.
2.

Нач. ф. - пойти.
3. Пост. признаки - сов.в., неперех., невозвр., 2 спр.
4. Непост.морф. признаки -условное, прош. вр., ед.ч., муж.р.
5. (Что сделал бы?) пошёл бы - сказуемое.
Найдите ошибку1. Пошёл бы- (что сделал бы?) -глагол. Обозначает действие.2.  Нач. ф. - пойти.3. Пост. признаки

Слайд 15Запишите текст и разберите глаголы. (Объясните знаки препинания.)
И берёзы

дождались тепла. Дождичком умылись, росой напились. Ещё ярче белеет береста. Свешиваются ветки с нижними листьями и серёжками. Сменила берёза свою гладкую зимнюю причёску.

Запишите текст и разберите глаголы. (Объясните знаки препинания.)   И берёзы дождались тепла. Дождичком умылись, росой

Слайд 16Запишите текст и разберите глаголы (объясните знаки препинания).
Открыла синие

ресницы изящная голубая перелеска. Лазурные глазки глядят и никак не наглядятся на весёлый берёзовый хоровод.
Горят на солнце ярко-жёлтые калужницы - жар-цветы.
Запишите текст и разберите глаголы (объясните знаки препинания).   Открыла синие ресницы изящная голубая перелеска. Лазурные

Слайд 17Проверка
1.Дождались – глагол. Обозначает действие предмета.
2. Н.ф. – дождаться.

3. Постоянные признаки-
сов. в., непереходн., возвратный, 1 спр.
4. Непостоянные признаки-
изъявит накл., прош.вр., мн. ч.
5. В предложении является сказуемым.
Проверка 1.Дождались – глагол. Обозначает действие предмета. 2. Н.ф. – дождаться. 3. Постоянные признаки-   сов.

Слайд 18 Проверка
1. Белеет – глагол. Обозначает действие

предмета.
2. Н.ф. – белеть.
3. Постоянные морф. признаки:
несов. в., непереходный, 1 спр.
4. Непостоянные морф. признаки:
изъявит накл., невозвратное, ед. ч.
5. В предложении является сказуемым.
Проверка 1. Белеет – глагол. Обозначает действие предмета. 2. Н.ф. – белеть. 3.

Слайд 191. Горят – (что делают?) – глагол, обозначает действие предмета.
2.Н.ф. –

гореть.
3. Постоянные признаки:
несов. в., непереходн., возвр,2 спр.
4. Непостоянные признаки:
изъявит накл., наст.вр., 3лицо, мн. ч.
5.В предложении является сказуемым.

Проверка

1. Горят – (что делают?) – глагол, обозначает действие предмета.2.Н.ф. – гореть.3. Постоянные признаки:  несов. в.,

Слайд 20Произведите морфологический разбор глагола

1 вариант
Время, не спеши!

2 вариант
Желаю ярких звезд

тебе!

Проверь себя

Произведите морфологический разбор глагола1 вариантВремя, не спеши! 2 вариантЖелаю ярких звезд тебе!Проверь себя

Слайд 21
Домашнее задание :
Выучить порядок

морфологического разбора глагола.
Закончить разбор глаголов из текста.


Домашнее задание :  Выучить порядок морфологического разбора глагола.Закончить разбор глаголов из

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть