Слайд 1Презентация учителя русского языка и литературы МОУ сош №10 г. Читы
Кобозовой О.А.
Мифологические
рассказы Забайкалья
Слайд 2Мифология как система миропонимания
Когда стало «просыпаться» сознание древнего человека, он начал
осмыслять окружающий его мир. Его интересовало всё: почему днём светло, а ночью темно? Почему дует ветер? Куда «уходит солнце? Как получается снег?
Древний человек пробовал объяснить себе мир. Первым шагом формирования мифологического миропонимания стали древнейшие формы религии: анимизм, антропоморфизм, тотемизм. Отголоски древних религий дошли до наших дней. Вот пример: на севере нашей области живут эвенки, которые до сих пор отмечают праздник медведя.
Медведя древние эвенки считали своим прародителем и поклонялись ему, эта форма древней религии – тотемизм.
Воображение первобытного человека создало образы неких существ , повелевающих лесами, полями, водами рек, озёр. Так появились лешие, водяные.
Занятия скотоводством и земледелием расширили демонологию восточных славян: появились духи крестьянского двора: домовой, банник.
Мифологические рассказы становятся частью духовной культуры славян и частью его быта, поэтому сохранились до наших дней.
Слайд 3Собирание мифологических рассказов Забайкалья
В собирании и изучении материалов о мифологических воззрениях
старожилого населения нашего края началось в 19-ом веке. Особую роль в этом сыграли два фольклориста – К.Д.Логиновскийи В.П.Зиновьев.
К.Д.Логиновский в конце 19-го века буквально вдоль и поперёк исколесил Забайкалье, собирая « старые обычаи, поверия, суеверия, верования в духов».
С 1966-го по 1982-ой год собиранием мифологических рассказов занимался В.П. Зиновьев, его исследования носили систематический характер. Он собрал в Забайкалье 419 мифологических рассказов.
Деятельность этих исследователей отличалась подходами к собиранию, поэтому их материалы дополняют друг друга и имеют очень большое значение для изучения мифологических рассказов нашего края.
Слайд 4Бывальщины и былички
Мифологические рассказы Забайкалья – это такие устные рассказы, преподносимые
рассказчиками как действительные, достоверные «случаи», в которых повествуется о встречах человекас разнообразными сверхъестественными «существами», с людьми, обладающими сверхъестественными, чудодейственными способностями, с таинственными, не поддающимися объяснению явлениями в природе и в жизни.
По жанру мифологические рассказы делятся на бывальщины и былички. Былички содержат один эпизод в повествовании, а бывальщины – несколько.
Все мифологические рассказы можно разделить на несколько тематических групп:
1) о духах природы – лешем, водяном, русалках, полевеке
2) о домашних духах – домовом, баннике, кикиморе
3) о змее,чертях, проклятых
4) о ведьмах, колдунах
5) о мертвецах, встающих из могил
Слайд 6Структура построения мифологического рассказа
В экспозиции рассказа подчёркивается правдивость «случая», указыавется, с
кем, где, и когда он происходит
Завязкой служит подробное сообщение об обстоятельствах , приведших «очевидца» к столкновению с необыкновенным.
Кульминация – момент самого «столкновения» - «встречи» человека с представителями потустороннего мира.
Развязкой мифологического рассказа становится либо сообщение о последствиях для человека этой « встречи».
Поскольку мифологический рассказ – рассказ о необыкновенном, о встрече с потусторонними силами, он всегда страшен. Его действие происходит в сумерках, ночью, в туман, на пустынном месте, на кладбище, на болоте или на берегу реки, в заброшенной шахте.
Практически все бывальщины и былички носят поучительный характер, так как выводы сводятся к следующему: почитай родителей, уважай старших, не ругайся чёрным словом