Презентация, доклад методической разработки Использование краеведческого материала на уроках русского языка (Формирование культурологической компетенции учащихся)

Содержание

Богата наша земля природными, историческими и культурными ресурсами, но, как оказалось, интерес к ним у хозяев жизни исключительно меркантильный. От стука топора в родных лесах проснулся неожиданно российский

Слайд 1Презентация методической разработки «Использование краеведческого материала на уроках русского языка» (Формирование культурологической

компетенции учащихся) Автор разработки: И.Н Волкова, учитель русского языка и литературы МБОУ «Гимназия №65»г. Ульяновск
Презентация методической разработки «Использование краеведческого материала на уроках русского языка» (Формирование культурологической компетенции учащихся)

Слайд 2 Богата наша земля природными, историческими и культурными

ресурсами, но, как оказалось, интерес к ним у хозяев жизни исключительно меркантильный.
От стука топора в родных лесах проснулся неожиданно российский мужик и обнаружил, что национальные богатства удивительным образом куда-то уплывают. Протер глаза, стряхнул дрему: нет ни сказочной старины, ни великой державы, а разрушенная деревня взывает к спасению. Попытался понять, в каком времени очнулся, кто им правит, нужен ли он вообще кому-нибудь? Нет ответа: Крепко упакованы в золото души вельмож.
Приуныл россиянин. Думал мучительно и долго, наконец, понял: перво-наперво надо научиться себя уважать. Вернуть потерянную историческую память. Ощутить себя народом, нацией с богатыми культурными традициями. Полюбить свою землю, родное Отечество. Собрать силы духовные на победу грядущую добра над злом. Ольга Шейпак
Богата наша земля природными, историческими и культурными ресурсами, но, как оказалось, интерес к

Слайд 3  
Сегодня обращение к краеведческому материалу очень своевременно,

так как позволяет развернуть работу по духовному возрождению всей России и, конечно, нашего края - в частности; помогает духовно возродиться каждому из нас, духовно обогатить наших детей.
В своей работе я останавливаюсь на вопросе подбора интересного дидактического материала краеведческого характера.

      Сегодня обращение к краеведческому материалу очень своевременно, так как позволяет развернуть

Слайд 4 Темы дидактического материала по краеведению:
1. Природа родного края

2. История родного края
3. Возрождение духовности в Симбирском-Ульяновском крае
Темы дидактического материала по  краеведению:   1. Природа родного края  2. История родного

Слайд 5
Источники

для работы :
Поэзия и проза ульяновских поэтов: Николая Благова, В. Дворянскова, Елены Кувшинниковой, Светланы Матлиной;
миниатюры Лидолии Никитиной; публицистика из журнала «Мономах».
Источники для работы :

Слайд 6Виды работ с текстами
Диктанты : контрольный, проверочный, творческий, с грамматическим заданием,

с творческим заданием;
Комментированное письмо, письмо по памяти, осложненное списывание;
Комплексный анализ текста ( полный и частичный);
Изложение ( подробное, сжатое, изложение с творческим заданием);
Уроки-зачеты по изученной теме.
Виды работ с текстамиДиктанты : контрольный, проверочный, творческий, с грамматическим заданием, с творческим заданием;Комментированное письмо, письмо по

Слайд 76 класс. Объяснительный диктант по теме: Разряды местоимений «Белый Яр»

Белый Яр – одно из лучших курортных мест Ульяновской области. Природа щедро одарила эти места. Сосновый бор с его целебным стерильным воздухом и цветастое разнотравье, заповедные и грибные места – все это уже само по себе благотворно влияет на людей, поднимает им настроение, заряжает жизнерадостностью. Местная вода по содержанию минеральных солей не уступает «Ижевской №1». Поэтому здесь построили замечательный санаторий «Белый Яр». Лечебница позволяет избавиться от самых разнообразных недугов. Отдыхающие живут в комфортабельных двуместных номерах. Люди приезжают сюда поправить свое здоровье, отдохнуть и насладиться красотой природы. Все, кто побывал здесь хотя бы раз, увозят с собой приятные воспоминания. 97 слов (Ст. Алексея Храмова)
6 класс. Объяснительный диктант по теме: Разряды местоимений «Белый Яр»       Белый

Слайд 9Работа по тексту

Вопросы
1. Определите тему текста.
2.Укажите ключевые слова.
3.Сформулируйте основную мысль текста.
Грамматические задания
1.Укажите разряды местоимений.
2.Выполните морфологический разбор двух местоимений
Работа по тексту          Вопросы1. Определите тему текста.2.Укажите ключевые

Слайд 10Сжатое изложение с творческим заданием (8 класс, 4 четверть)

Цели: 1. Проверить умения использовать предложения различных синтаксических конструкций, применять изученные пунктуационные правила.
Продолжать формировать умения использовать различные приемы сжатия текста; строить собственное высказывание - рассуждение
Расширять знания о прошлом нашего края, воспитывать уважение к национальным традициям.
Русский кокошник
Невозможно представить себе русскую красавицу без национального украшения- мастерски вышитого кокошника .
До замужества девушки носили головной убор, не закры­вающий полностью волосы. Во время свадьбы девичий головной убор заменялся кокошником - головным убором женщины, жены. Кокошник, возможно, носили до рождения первого ребёнка, то есть перехода женщины в следующую возрастную группу - женщины - матери. Затем кокошник заменялся волосником.
Кокошник, как правило, передавали по наследству от матери к дочери. Самый богатый, обручальный кокошник, выши­тый золотом по малиновому бархату, надевался в день свадьбы - в нем молодая сидела за брачным столом. На другой день оде­вался кокошник похуже, а в будни еще беднее.
Кокошник бытовал почти на всей территории Симбирской губернии. Ценная коллекция праздничных головных уборов хранится в Ульяновском краеведческом музее. Характерные для нашего края владимиро-ярославские кокошники, которые хранятся в краеведческом музее, можно разделить на три типа: обручальный - вышитый золотой нитью, шнуром, канителью, украшен блестками, стеклянными вставками на цветной фольге, жемчугом. Другие - праздничные, вышиты золотой нитью вприкреп и шнуром. Растительный орнамент в виде вьющегося стебля с плодами, цветами и листьями вытеснил более древние мотивы. Третий тип кокошников не имеет вышивки. В коллекции музея есть такой экспонат в виде высокой бархатной шапочки. Это один из первых кокошников, поступивших в музей.
(По тексту О. Туркиной, ж/л " Мономах", №4, 1998г)

Сжатое изложение с творческим заданием (8 класс, 4 четверть)       Цели: 1.

Слайд 12Работа по тексту

1. Определите тему, тип речи ,стиль текста.
2.Укажите ключевые слова.
3. Выделите микротемы.
4. Сформулируйте основную мысль каждой микротемы.
5.Напишите сжатое изложение
6. Творческое задание: Напишите сочинение –рассуждение: Нужно ли современному поколению изучать традиции своего народа?

Работа по тексту          1. Определите тему, тип речи

Слайд 13Разные виды сочинений

1. Сочинение- миниатюра
2. Сочинение-этюд
Сочинение- размышление
Сочинение-отклик

Сочинение- настроение
Эссе
Сочинение по прочитанному тексту
Сочинение-рецензия
Разные виды сочинений 1.  Сочинение- миниатюра 2.  Сочинение-этюдСочинение- размышлениеСочинение-отклик Сочинение- настроение Эссе Сочинение по прочитанному

Слайд 14Темы сочинений- миниатюр
1.Осень…все величаво и просто.
Все кругом лишено суеты. (В Дворянсков)
2.

Стеклянный день осенний. Тишина.(Е.Кувшинникова)
3.Осень спит над огородами,
тишь в растерянных садах.(В Дворянсков)
4.Прекрасен этот мир в вечернем тихом свете…
5.С тобою рядом, Волга ,мне дышится легко…
6.Весны нечаянные встречи…


Темы сочинений- миниатюр1.Осень…все величаво и просто.Все кругом лишено суеты. (В Дворянсков)2. Стеклянный день осенний. Тишина.(Е.Кувшинникова)3.Осень спит над

Слайд 15Сочинение –рассуждение по прочитанному тексту
Отдавший жизнь людям
1.Великий

француз Стендаль утверждал, что «цель личной выгоды у художника убивает всякое произведение искусства».2. Не в этом ли секрет творчества художника Д.И. Архангельского, который при жизни раздарил тысячи своих работ всем, кто был рядом или состоял с ним в переписке.3. Он преподал нам такую модель образа жизни, которая до сих пор никем не изучена.
4.Родился Дмитрий Иванович в Симбирске, где прожил 49 лет.5. До и после революции Архангельский преподавал рисование в школах и гимназиях Симбирска.6. Создал кружок изобразительного искусства, работал в котором проводилась по вечерам и ,конечно же, не оплачивалась. 7.Накопленный в Симбирске опыт был использован им в1934-1941 годах в школе-колонии им. Шацкого.8. Военные годы в Подмосковье пережил очень тяжело: голодная жизнь послужила причиной заболевания туберкулезом. 9.Дмитрию Ивановичу пришлось уйти на мизерную пенсию, но он не прекращал работы с детьми. 10.Педагог устраивал так называемые «дни открытых дверей» в своей квартире: принимал гостей всех возрастов, просматривал картины любителей искусства.
Сочинение –рассуждение по прочитанному тексту Отдавший жизнь людям   1.Великий француз Стендаль утверждал, что «цель личной

Слайд 16 11.В1946-1956 годах Д.И. Архангельский принимал участие в

археологических экспедициях в Подмосковье и Среднем Поволжье12.Его подвижничество восхищало всех участников экспедиции.
13.Архангельский был многогранен.14. Занимался краеведением, этнографией, коллекционировал художественные репродукции, открытки, пуговицы, фарфор, костюмы народов Поволжья.
14.Он никогда не признавал власть денег. 15.Питался скромно, не позволял себе излишеств.16.Всю свою жизнь Дмитрий Иванович был равнодушен к материальным благам, довольствовался самым малым, зато нуждался в духовной пище. 17.Он много трудился физически: пилил и колол дрова, носил воду ,копал землю, убирал снег во дворе и на улице.18. Рано ложился спать и рано вставал.19. Близких всегда поражала его жизнестойкость, побеждавшая серьезные болезни.20. Энтузиаст, он не раз воскресал и тогда с еще большим напором возвращался к работе, строил планы на будущее, и это обновление давало прекрасные плоды.
21.В душе Дмитрия Ивановича никогда не угасала любовь к искусству. 22.Пламя этой любви согревало не только его сердце ,но и озаряло жизнь всех, кто был рядом.23.И в 90 лет он продолжал писать этюды, умел видеть живую природу, восхищаться ею и передавать ее красоту в многочисленных акварелях. 24.Дмитрий Иванович прожил долгую творческую жизнь-почти95 лет.25. А я глубоко убежден, что только добрые люди живут долго.
26.К сожалению, мы до сих пор не научились отдавать при жизни должное выдающимся людям. 27.Лишь с годами понимаешь, какой величины личность была твоим современником.
Николай Яценко

11.В1946-1956 годах Д.И. Архангельский принимал участие в археологических экспедициях в Подмосковье и Среднем

Слайд 17

Д.И. Архангельский

И все же мир спасется добротой…
И даже зло бессильно отступает,
Когда душа сияет красотой,
Смирением и кротостью сияет…
И пусть же вьется золотая нить
Добра, и пусть слагается в узоры.
Уменье обогреть и накормить
Дороже самых умных разговоров.
А жизнь идет по кругу . по кольцу,
По обручальному. Из детства к детям.
Вы так добры. Вам доброта к лицу.
Что может быть прекраснее на свете!
Елена Кувшинникова


Слайд 18Комплексный анализ текста Праздник дикого пиона

Комплексный анализ текста Праздник дикого пиона

Слайд 19Работа по тексту



1.Определите тему, тип речи,

стиль текста
2.Укажите ключевые слова.
3. Выделите микротемы.
4. Сформулируйте основную мысль каждой микротемы.
5.Найдите сложные предложения, составьте схемы, определите вид придаточных

Работа по тексту     1.Определите тему, тип речи,  стиль текста 2.Укажите ключевые слова.3.

Слайд 20 За многие годы работы сложилась определенная

система использования на уроках русского языка лирики и прозы поэта В. Дворянскова.
Тема всей работы с творчеством В.Дворянскова:
Край родной, где дом с березой,
Где ручьи всю ночь слышны ,
Никакие беды- грозы
Мне с тобою не страшны.
В каждом классе (5-9) эта тема имеет свою микротему
За многие годы работы сложилась определенная система использования на уроках русского языка

Слайд 21 Для него (В.Дворянскова) в природе существует всего немного

милых его сердцу и вечных понятий: небо, лес, речка, поле, дорога, трава. И он умеет в них уловить сокровенную музыку, извлечь ее посредством точного слова".
Е. МЕЛЬНИКОВ
Для него (В.Дворянскова) в природе существует всего немного милых его сердцу и вечных понятий:

Слайд 225 класс И удивлюсь, как чуду из чудес: Прекрасен этот мир...




Оглянись кругом-какие

дали,
Оттолкнись -и птицею лети.
От невзгод,от бед и от печали
Лучше средства сроду не найти…








Как прекрасен этот луг над Волгой,
Как прекрасны дали на Руси.
5 класс  И удивлюсь, как чуду из чудес: Прекрасен этот мир... Оглянись кругом-какие дали,Оттолкнись -и птицею

Слайд 23
Оттаявшим деревьям
Шепнул вчера ручей,
Что видел он в деревне
Вернувшихся грачей
Завалили деревню

по окна стога,
За две ночи лишь, за два присеста.
А сугробы растут, как под осень стога,
Как у бабы забывчивой тесто.

Оттаявшим деревьямШепнул вчера ручей,Что видел он в деревнеВернувшихся грачей Завалили деревню по окна стога,За две ночи лишь,

Слайд 246 класс Родная природа в разные времена года
1. Зима навяжет кружев…
2. Зима

подарит чудо…
Весною столько разных встреч…
Уж которые сутки от весны убегает зима
Все в мае светлое, сквозное…
Притихло все в предчувствии осеннем…


6 класс Родная природа в разные времена года1. Зима навяжет кружев…2. Зима подарит чудо…Весною столько разных встреч…Уж

Слайд 25 И что за праздник- осень на

дворе!
(подбор эпиграфа)

1. А все это грозди осенней рябины
И лес, и траву , и луга подожгли…

5. Лес загорелся,
как от спички,-
Пылают листья
Без конца…

2. Осыпается лист за листом.
С каждым утром все дольше туманы
Остаются на поле пустом…

6. И плывут над просторной равниной
Стаи птиц в вышине голубой,
Словно лето,
Связав паутиной ,
Тянет их,
Увозя за собой…

3. Стало тише, праздничней на свете,
Хоть цветы осыпал желтый луг.
Провода над полем, словно сети,
Ловят птиц, стремящихся на юг.

4. Опустилось небо над полями,
Низко- низко вьются облака.
С веток облетающее пламя,
Не гася,
Несет с собой река…

7. Пустынно в березовых чащах,
И тучи над ними низки.
И грустно от листьев шуршащих,
Что с вербы летят на мостки.

И что за праздник- осень на дворе!

Слайд 267класс А впрочем, любил эту местность писатель Иван Гончаров… (В.Дворянсков) (Любимый уголок родной

природы)


Мелькают сосны и проселки, Над ними птицы, иногда. Как нитки, вдетые в иголки, Висят над полем провода. Они зарю с утра беспечно Прошили ниточкой одной. Они пришили здесь навечно Мою судьбу к земле родной.

7класс А впрочем, любил эту местность  писатель Иван Гончаров… (В.Дворянсков) (Любимый уголок родной природы)

Слайд 27Этот тихий край мне мил и дорог,
Край мой без секретов и

чудес.
Вон вбежал на крутолобый взгорок
Золотой, застывший за ночь лес…
Этот тихий край мне мил и дорог,Край мой без секретов и чудес.Вон вбежал на крутолобый взгорокЗолотой, застывший

Слайд 288 класс Ища защиты и добра…(В.Дворянсков)

Деревья У речной излуки Воздели

ветви, Словно руки. Смотрите, мол, Любуйтесь: Вот Какой высокий небосвод. А может, просто Ветви-руки Деревья подняли В испуге, Ища защиты И добра, Моля спасти от топора

Тревога за моря и реки. За лес, что валят сгоряча Лихие люди-человеки, Натужно пилами урча. За непрерывный ход столетий, За хлеб, что зреет в колоске. За все живое на планете, - Оно  Висит На волоске…

8 класс  Ища защиты и  добра…(В.Дворянсков)  Деревья У речной излуки Воздели ветви, Словно руки.

Слайд 29 Эх, кустик озябший, Рябина, А чем же тебе-то Помочь?

Эх, кустик озябший, Рябина, А чем же тебе-то Помочь?

Слайд 30 9 класс Да что же с нами,

люди? ( Тема нравственности в творчестве В.Дворянскова)


Не помним мы истории своей, Не ведаем, как жили наши предки, Как будто мы совсем других кровей, Другой любви, Обычаев И сметки. Как будто бы до нас И после нас И не было И никого не будет. Живем мы суетливо, Напоказ, С гордынею... Да что же с нами, люди? Ни песен нет,  Ни чувств глубоких, Лишь, Заботимся о мясе и о хлебе, Ведь засмеют, когда заговоришь Вдруг о душе, иль о высоком небе

9 класс      Да что же с нами, люди?

Слайд 31Изложение с элементами сочинения 9 класс. На родине Н. М. Карамзина.
Задания:
1.Перескажите текст.
2.Ответьте

на вопрос: «Какая проблема поднята автором в данном тексте?». Выскажите свое отношение к данной проблеме.
Изложение с элементами сочинения 9 класс. На родине Н. М. Карамзина.Задания:1.Перескажите текст.2.Ответьте на вопрос:  «Какая

Слайд 32

Проверочная работа по теме:
Причастие и деепричастие
(на материале поэтических строк В.Н. Дворянскова) 7 класс
Цели:
Проверить знания правописания причастий и деепричастий; умения выделять на письме причастный и деепричастный оборот, выполнять морфологический и словообразовательный разбор причастий и деепричастий.
Обогащать словарный запас лексикой поэтического характера.
Воспитать посредством поэзии любовь к миру природы, умение видеть прекрасное
Примечание: Дидактический материал к уроку - стихи из сборника « Летние часы» Владимира Николаевича Дворянскова ,ульяновского поэта, автора книг поэзии и прозы, Лауреата областной премии Ленинского комсомола, члена Союза писателей России.

Эпиграф
"


Слайд 33План-проект урока. Зачет по теме: Сложноподчиненные предложения 9класс На материале поэтических строк В.Дворянскова
Цели:
1)

Контроль знаний учащихся о сложноподчиненном предложении.
2) Контроль сформированности умений определять вид придаточного предложения, умений графически представить синтаксическую конструкцию предложения .
3) Воспитывать посредством художественного слова поэтическое восприятие окружающего мира.
План-проект урока.  Зачет по теме: Сложноподчиненные предложения 9класс На материале поэтических строк В.ДворянсковаЦели:1) Контроль знаний учащихся

Слайд 34

С любовью ко всему родному!
Сиянье света против тьмы.
Свеча

к свече от дома к дому
Стоять всем миром будем мы.
Благоговейно замирая
Перед историей своей,
Читать судьбу родного края
По картам улиц, площадей…
И не напрасно собиранье
Архивных дат, духовных сил.
От кропотливого старанья
Родник расчищенный забил!
Наградой общей, лучшей самой
Нам будет одоленье зла,
Когда разрушенного храма
Вновь запоют колокола.
Даст Бог, среди скорбей и страха
Живую душу сохраним,
Ведь все мы- дети Мономаха,
И тем живем, на том стоим!
Елена Кувшинникова

С любовью ко всему родному!Сиянье света против тьмы.Свеча к свече от дома к домуСтоять

Слайд 35Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть