Презентация, доклад методической разработки Эффективность словарной работы на уроках русского языка

Содержание

*Содержание1. Введение2. Общие положения3. Приемы обучения словарной работе на уроках русского языка4. Основные требования к выполнению словарной работы по русскому языку5. Методические рекомендации по повышению эффективности словарной работы на уроках русского языка6.

Слайд 1*
Эффективность словарной работы на уроках русского языка
Автор методической разработки
учитель

русского языка и литературы
МБОУ «Гимназия №1» г. Чебоксары
Мешкова Татьяна Валериевна
*Эффективность словарной работы на уроках русского языка Автор методической разработки учитель русского языка и литературы МБОУ «Гимназия

Слайд 2*
Содержание
1. Введение
2. Общие положения
3. Приемы обучения словарной работе на уроках русского

языка
4. Основные требования к выполнению
словарной работы по русскому языку
5. Методические рекомендации по повышению эффективности словарной работы на уроках русского языка
6. Рекомендуемая литература
Приложения
*Содержание1. Введение2. Общие положения3. Приемы обучения словарной работе на уроках русского языка4. Основные требования к выполнению

Слайд 3*
ЦЕЛЬ:
Систематизация различных подходов
к проведению словарной работы
на уроках русского языка


в среднем звене
(5-9 классы)

*ЦЕЛЬ:	Систематизация различных подходов 	к проведению словарной работы на уроках русского языка в среднем звене 	(5-9 классы)

Слайд 4*
Задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования.
2. Рассмотреть

внеклассную работу по русскому языку в начальной и средней школе с точки зрения состояния проблемы.
3. Определить условия эффективности организации словарной работы по русскому языку с учащимися 5-9 классов.
4. Выявить динамику постепенного усложняющихся – с учетом принципа преемственности и перспективности – форм работы со словом
5. Выявить зависимость повышения уровня знаний, приобретения прочных умений и навыков от организации систематической словарной работы по русскому языку с учетом принципа преемственности и перспективности.
*Задачи:1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования. 2. Рассмотреть внеклассную работу по русскому языку в

Слайд 5Актуальность проблемы
Овладеть словом – значит усвоить его значение и

нормы употребления в речи. Активное владение словарём-минимумом предполагает усвоение норм литературного произношения, написания, словоизменения, сочетаемости слов в предложении, а также стилистических возможностей отдельных слов и словосочетаний
Актуальность проблемы  Овладеть словом – значит усвоить его значение и нормы употребления в речи. Активное владение

Слайд 6*












обеспечивает
своевременное
умственное и речевое
развитие детей
способствует
глубокому усвоению


программного материала

служит средством
идейного и нравственного
воспитания учащихся

Словарная работа

Словарная работа

*  		обеспечивает своевременное умственное и речевое развитие детейспособствует глубокому усвоению программного материаласлужит средством идейного и нравственного

Слайд 7*
Приемы обучения словарной работе на уроках русского языка
Работа над семантикой слова
Работа

с паронимами
Словарно-орфографическая работа
Работа над правописанием изучаемого слова
Виды словарных заданий
Упражнения для обогащения словаря учащихся


дальше

*Приемы обучения словарной работе  на уроках русского языкаРабота над семантикой словаРабота с паронимамиСловарно-орфографическая работа Работа над

Слайд 8*
Работа над семантикой слова
выяснение значения слова по толковому словарю


подбор синонимов (лозунг – призыв)
подбор антонимов (ненавидеть – любить)
словообразовательный анализ (безмятежный←мятежный←мятеж)
этимологический анализ (лукавый – от лука – «изгиб, кривизна», то есть лукавый – «криводушный, неискренний, лживый)
перевод (интернациональный – международный)
включение трудных по семантике слов в предложения для разбора
составление связных текстов по опорным словам

назад

*Работа  над семантикой слова выяснение значения слова по толковому словарю подбор синонимов (лозунг – призыв)

Слайд 9*
Работа с паронимами

• Ответ на вопрос, например: Что называют посланием,

а кого посланником? В чем различие в значении слов поступок и проступок? Каких людей называют честными, а каких честолюбивыми?
• Словарный диктант с заданием: заменить данное словосочетание словом, например: крепостной слуга в доме помещика (дворовый); дворянин, состоящий в штате царского двора (придворный)
• Подбор синонимов (ср. невежа — грубиян, невежда — неуч, притязание — претензия, притяжение — тяготение)
• Словообразовательный анализ (ср. биография — гр. bios — жизнь - grapho — пишу, т. е. жизнеописание, автобиография — гр. autos — сам + биография, т. е. описание своей жизни)
• Включение изучаемых слов в контекст (составление словосочетаний, предложений, рассказа, например: искусный мастер — искусственный цветок, получить признание — выразить признательность)

назад

*Работа с паронимами • Ответ на вопрос, например: Что называют посланием, а кого посланником? В чем различие

Слайд 10*
Словарно-орфографическая работа
представление нового слова, с которым учащиеся знакомятся на уроке

толкование

лексического значения

этимологический анализ. Данный анализ применяют для того, чтобы пробудить у детей интерес к трудным словам, чтобы они легче усваивали их написание. Анализ может быть не полным, а частичным, упрощенным. Например: «здравствуйте». Приветствие это родилось из выражения «я здравствую тебя, т. е. желаю тебе здоровья»

освоение орфографического написания слова

введение нового слова в активный словарь детей

назад

*Словарно-орфографическая работа представление нового слова, с которым учащиеся знакомятся на урокетолкование лексического значенияэтимологический анализ. Данный анализ применяют

Слайд 11*
Работа над правописанием изучаемого слова
Знакомство с новым словом

Произношение рассматриваемого слова, опреде-ление

гласной в сильной позиции, количества слогов

Решение орфографических задач: какую букву в слове надо проверять при письме и почему? Можно ли проверить написание буквы путем подбора проверочного слова?
Запись в тетрадь, постановка ударения, выделение гласной (согласной), которую надо при письме запомнить

Подбор однокоренных слов, сочетаемый с элементарным лексическим анализом
Составление предложений с любым из однокоренных слов

назад

*Работа над правописанием изучаемого словаЗнакомство с новым словомПроизношение рассматриваемого слова, опреде-ление гласной в сильной позиции, количества слоговРешение

Слайд 12*
Программа по русскому языку требует проведения систематических словарных занятий, которые могли

бы обеспечить необходимую лексическую подготовку учащихся




Включение трудных по семантике слов в предложения для разбора

Подбор слов на орфографическое правило. Так, к правилу правописания приставок на з/с подбираются имена существительные (воззвание, возрождение, восстание и др.) и имена прилагательные (безвольный, беззаветный, бескорыстный и др.), глаголы (воссоединяться, избирать, истреблять)

Составление с подобранными словами словосочетаний или предложений (отработать барщину, уплатить оброк)

Составление связных текстов по опорным словам. Например, в рассказе о герое Отечественной войны 1812 года вводятся прилагательные бывалый, беззаветный, героический, доблестный, решающий, самоотверженный.

назад

Виды словарных заданий

*	Программа по русскому языку требует проведения систематических словарных занятий, которые могли бы обеспечить необходимую лексическую подготовку учащихсяВключение

Слайд 13*
Упражнения для обогащения словаря учащихся
Лексический диктант (диктуемым словам учащиеся дают толкование)
Диктант

“Угадай словечко!” (учитель даёт толкование, дети записывают само слово)
Орфоэпический диктант (правильное произнесение записанных на уроке слов)
Зрительные диктанты
Задание “Объясни разницу” - работа с
паронимами
Проверочные словарные диктанты

назад

*Упражнения для обогащения словаря учащихсяЛексический диктант (диктуемым словам учащиеся дают толкование)Диктант “Угадай словечко!” (учитель даёт толкование, дети

Слайд 14*
1) расширяет знания детей - за год учащиеся усваивают много новых

для себя слов, узнают о многозначности слов, что тоже развивает их речь;

2) закрепляет грамматические знания, как например:
а) неопределённая форма глагола (ведь все глаголы даются именно
в этой форме);
б) совершенный и несовершенный виды глагола ( в словаре глаголы
даются парами: удалять – удалить);
в) возвратность глаголов (улучшить – улучшиться);
г) части речи (простор – имя существительное, просторный – имя
прилагательное, простираться – глагол, просторно – наречие);
д) полная и краткая форма имён прилагательных (счастливый –
счастлив);
е) синонимы и антонимы (профессия – специальность;
нехотя – с удовольствием)

3)воспитывает любовь к русскому языку

Систематическая словарная работа приносит большую пользу:

*1) расширяет знания детей - за год учащиеся усваивают много новых для себя слов, узнают о многозначности

Слайд 15*
Основные требования к выполнению словарной работы по русскому языку
Обучая учащихся

русскому языку и совершенствуя их навыки владения языком, учитель должен:

во-первых, расширять активный словарь учащихся с учётом возрастных возможностей

во-вторых, научить использовать слова в их наиболее точном значении, выбирать наиболее подходящие для данной ситуации и в соответствии с требованием жанров и стилей

в-третьих, помочь учащимся устранить из речи слова нелитературные, диалектно-просторечные, архаичные, вышедшие из употребления.
*Основные требования к выполнению словарной работы  по русскому языку  Обучая учащихся русскому языку и совершенствуя

Слайд 16*
Методические рекомендации по повышению эффективности словарной работы на уроках русского языка

В языке все стороны взаимосвязаны, поэтому и процесс обучения школьников целесообразно организовать так, чтобы
в определенной взаимосвязи проводилась работа по фонетике, орфографии, словообразованию, морфологии, лексике и синтаксису, чтобы все стороны слова (его лексическое значение, грамматические признаки, морфемный состав,
а также произношение и написание) рассматривались в единстве.
*Методические рекомендации  по повышению эффективности словарной работы на уроках русского языка  В языке все стороны

Слайд 17*
На уроках слово рассматривается одновременно в четырёх аспектах: орфоэпическом, лексико-семантическом, орфографическом

и синтаксическом
*	На уроках слово рассматривается одновременно в четырёх аспектах: орфоэпическом, лексико-семантическом, орфографическом и синтаксическом

Слайд 18*
Эффективна словарная работа на уроках русского языка предполагает включение трёх

видов памяти: зрительной, слуховой и артикуляционной. Методика основана на четком проговаривании и запоминании звуков речи.

*	Эффективна словарная работа на уроках русского языка  предполагает включение трёх видов памяти: зрительной, слуховой и артикуляционной.

Слайд 19*
Данная методика основана на орфографическом (так, как пишем) и орфоэпическом

(так, как говорим) проговаривании.

При орфографическом чтении каждое слово звучит отдельно, произносится чётко, не распадается на слоги, иначе оно не останется в памяти.

Эта форма работы предполагает включение трёх видов памяти:
зрительной, слуховой и артикуляционной.
Методика основана на четком проговаривании
и запоминании звуков речи.

*	Данная методика  основана на орфографическом (так, как пишем) и орфоэпическом (так, как говорим) проговаривании. При орфографическом

Слайд 20*
Проговаривание слов –
это первый этап работы.
На втором этапе

необходим разговор
об этом слове; определяется его лексическое значение,
практическая значимость.
* 	Проговаривание слов – это первый этап работы. На втором этапе необходим разговор об этом слове; определяется

Слайд 21*

практическую
(орфография слова,
его употребление в речи,
овладение нормами
литературного русского

языка)

познавательную
(знакомство со словом,
его значением, этимологией)



обогащение словарного запаса
через синонимию слов

.

воспитание привычки определять значение незнако-мых слов, собирать другую информацию о слове, пользуясь словарями-справочниками

Данный метод развивает фонематический слух, прививает интерес к родному слову. Одно из достоинств данной системы – ситуация успеха для ученика.

Уроки словарной работы по данной методике помогают ученикам решить несколько задач:

*практическую (орфография слова, его употребление в речи, овладение нормами литературного русского языка)познавательную (знакомство со словом, его значением,

Слайд 22*
Систему работы
с орфографическим и орфоэпическим проговариванием слова можно порекомендовать

и учителям-предметникам при изучении специальной лексики. Учащиеся не только будут знать значение термина, но и напишут его грамотно.
*	 Систему работы с орфографическим и орфоэпическим проговариванием слова можно порекомендовать и учителям-предметникам при изучении специальной лексики.

Слайд 23*
Примерные задания для проведения словарной работы на уроках русского языка в

среднем звене
*Примерные задания для проведения словарной работы на уроках русского языка в среднем звене

Слайд 24*
– Посмотрите на рисунок.
Знакомо ли вам это дерево?
Как оно

называется? Верно. Это яблоня.
- Какие плоды растут на яблоне?
Это не обычная яблоня, а волшебная.
На ней выросли необыкновенные яблоки с буквами (читаем хором).
- Сорвать эти яблоки может тот, кто подберет для каждого яблока подходящее слово из таблицы.

я

а

е

и

о

*– Посмотрите на рисунок. Знакомо ли вам это дерево? Как оно называется? Верно. Это яблоня.- Какие плоды

Слайд 25*
Это старый наш знакомый:
Он живет на крыше дома-
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый,
Он летает

на охоту

Окраской - сероватая,
Повадкой – вороватая,
Крикунья хрипловатая –
Известная персона

Я весь день ловлю жучков,
Уплетаю червячков.
В теплый край не улетаю,
Здесь, под крышей обитаю.
Чик-чирик! Не робей!
Я бывалый……..

Вертится, стрекочет
Весь день хлопочет

Далеко мой стук
Слышится вокруг.
Червякам я враг,
А деревьям друг.

Какая птица лишняя? Почему?

*Это старый наш знакомый:Он живет на крыше дома-Длинноногий, длинноносый,Длинношеий, безголосый,Он летает на охоту Окраской - сероватая,Повадкой –

Слайд 26*
Делу - время, а потехе - час
Ребусы

*Делу - время, а потехе - час Ребусы

Слайд 27*
Труд – дело чести, будь всегда на первом месте

*Труд – дело чести, будь всегда на первом месте

Слайд 28*
По вертикали:
1. Официальное программное заявление
2. Спор, обсуждение вопроса на

собрании, в печати.
3.Выборный представитель, член выборного государственного учреждения.
4. Изображение места театрального действия.
5. Совокупность высоких моральных качеств.
6. Выборный или назначенный представитель коллектива.
7.Краткое изречение, выражающее руководящую идею
поведения или деятельности.
8. Первое или пробное выступление

По горизонтали:
Разговор двух или нескольких лиц.
2. Руководитель предприятия.
Место или предмет, заслу-
живающий особого внимания.
Обсуждение вопроса,
публичный спор.


достопримечательность

дебаты

директор

диалог

декла ация

д с у сия

е егат

д виз

депу ат

дек рация

до тоинс во

д бют

Кроссворды

*По вертикали: 1. Официальное программное заявление 2. Спор, обсуждение вопроса на собрании, в печати. 3.Выборный представитель, член

Слайд 29*
Составление слов по схемам
Лесенка
ромат
ктёр
рфа
з
зу
а

_ а _ _ а _ _ _ а _ _ _ _ а _ _ _ _ _

арабан

ерёза

укет

окс

б _ _ б _ _ _ б _ _ _ _ б _ _ _ _ _ б _ _ _ _ _ _

об

*Составление слов по схемам Лесенка ромат ктёр рфа з зу а _ а _ _ а _

Слайд 30*
Змейка
с ист
едро
за од
хал а
моти
тра а


да ка

в _ _ _ _ _ в _ _ _ _ _ в _ _ _ _ _ в _ _ _ _ _ в _ _ _ в _ _ _ в _ _ _ в _ _ _ в _ _ _ _

ремя

с еча

*Змейка с ист едро за од хал а моти тра а да ка в _ _ _ _

Слайд 31*
Пирамида
в       в_ д      в_

_ д     в_ _ _ д в_ _ _ _ д в_ _ _ _ _ д в_ _ _ _ _ _ д в_ _ _ _ _ _ _ д

и

хо

кла

осхо

одопа

иногра

елосипе

а      а _ а     а _ _ а    а _ _ _ а а _ _ _ _ а а _ _ _ _ _ а а _ _ _ _ _ _ а

р

рф

стр

збук

лгебр

нтилоп

*Пирамида    в       в_ д      в_ _ д     в_ _ _ д

Слайд 32*
в
о
д
а
р
и
н
г
Анаграммы
Придумай новое

слово, состоящее из этих же букв, но расположенных в другом порядке
*в о д а р и н г Анаграммы Придумай новое слово, состоящее из этих же букв,

Слайд 33*
Придумай новое слово, состоящее из этих же букв, но расположенных в

другом порядке




Липа + нота = животное

Липа + нота =

антилопа

*Придумай новое слово, состоящее из этих же букв, но расположенных в другом порядке Липа + нота =

Слайд 34*
Рыба + соки = фрукты



Придумай новое слово, состоящее из этих

же букв, но расположенных в другом порядке

Рыба + соки =

абрикосы

*Рыба + соки = фрукты Придумай новое слово, состоящее из этих же букв, но расположенных в другом

Слайд 35*
Придумай новое слово, состоящее из этих же букв, но расположенных в

другом порядке

Гора + камин = музыкальный инструмент




Гора + камин =

гармоника

*Придумай новое слово, состоящее из этих же букв, но расположенных в другом порядке Гора + камин =

Слайд 36*
Логогриф – от греческих слов
«логос» - слово
и
«грифос» -

загадка.

Это загадка, в которой задуманное слово
может иметь различные значения
в результате добавления,
пропуска или перестановки звуков (букв)

Логогриф

*Логогриф – от греческих слов «логос» - слово и «грифос» - загадка. Это загадка, в которой задуманное

Слайд 37*
Готов вас напоить водой, Но э прибавьте мне в начале, И

соберу перед собой Я зрителей в квартире, зале. 

кран - экран

*Готов вас напоить водой,  Но э прибавьте мне в начале,  И соберу перед собой

Слайд 38*
Несёт меня с трудом старик, Но если ю прибавить, вмиг К

нему придёт на помощь тот, Кто без труда меня несёт.

ноша - юноша

*Несёт меня с трудом старик,  Но если ю прибавить, вмиг  К нему придёт на помощь

Слайд 39*
Его как память давних ран На теле носит ветеран. Наоборот его

прочти – И грянет музыка в пути

шрам - марш

*Его как память давних ран  На теле носит ветеран.  Наоборот его прочти –  И

Слайд 40*
Я по полену бью, звеня, Дровами на зиму снабжаю. Когда ж

с конца прочтут меня, Я недовольство выражаю.

топор - ропот

*Я по полену бью, звеня,  Дровами на зиму снабжаю.  Когда ж с конца прочтут меня,

Слайд 41*
Игра «Подбери фразеологизм»
Подбери фразеологизм к его толкованию

*Игра «Подбери фразеологизм» Подбери фразеологизм к его толкованию

Слайд 42*
это загадка,
в которой надо отгадать слово,
заменяя один звук (букву)

другим.

Метаграмма -

*это загадка, в которой надо отгадать слово, заменяя один звук (букву) другим.Метаграмма -

Слайд 43*
Со звуком с я не вкусна, Но в пище каждому нужна.

С м берегись меня, не то Я съем и платье, и пальто.

соль - моль

*	Со звуком с я не вкусна,  Но в пище каждому нужна.  С м берегись меня,

Слайд 44*
С к я в школе на стене, Горы, реки есть на

мне. С п – от вас не утаю – Тоже в классе я стою.

карта - парта

*	С к я в школе на стене,  Горы, реки есть на мне.  С п –

Слайд 45*
Хоть и мала я, но взгляни: Весь мир в себе я

отражаю. Но к на ц перемени – Я по болоту зашагаю.

капля - цапля

*Хоть и мала я, но взгляни:  Весь мир в себе я отражаю.  Но к на

Слайд 46*
Я цвет одинаковый часто имею: И с г зеленею, и с

к зеленею. Но с к вам со мною рискованно быть: Могу и до слез довести, и убить. 

лук - луг - лук

*Я цвет одинаковый часто имею:  И с г зеленею, и с к зеленею.  Но с

Слайд 47*
 
ПЫЖИК
 
Пыжик - это оленёнок,
он пушистый и смешной.
К маме ласково спросонок
прижимается спиной.
Только

спит он очень мало,
непоседою прослыл.
Мама спрашивать устала:
«Пыжик, пыжик, где ты был?»
(30 слов)

Весёлые диктанты
Жи - ши, ча - ща, чу - щу

* ПЫЖИК Пыжик - это оленёнок,он пушистый и смешной.К маме ласково спросонокприжимается спиной.Только спит он очень мало,непоседою прослыл.Мама спрашивать

Слайд 48*

 
ЧЬИ ШИШКИ ЛУЧШЕ ?
 
У Саши шишки сосновые,
у Серёжи шишки еловые,
у Алёши

- большие кедровые,
а у Миши на лбу - бедовые.
(24 слова)

Правописание жи - ши

* ЧЬИ ШИШКИ ЛУЧШЕ ? У Саши шишки сосновые,у Серёжи шишки еловые,у Алёши - большие кедровые,а у Миши на

Слайд 49*
По ступенькам в погребок
мы с братишкою слезали.
Как коты, мы сливки все
с

молока вдвоём слизали. (19 слов)

ЛЮБИТЕЛИ СМЕТАНЫ

Проверяемые безударные гласные в корнях слов

*По ступенькам в погребокмы с братишкою слезали.Как коты, мы сливки всес молока вдвоём слизали. (19 слов)ЛЮБИТЕЛИ СМЕТАНЫ

Слайд 50*
В заключение хотелось бы отметить,
что использование разнообразных методов,
приемов, форм

и средств обучения в работе
над трудными словами активизирует деятельность детей,
повышает интерес к овладению богатствами русского языка, воспитывает внимание к слову, обогащает словарный запас.

Использование вышеперечисленных
грамматических упражнений способствует быстрому
и прочному усвоению словарных слов, вследствие чего формируется навык грамотного написания слов
с непроверяемыми гласными, с которыми учащиеся встречаются как в устной, так и в письменной речи.
*В заключение хотелось бы отметить, что использование разнообразных методов, приемов, форм и средств обучения в работе над

Слайд 51*
Эффективность словарной работы на уроках русского языка
Автор методической разработки
учитель

русского языка и литературы
МОУ «Гимназия №1» г. Чебоксары
Мешкова Татьяна Валериевна
*Эффективность словарной работы на уроках русского языка Автор методической разработки учитель русского языка и литературы МОУ «Гимназия

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть