Презентация, доклад Методическая разработка раздела образовательной программы Синтаксис .Пунктуация. Культура речи

Содержание

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Выбор Программы по русскому языку для 5-9 классов М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н. М. Шанского мотивирован тем, что онарекомендована Министерством образования РФ; соответствует стандарту основного общего образования по русскому языку;построена с

Слайд 1 Методическая разработка раздела образовательной программы по русскому языку ( 5 класс

) Автор: М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский. СИНТАКСИС.ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ.

Работу выполнила учитель
МБОУ «Надёжинская основная общеобразовательная школа»
Будашова Вера Семёновна.

Методическая разработка раздела образовательной программы по русскому языку ( 5 класс )  Автор: М.Т.Баранова,

Слайд 2ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Выбор Программы по русскому языку для 5-9

классов М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н. М. Шанского мотивирован тем, что она

рекомендована Министерством образования РФ;
соответствует стандарту основного общего образования по русскому языку;
построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности;
учитывает возрастные особенности учащихся.
В современной школе сложились следующие этапы изучения синтаксиса:
начальный (1-4 классы),
специальный (5 класс),
систематический (8-9 классы).

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА   Выбор Программы по русскому языку для 5-9 классов М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н. М. Шанского

Слайд 3АКТУАЛЬНОСТЬ РАЗДЕЛА

АКТУАЛЬНОСТЬ РАЗДЕЛА

Слайд 4 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ

Цель: формирование опорных синтаксических умений, необходимых

для прочного усвоения систематического курса синтаксиса и овладения на должном уровне пунктуационными умениями и навыками.

Задачи:
Познавательный аспект:
познакомить учащихся со словосочетанием и предложением как основными единицами синтаксиса, с их функционированием в речи.
Развивающий аспект:
развивать речевую и мыслительную деятельность, коммуникативные умения и навыки, обеспечивающие свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения;
обогащать словарный запас и грамматический строй речи учащихся;
развивать творческие способности обучающихся через «погружение» в тему;
развивать личностные качества ребёнка: критичность, мотивацию, рефлексию, индивидуальность.
Воспитывающий аспект:
воспитывать внимательное и уважительное отношение к слову, понимание необходимости сохранения чистоты русского языка как явления культуры.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ Цель: формирование опорных синтаксических умений, необходимых для прочного усвоения систематического курса синтаксиса

Слайд 5Период адаптации к условиям обучения в среднем звене
Переполненность энергией, учатся в

активной деятельности
Нравится делать трудную, требующую высокой компетенции работу, проявлять индивидуальность и различия
Развито буквальное мышление
Развивается логическое мышление, способность к теоретическим рассуждениям, самооценке и оценке деятельности одноклассников
Возраст критичности, поиска лидера
Завышенная самооценка, отзывчивы на похвалу, плохо воспринимают критику в свой адрес

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПЯТИКЛАССНИКОВ

Период адаптации к условиям обучения в среднем звенеПереполненность энергией, учатся в активной деятельностиНравится делать трудную, требующую высокой

Слайд 6ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПЯТИКЛАССНИКОВ


Методика Р.В.Овчаровой «Определение уровня школьной мотивации»
Диагностика
психического развития


(внимание - по П.Я.Гальперину
и С. Л. Кабыльницкой;
память - методика А.Р.Лурин;
мышление - методика Равенна)
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПЯТИКЛАССНИКОВМетодика Р.В.Овчаровой «Определение уровня школьной мотивации»Диагностика психического развития (внимание - по П.Я.Гальперину и С.

Слайд 7
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ РАЗДЕЛА

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ РАЗДЕЛА

Слайд 8ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ПО РАЗДЕЛУ ПРОГРАММЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ













ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ПО РАЗДЕЛУ ПРОГРАММЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Слайд 9ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ПО РАЗДЕЛУ ПРОГРАММЫ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ПО РАЗДЕЛУ ПРОГРАММЫ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

Слайд 10ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ

ОСНОВНЫЕ  ПРИНЦИПЫ  ОБУЧЕНИЯ

Слайд 11ФОРМЫ РАБОТЫ

ФОРМЫ РАБОТЫ

Слайд 12Изучая тему «Словосочетание» :
«…Родина! Особенное слово полно глубокого смысла. Я вижу

необъятные ее просторы, чувствую ласковый ветерок».
Задание: определить основную мысль текста, озаглавить; продолжить текст, определить части речи, выписать словосочетание «прил.-сущ.» - 1вариант, «глаг.-сущ.» - 2 вариант; синтаксический разбор 3 предложения.

При изучении темы «Определение» :
«…Мы любим нашу Родину. Любим ее бесконечные равнины, ее величавые леса, ее могучие горы, ее города и села. Каждый ее уголок, как бы он далеко от нас ни находился, близок и дорог нам…»
Задание: проследить, как автор развертывает смысл первого предложения (указать слова, конкретизирующие значение слова Родина); выписать словосочетания, в которые входят прилагательные, какими членами предложения являются прилагательные; найти однородные члены, построить схему; пересказать текст, включив свои доказательства; графически обозначить изученные орфограммы.

Изучая тему «Словосочетание» :«…Родина! Особенное слово полно глубокого смысла. Я вижу необъятные ее просторы, чувствую ласковый ветерок».Задание:

Слайд 13
Алгоритмы и
подсказки
АЛГОРИТМ:
Чтобы найти подлежащее в предложении Листья пожелтелые по ветру летят,

задаём вопросы - о ком, о чём говорится в предложении? – О листьях. Какое слово отвечает на вопрос что? Или кто? – На вопрос что? Отвечает слово листья. Значит, это подлежащее.
Правило- помощник: чтобы легче было найти подлежащее, не спутать его с дополнением, вопрос к подлежащему лучше ставить от сказуемого.



ПОДСКАЗКА
Вопросы косвенных падежей Ты безошибочно знаешь уже. Если задашь их без промедления, Тут же отыщутся
ДОПОЛНЕНИЯ
Признак предмета или явления Обозначает ОПРЕДЕЛЕНИЕ. Чей и какой? – вопросы просты, Лишь не хватает волнистой черты.

-На вопросы: Где? Когда? Как? Откуда? И куда? ОБСТОЯТЕЛЬСТВО ответ даст тебе всегда.

Алгоритмы иподсказкиАЛГОРИТМ:Чтобы найти подлежащее в предложении Листья пожелтелые по ветру летят, задаём вопросы  - о ком,

Слайд 14Устный
Читаются предложения, учащиеся показывают карточки со схемами к этим предложениям.

Чертим схемы
Читаются

предложения, учащиеся, не записывая их, чертят схемы, указывая номер предложения.

Выборочный
Диктуются предложения, учащиеся записывают только те ,которые подходят к схеме , данной учителем.

УстныйЧитаются предложения, учащиеся показывают карточки со схемами к этим предложениям.Чертим схемыЧитаются предложения, учащиеся, не записывая их, чертят

Слайд 15
Найди ошибку! При выделении из предложения словосочетаний допущены ошибки.
Найдите их.
На

дне прозрачного лесного
ручья лежат опавшие листья.
1) на дне;
2) на дне ручья;
3) прозрачного ручья;
4) лесного ручья;
5) лежат листья;
6) опавшие листья.


РАЗГАДАЙТЕ РЕБУСЫ и назовите знаки препинания в русском языке.

ТИРЕ, ТОЧКА, ЗАПЯТАЯ. ДВОЕТОЧИЕ.

Найди ошибку!  При выделении из предложения словосочетаний допущены ошибки. Найдите их.На дне прозрачного лесного ручья лежат

Слайд 16 Найдите четвёртое «лишнее»:
1.Подлежащее, глагол, дополнение, определение.
2.Существительное, наречие, сказуемое, предлог.
3.Обстоятельство,прилагательное,числи-тельное, местоимение.

КО…ЬБА

ВОСКЛ…ЦАТЕЛЬНЫЙ

КОЛО…НА

МОЛО…ЬБА

Б…ГРОВЫЙ

РЮ…ЗАК


ПРО…ЬБА

Б…НОКЛЬ

…ЖЕЧЬ

Вставьте пропущенные буквы и узнайте , как называется раздел науки о языке, который мы будем изучать.

С
И
Н
Т
А
К
С
И
С

Найдите четвёртое «лишнее»:1.Подлежащее, глагол, дополнение, определение.2.Существительное, наречие, сказуемое, предлог.3.Обстоятельство,прилагательное,числи-тельное, местоимение. КО…ЬБАВОСКЛ…ЦАТЕЛЬНЫЙ КОЛО…НАМОЛО…ЬБАБ…ГРОВЫЙ  РЮ…ЗАК ПРО…ЬБА

Слайд 17


Придумать предложения -«наоборотки»
Составить предложение, предварительно выполнив ряд действий
Выписать все словосочетания из

любой понравившейся статьи газеты или журнала (тема «Словосочетание»)
Написать рассказ на любую тему, но с условием: в конце первого предложения должен стоять вопросительный знак, в конце последнего­ восклицательный, в остальных – точки (тема «Виды предложений по цели высказывания и интонации»)
Подготовить устный рассказ или сказку по теме урока
Придумать предложения -«наоборотки»Составить предложение, предварительно выполнив ряд действийВыписать все словосочетания из любой понравившейся статьи газеты или журнала

Слайд 18ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

Слайд 19СИСТЕМА ЗНАНИЙ

СИСТЕМА ЗНАНИЙ

Слайд 20СИСТЕМА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СИСТЕМА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Слайд 21Календарно-тематическое планирование

Календарно-тематическое планирование

Слайд 22Календарно-тематическое планирование (продолжение)

Календарно-тематическое планирование (продолжение)

Слайд 23Тема: «Синтаксический турнир».
Дата проведения: 14.11
Цели урока:
Образовательная - обобщение знаний по разделу

«Синтаксис. Пунктуация. Культура речи», закрепление навыков синтаксического разбора словосочетания, предложения и постановки знаков препинания в простом предложении.
Развивающая – развитие навыков самостоятельной работы учащихся, творческих способностей, познавательного интереса.
Воспитательная - формирование умения работать в группе; развитие культуры общения, чувства товарищества; умения контролировать и оценивать собственную деятельность. Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Вид урока: урок-соревнование.
Форма организации учебной деятельности - групповая. Оборудование урока:
карточки с вопросами, мяч, карточки для грамматического лото, жетоны, диплом победителя, конверты с заданиями, компьютер, проектор; мультимедийная презентация (переключение по щелчку).
Предварительная работа: класс при помощи учителя делится на две равноценные по силам группы, подбирается название, представление для команд.

РАЗРАБОТКА УРОКА

Тема: «Синтаксический турнир».Дата проведения: 14.11Цели урока:Образовательная - обобщение знаний по разделу «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи», закрепление навыков

Слайд 24ЭТАПЫ УРОКА

ЭТАПЫ УРОКА

Слайд 25РЕЗУЛЬТАТЫ КОНТРОЛЬНОГО ДИКТАНТА ПО РАЗДЕЛУ
Количество работ-8 Качество знаний-50% Успеваемость-100%

РЕЗУЛЬТАТЫ КОНТРОЛЬНОГО ДИКТАНТА ПО РАЗДЕЛУКоличество работ-8 Качество знаний-50%  Успеваемость-100%

Слайд 261.Аракелов Г.Г. и др. Учителям и родителям о психологии подростка. М.

«Высшая школа», 1990.
2.Бабайцева В.В. Русский язык. Синтаксис и пунктуация. М.: «Просвещение»,1979.
3.Баранов М.Т. Методика преподавания русского языка в школе. М.: Издательский центр «Академия», 2001.
4.Баранов М.Т. Обучение русскому языку в 5-6 классах. М.: Просвещение, 1986.
5.Беляева О.В. Поурочные разработки по русскому языку. 5 класс. – М.: «ВАКО», 2007.
6.Богданова Г.А. Уроки русского языка в 5 классе. М.: Издательский дом « Генжер», 2000.
7.Виноградова Е.М. Сопоставительный анализ материалов школьных учебников/ «Русский язык в школе»; № 5, 2010.
8.Гдалевич Л.А., Фудим Э.Д. Уроки русского языка в 5 классе: Кн. Для учителя: Из опыта работы .-М.: «Просвещение»,1991.
9. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. 5-11 классы. – М.: «ВАКО», 2003 .
10.Карасева И.В. Русский язык. 5 класс: поурочные планы по учебнику Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А. Тростенцовой и др.- Волгоград: Учитель, 2005.
11.Лебедев В.В.Уроки русского языка в 5 классе: Пособие для учителя в 2ч. Издательство «Владимирская школа»,1996.
12.Обучение русскому языку в 5 классе: Метод. Рекомендации к учеб. Для 5 кл. общеобразоват. учреждений / Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л. А.Тростенцова, Л.Ю.Комиссарова.- М.: Просвещение,2001.
13.Программы образовательных учреждений. Русский язык 5-9 классы / Авторы: М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский, -8-е изд. – М.: «Просвещение», 2007.
14.Раман Т.В. Тематическое и поурочное планирование по русскому языку: к учебнику Т.А.Ладыженской и др. «Русский язык 5 класс» (М.: Просвещение ): 5 класс. - М.: Издательство «Экзамен»,2007.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Аракелов Г.Г. и др. Учителям и родителям о психологии подростка. М. «Высшая школа», 1990.2.Бабайцева В.В. Русский язык.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть