Слайд 2Что такое метапредметность?
«Мета» - «за», «через», «над», то есть выход за
рамки собственно предмета.
«Мета» - всеобщее, интегрирующее: метадеятельность, метапредмет, метазнание, метаумение
(метаспособ).
Слайд 3Что такое метапредметность?
«Метапредметное содержание, то есть то, что предшествует учебному предмету,
как бы находится над ним, существует до его конкретного проявления» (А.В. Хуторской)
Слайд 4Что такое метапредметность?
«Метапредмет выстраивается вокруг знания, знака, проблемы, задачи, смысла, категории…
Все они имеют деятельностный, а потому универсальный метапредметный характер.
На их основе могут быть выстроены учебные предметы нового типа – метапредметы»
Слайд 5Что такое метапредметность?
«На практике часто очень сложно провести четкую грань между
метапредметным и межпредметным подходами. «Мета» - «над», «всеобщее», «интегрирующее», а «Меж» - «близко к тому и к другому», «в смеси с чем-то»
"Не мыслям следует учить, а мыслить" (И.Кант). (учить мыслям бессмысленно, т.к. в современном мире происходит быстрое устаревание информации, а потому на первый план выходит обучение способам работы с информацией)
Слайд 6Что такое метапредметность?
«…у учащихся формируются универсальные учебные действия (УУД), т.е. умение
учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного усвоения нового социального опыта»
Слайд 7Проблема разобщенности научного знания
Метапредметный подход в образовании и, соответственно, метапредметные образовательные
технологии были разработаны для того, чтобы решить проблему разобщенности, оторванности друг от друга разных научных дисциплин и, как следствие, учебных предметов.
Слайд 8Требования второго поколения образовательных стандартов
Метапредметный подход
предполагает, что ребенок не
только овладевает системой знаний, но осваивает универсальные способы действий и с их помощью сможет сам добывать информацию о мире.
Слайд 9. Что может быть метапредметным?
связи;
средства обучения;
формы обучения;
результаты обучения;
умения;
урок;
занятие;
задание;
задача;
категория.
Слайд 10Я иду на метапредметный урок.
Что я должен знать?
Слайд 11
Метапредметный урок- это урок, целью которого является …
обучение переносу теоретических знаний
по предметам в практическую жизнедеятельность учащегося, подготовка учащихся к реальной жизни и формирование способности решать личностно-значимые проблемы, формирование ключевых компетенций.
Слайд 12происходит интеграция различных профилей обучения в единую систему знаний о мире.
Метапредметный урок- это урок, на котором...
Слайд 13Метапредметный урок- это урок, с помощью которого...
происходит не только познавательное, но
и личностное развитие учащегося, а также формирование у него собственной системы мировоззрения, обеспечивается целостность представлений ученика об окружающем мире как необходимый и закономерный результат его познания.
Слайд 14Признаки метапредметного урока
Самостоятельная (экспериментальная, поисковая и т.д.) учебная деятельность учащихся.
Использование образовательных
технологий.
Ключевые понятия, проблемы, задачи урока рассматриваются в качестве деятельностных единиц содержания и концентрируют в себе достаточно широкую область познаваемого бытия.
Слайд 15Признаки метапредметного урока
Исследовательская, эвристическая, проектная, коммуникативно-диалоговая, дискуссионная, игровая деятельность, суть которой
заключается в том, что усвоение любого материала происходит в процессе решения практической или исследовательской задачи, познавательной проблемной ситуации.
Слайд 16Признаки метапредметного урока
Передача учащимся не знаний, а способов работы со знаниями.
Наличие основополагающего, проблемных и учебных вопросов.
Метапредметный урок выстраивается вокруг мысле-деятельностной организованности, например, знание, проблема, задача, смысл, категория и т.д. Все они имеют деятельностный, и потому универсальный (метапредметный) характер.
Слайд 17Признаки метапредметного урока
Исследовательская и поисковая работа учащихся, деятельностный подход в обучении,
рефлексия, связь теории с практикой.
Учащийся осмыслил во время урока использование содержания материала в жизни.
Взаимосвязь и взаимообусловленность теории и практики.
Слайд 18Структурные элементы метапредметного урока
Мобилизующий этап – включение учащихся в активную интеллектуальную
деятельность.
Целеполагание – формулирование учащимися целей урока по схеме: вспомнить – узнать – уметь.
Момент осознания учащимися недостаточности имеющихся знаний и умений. Коммуникация.
Взаимопроверка и взаимоконтроль.
Рефлексия – осознание учеником и воспроизведение в речи того, чему научился и каким способом действовал.
Слайд 19Требования к заданиям на уроке
Повышенный уровень сложности, проблемный и поисковый характер.
Задания
должны предполагать необходимость комплексного применения знаний и умений, которыми владеет ученик, и стимулировать освоение ими новых способов мыследеятельности.
Слайд 20Требования к заданиям на уроке
Не говорить лишнего: не повторять задание, не
озвучивать информацию, которая есть в учебнике, не повторять без необходимости ответ ученика!
Добиваться от учеников аргументированных ответов.
Не произносить слов «неправильно», «неверно» - пусть ученики сами заметят ошибку, исправят и оценят ответ товарища.
Чётко и точно формулировать задание.
Способность к импровизации.
Основная деятельность учителя не на уроке, а в процессе подготовки к нему, в подборе материала урока.
Учитель – режиссёр своего урока!
Слайд 21Урок с межпредметными связями
получение знаний об учебном объекте с точки зрения
различных наук.
привлечение знаний по смежным дисциплинам для лучшего усвоения материала данной области.
Слайд 22Интегрированный урок
систематизация знаний, умений и навыков. Рассмотрение (изучение) учебного материала со
стороны двух или более предметных областей, развитие потенциала учащегося. На интегрированном уроке обязательно присутствие стольких учителей-предметников, сколько заявлено в теме урока; привлечение знаний по смежным дисциплинам для лучшего усвоения материала данной области
Слайд 23Метапредметный урок
применение метапредметных универсальных учебных действий в связи с жизненными потребностями.
формирование универсальных действий, необходимых для процесса познания.
Слайд 24Перечисленные типы уроков являются звеньями одной цепочки:
межпредметный урок - интегрированный урок
- МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ УРОК"
Слайд 25 «Великая цель образования - это не знания, а действия».
Гербер Спенсер
Слайд 26Пусть ваш учительский талант
реализуется в полной мере.