Презентация, доклад Метапредметное обучение на уроках русского языка

Содержание

Стандарты второго поколения Результаты изучения предметов

Слайд 1 Формирование метапредметных и предметных умений и навыков на уроках русского языка

и литературы

Петрова Ирина Анатольевна, учитель русского языка и литературы МАОУ «СОШ №2»

Формирование метапредметных и предметных умений и навыков на уроках русского языка и литературыПетрова

Слайд 2Стандарты второго поколения Результаты изучения предметов

Стандарты второго поколения Результаты изучения предметов

Слайд 3
Предметные
результаты
знания
умения
опыт творческой
деятельности и др.


Метапредметные
результаты
способы деятельности,
применимые

как в рамках
образовательного процесса,
так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях

Личностные результаты
система ценностных
ориентаций
интересы
мотивации
Т олерантность

ФГОС НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Портрет выпускника – гражданина России:

Предметные результаты знания уменияопыт творческой деятельности и др.Метапредметные результаты способы деятельности,применимые как в рамках образовательного процесса, так

Слайд 4Понятийное поле

Понятийное поле

Слайд 5Понятийное поле
Мыследеятельностная педагогика – один из ведущих отечественных подходов к построению

нового содержания образования, основывающийся на включении в содержание образования культурных способов и средств мышления и деятельности.

Метапредметный подход – подход, основанный на положениях мыследеятельностной педагогики.

Метапредметные категории – одиночные или парные категории, свойственные абстрактному мышлению.

Метапредмет – нетрадиционный учебный предмет, выстраиваемый вокруг определенной мыслительной организованности (знак, знание, задача, проблема)


Понятийное полеМыследеятельностная педагогика – один из ведущих отечественных подходов к построению нового содержания образования, основывающийся на включении

Слайд 6Современные учёные, разрабатывающие идеи метапредметного подхода
Александр Григорьевич Асмолов — доктор психологических

наук, профессор, академику РАО, зав.кафедрой психологии личности факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, директору Федерального института развития образования.

Хуторской Андрей Викторович, доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО, директор Института образования человека, г. Москва.

Юрий Вячеславович Громыко — российский психолог, доктор психологических наук, профессор Британской школы социально-экономических исследований.

Современные учёные, разрабатывающие идеи метапредметного подходаАлександр Григорьевич Асмолов — доктор психологических наук, профессор, академику РАО, зав.кафедрой психологии

Слайд 7Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и

коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться. (По Асмолову А.Г.)


(Умение учиться, то есть способность ребенка к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта)

Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими

Слайд 8Метапредметный подход
«Эта технология прорывная, …как большой адронный коллайдер, …создана для

того, чтобы начать культивировать другой тип сознания и учащегося, и учителя, который не «застревает» в информационных ограничениях одного учебного предмета, но работает с взаимосвязями и ограничениями знаний каждой из дисциплин…»
(Н.Громыко)
Метапредметный подход «Эта технология прорывная, …как большой адронный коллайдер, …создана для того, чтобы начать культивировать другой тип

Слайд 9Что такое метапредметность с точки зрения теории вопроса и практики применения

ее на уроках?

Каковы наиболее перспективные пути внедрения метапредметных подходов в процесс предметного обучения?

Каким образом создать условия для использования метапредметных связей в учебной деятельности?
Что такое метапредметность с точки зрения теории вопроса и практики применения ее на уроках?Каковы наиболее перспективные пути

Слайд 10Метапредметная деятельность:

Включение метапредметных тем в содержание учебных предметов, что способствует формированию

целостной картины мира в сознании ребёнка.

Использование метапредметных заданий (сочинение-эссе; эксперимент на уроках русского языка, литературы).

Метапредметные (междисциплинарные) проекты

Использование технологий, общих техник и приёмов педагогами гимназии, направленных на формирование метапредметных умений, навыков и способов деятельности.

Метапредметная деятельность:Включение метапредметных тем в содержание учебных предметов, что способствует формированию целостной картины мира в сознании ребёнка.Использование

Слайд 11Метапредметные технологии
Проектная деятельность

Формирует метапредметные умения и

навыки, включающие в себя умение решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы; соответствовать предъявляемым повышенным требованиям к коммуникационному взаимодействию и сотрудничеству, толерантности.
Метапредметные технологии Проектная деятельность   Формирует метапредметные умения и навыки, включающие в себя умение решать постоянно

Слайд 12Метапредметные технологии
Интерактивная методика
Переживание участниками конкретного опыта (через игру, упражнение, изучение

определенной ситуации).

Осмысление полученного опыта.

Обобщение (рефлексия).

Применение на практике.
Метапредметные технологииИнтерактивная методика Переживание участниками конкретного опыта (через игру, упражнение, изучение определенной ситуации).Осмысление полученного опыта.Обобщение (рефлексия). Применение

Слайд 13Метапредметные технологии
Личностно–ориентированные технологии обучения

Цель данного обучения – создание необходимых условий

для выявления возможностей и способностей обучаемых, раскрытия и развития личности каждого ребенка, его самобытных индивидуальных особенностей
Метапредметные технологииЛичностно–ориентированные технологии обучения Цель данного обучения – создание необходимых условий для выявления возможностей и способностей обучаемых,

Слайд 14Метапредметные технологии
Интегративная технология

Происходит формирование следующих умений:
умения сопоставлять явления и факты;


умения выделять главное;
умения составлять из отдельных элементов целую картину;
умения формулировать общую проблему;
умения делать философские, экономические, политические, нравственные выводы.
Метапредметные технологииИнтегративная технология Происходит формирование следующих умений:умения сопоставлять явления и факты; умения выделять главное; умения составлять из

Слайд 15Метапредметность? Межпредметность ?
Межпредметные связи сами по себе не обеспечивают метапредметных

результатов. Они обеспечивают понимание и применение учеником связей между разными учебными предметами. При этом совсем не обязательно происходит выход на другой - метапредметный уровень. Поэтому, если вы хотите организовать метапредметную деятельность учеников, совсем НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО проводить уроки совместно с учителями других предметов. ЛЮБОЙ учитель ЛЮБОГО предмета способен на основе только своего предмета выйти на метауровень. "Нырнуть" в осмысление первоначал изучаемого можно из ЛЮБОЙ темы ЛЮБОГО учебного предмета.
(А.В.Хуторской, д.п.н.)
Метапредметность? Межпредметность ? Межпредметные связи сами по себе не обеспечивают метапредметных результатов. Они обеспечивают понимание и применение

Слайд 16МЕТАПРЕДМЕТЫ (ПО А.В. ХУТОРСКОМУ)
«Метапредметное содержание - это то, что предшествует учебному

предмету, как бы находится за ним, существует до его конкретного проявления».

«Наличие фундаментального образовательного объекта».

Примеры метапредметов: «Числа», «Буквы», «Культура», «Мироведение».

МЕТАПРЕДМЕТЫ  (ПО А.В. ХУТОРСКОМУ)«Метапредметное содержание - это то, что предшествует учебному предмету, как бы находится за

Слайд 17МЕТАПРЕДМЕТЫ (ПО Ю.В. ГРОМЫКО)
Метапредметы – это предметы, отличные от предметов традиционного

цикла. Они соединяют в себе идею предметности и одновременно НАДпредметности.

МЕТАПРЕДМЕТЫ  (ПО Ю.В. ГРОМЫКО)Метапредметы – это предметы, отличные от предметов традиционного цикла. Они соединяют в себе

Слайд 18Метапредметы (по Ю.В. Громыко)

Метапредметы  (по Ю.В. Громыко)

Слайд 19Метапредметы (по Ю.В. Громыко)

Метапредметы  (по Ю.В. Громыко)

Слайд 20Результат метапредметного обучения?
Уровень развития базовых способностей учащихся:
мышления,
понимания,
коммуникации,


рефлексии,
действия,
воображения,
целеполагания.
Результат метапредметного обучения? Уровень развития базовых способностей учащихся: мышления, понимания, коммуникации, рефлексии, действия,воображения,целеполагания.

Слайд 21ОСОБЕННОСТИ МЕТАПРЕДМЕТНОГО ЗАНЯТИЯ
Организация деятельности учащихся не с целью передачи им знаний,

а с целью передачи способов работы со знанием.
Содержание составляют деятельностные единицы, носящие универсальный характер: понятия, модели, схемы, задачи, проблемы и т.д.
Вдумчивая работа с понятием.
Учитель должен хорошо знать свой предмет и его возможности.
Ориентация на развитие базовых способностей: мышления, воображения, целеполагания, понимания, действия, коммуникации, рефлексии.


ОСОБЕННОСТИ МЕТАПРЕДМЕТНОГО ЗАНЯТИЯОрганизация деятельности учащихся не с целью передачи им знаний, а с целью передачи способов работы

Слайд 22ОСОБЕННОСТИ МЕТАПРЕДМЕТНОГО ЗАНЯТИЯ
Методические приёмы и соответствующие
им формы:
неделя метапредметного осознания,


рефлексивная остановка,
выстраивание личной учебной стратегии,
коллективная игра в мыслительный эксперимент.
использование заданий на соответствие
мозговой штурм
прием семантизации (раскрытие смыслового значения слова)
создание кластеров
использование таблицы «Знаю – хочу знать – узнал»
« Карта событий»

ОСОБЕННОСТИ МЕТАПРЕДМЕТНОГО ЗАНЯТИЯМетодические приёмы и соответствующие им формы: неделя метапредметного осознания, рефлексивная остановка, выстраивание личной учебной стратегии,

Слайд 23Модели обучения и приемы обучения:
-дискуссионная модель обучения;
-обучение как исследование;
-обучение как игра.
Обучение

учащихся общим приёмам, образцам мыслительной деятельности
(составление кластеров, ментальных карт, приёмы сворачивания информации: конспект, таблица, схема и т.д.)
Использование общих алгоритмов, памяток
(алгоритм проектной работы, памятка участнику дискуссии, памятка по составлению конспекта и т.д.).
Модели обучения и приемы обучения:-дискуссионная модель обучения;-обучение как исследование;-обучение как игра.Обучение учащихся общим приёмам, образцам мыслительной деятельности

Слайд 24Упражнения
http://www.dryabina.ru/publ/uroki_literatury/literatura_10_klass/otkrytyj_urok_v_ramkakh_diskussionnogo_kluba_

Упражненияhttp://www.dryabina.ru/publ/uroki_literatury/literatura_10_klass/otkrytyj_urok_v_ramkakh_diskussionnogo_kluba_

Слайд 25Литература
Вагина С. Г., Гливинская О. В., Михайлюк Я. В. Реализация метапредметного

подхода в преподавании гуманитарного цикла предметов в общеобразовательной школе. - М.,2010.
Словарь-справочник по педагогике. Автор-составитель В.А. Мижериков, под ред. П.И. Пидкасистого, М. 2004. Фоменко И.А. Создание системы формирования нового содержания образования на основе принципов  метапредметности. / fomenko.edusite.ru/p35aa1.html/. Громыко Ю.В. Мыследеятельностная педагогика (теоретико-практическое руководство по совоению высших образцов педагогического искусства). – Минск, 2000.
Громыко Ю.В. Метапредмет «Знак» / Учебное пособие для учащихся старших классов. – М.: Пушкинский институт, 2001.
Громыко Ю.В. Метапредмет «Знание» / Учебное пособие для учащихся старших классов. – М.: Пушкинский институт, 2001.
Громыко Н.В. Обучение схематизации: Сборник сценариев для проведения уроков и тренингов / Учебно-методическое пособие для учащихся 10-11 классов. – М.. 2005.
 


ЛитератураВагина С. Г., Гливинская О. В., Михайлюк Я. В. Реализация метапредметного подхода в преподавании гуманитарного цикла предметов

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть