«Современник», 1987.
2.Лермонтов М.Ю. Сочинения в 4-х томах. Т.1 /Вступ. Статья и комм. Г.П. Макагоненко. – М.: Правда, 1986. – 384 с.
3.Лермонтов М.Ю. в воспоминаниях современников./ Редкол.: В. Вацуро, Н.Гей, Г. Елизаветина и др.; Сост. подгот. текста и коммент. М. Гиллельсона и О. Миллер; вступ. Статья М. Гиллельсона. – М.: Худож.лит., 1989.(Литературные мемуары)
4.Лермонтовская энциклопедия. – М., 1981.
5.Полн. собр. соч. Лермонтова под ред. Б.М.Эйзенбаума, «Academia», М. – Л., 1935-1937.
6.Розанов И.Н. Литературные репутации. – М.: Советский писатель, 1990.
7.ФЭБ: Нольман. Лермонтов и Байрон. – 1941 (текст).http://feb –web.ru/
10.Сборник "М. Ю. Лермонтов в воспоминаниях современ-
ников", изд. "Худож. литература", 1964. (стр. 249-250)
Интернет-ресурсы:
1.Владимир Лермонтов – официальная страница писателя: http://www.vlermontov.ru
2. Род Лермонтовых. htth://www.lermontov. N.M.ru
3. dugward.ru. Lermotov.
В творчестве Лермонтова тесно переплелись гражданские, философские и субъективные, глубоко личные мотивы.
«Через всю жизнь проносим мы в душе образ этого человека – грустного, строгого, нежного, властного, скромного, смелого, благородного, язвительного, мечтательного, насмешливого, застенчивого, наделенного могучими страстями и волей и беспощадным проницательным умом. Поэта гениального итак рано погибшего. Бессмертного и навсегда молодого», - писал И. Андронников.
Отвечая насущным потребностям духовной жизни русского общества и освободительного движения, поэзия и проза Лермонтова подготавливали новый расцвет отечественной литературы. Его драматургия сыграла значительную роль в развитии театрального искусства. Наследие Лермонтова нашло многообразную интерпретацию в живописи, театре, кинематографе. Его стихи обогатили русскую музыку, послужив основой для оперного («Демон» А.Г. Рубинштейна), симфонического («Утёс» С.В. Рахманинова, «Три пальмы» А.А. Спендиарова) и романсного (А.С. Даргомыжский, М.А. Балакирев) творчества, стали народными песнями («Выхожу один я на дорогу..»).