Презентация, доклад мастер-класса по темеПриемы работы с текстом на уроках русского языка и литературы

Содержание

Приемы работы с текстом на уроках русского языка и литературы

Слайд 1


Слайд 2Приемы работы с текстом
на уроках
русского языка и литературы

Приемы работы с текстом на уроках русского языка и литературы

Слайд 3 Конечная цель обучения русскому языку – это практическая грамотность, речевая

и языковая компетентность учащихся.
Соединить деятельность школьников по выработке практических навыков грамотного письма и речевого развития позволяет работа с текстом, как основной дидактической единицей. 

Конечная цель обучения русскому языку – это практическая грамотность, речевая и языковая компетентность учащихся.	Соединить деятельность школьников

Слайд 4Виды деятельности
на уроке литературы

●     осознанное, творческое, выразительное чтение художественных произведений разных жанров;
●     пересказ

(подробный, краткий, с элементами комментария, с творческим заданием);
●     ответы на вопросы;
●     анализ и интерпретация произведения;
●     составление  планов;
●     характеристика литературного героя;
●     написание отзыва о произведении;
● поэтическая разминка;
●     написание сочинения.
Виды деятельностина уроке литературы●     осознанное, творческое, выразительное чтение художественных произведений разных жанров;●     пересказ (подробный, краткий, с элементами комментария, с

Слайд 5Эти цели достигаются в процессе использования следующих видов деятельности:
- нахождение границ 

предложений в тексте;
- деление текста на абзацы;
- восстановление деформированного текста;
- собирание текста из фрагментов;
- комплексный анализ текста;
- реконструкция текста;
- синквейн;
- прием «фишбоун».

Виды деятельности
на уроках русского языка

Эти цели достигаются в процессе использования следующих видов деятельности:- нахождение границ  предложений в тексте;- деление текста на

Слайд 6 Приемы работы с текстом
1. Комплексный анализ текста.
2. Реконструкция текста.
3. Сложение целого текста

из частей. 
4. Синквейн.
5. Поэтическая разминка. 
6.Приём «фишбоун».



Приемы работы с текстом 1. Комплексный анализ текста.2. Реконструкция текста.3. Сложение целого текста из частей. 4. Синквейн.5. Поэтическая разминка. 6.Приём «фишбоун».

Слайд 8Работа в группах
Задание 1 группе. Комплексный анализ текста.
Задание 2 группе. Реконструкция

текста.

Задание 3 группе. Сложение целого текста из частей

Задания 4 группе. Синквейн.

Задание 5 группе. Поэтическая разминка.

Задание 6 группе. «Фишбоун» 

Работа в группахЗадание 1 группе. Комплексный анализ текста.Задание 2 группе. Реконструкция текста.Задание 3 группе. Сложение целого текста

Слайд 9



Задание 1 группе. Комплексный анализ текста.
1.Запишите текст, вставляя пропущенные буквы и

объясняя свой выбор графически:
(1)Нет лучшей музыки, чем тишина в горах, тишина в лесу. (2) Нет лучшей «музыки в человеке», чем скромность и умение помолчать, не выдвигаться на первое место. (3) Нет ничего более неприятного и глупого в облике и поведении человека, чем важность или шумливость. (4) Нет ничего более смешного в мужчине, чем чрезмерная забота о своём костюме и причёске, рассчитанность движений и «фонтан острот» и анекдотов, особенно если они повторяются. (5) В поведении бойтесь быть смешным и старайтесь быть скромным, тихим. (Д.Лихачёв)
2. Тема текста- поведение человека.
3 .Идея текста- хорошие манеры в поведении человека
4. Тип речи- рассуждение.
5. Стиль речи- публицистический.
6. Нет.
7. Безличные.
8. Определенно-личные.
9. Бойтесь быть смешным и старайтесь быть скромным, тихим
10.Составное именное сказуемое.
11.Тишина в лесу.
12.Чрезмерная забота.
13. Бойтесь ,старайтесь
14.Более смешного, более неприятного
Задание 1 группе. Комплексный анализ текста.1.Запишите текст, вставляя пропущенные буквы и объясняя свой выбор графически:

Слайд 10







Задание 2 группе. Реконструкция текста.
1.   При знакомстве в 5 классе с

понятием «текст» предлагается восстановить древний  пергамент, в которой  некоторая информация  оказалась утраченной.

Задание: Восстановите текст, добавив смысловые фрагменты и определив границы лексических единиц и предложений..

а)
Текст – это связанное по смыслу и грамматически высказывание на определенную тему
В большинстве случаев текст состоит из нескольких предложений, связанных между собой по смыслу и грамматически и посвященных одной теме.
б)
Основные признаки текста
Единство тематическое и композиционное текста
Наличие основной мысли текста
Относительная законченность текста
Определенный порядок предложений
Наличие грамматической связи предложений в тексте.
Задание 2 группе. Реконструкция текста.1.   При знакомстве в 5 классе с понятием «текст» предлагается восстановить древний  пергамент,

Слайд 11












2.  Знакомство с порядком морфологического разбора имени существительного.

Задание: Составьте  рассказ

о существительном по опорным словам.
1.  Имя существительное обозначает предмет.
Отвечает на вопросы кто? что?
Начальная форма имени существительного – именительный падеж единственного числа.
 
2.  Имена существительные имеют следующие постоянные признаки:
собственное или нарицательное
одушевленное или неодушевленное
Относятся к мужскому или женскому,  или среднему роду,  к 1, или 2 , или 3 склонению.
Имена существительные имеют следующие непостоянные признаки:
Существительные изменяются по падежам и числам .
3. В предложении имя существительное может быть подлежащим, дополнением, обстоятельством, определением, сказуемым.
Имя существительное не является членом предложения , если оно обращение
2.  Знакомство с порядком морфологического разбора имени существительного. Задание: Составьте  рассказ о существительном по опорным словам.1.  Имя

Слайд 12Рефлексия
содержания учебного материала
«Плюс-минус-интересно»

Синквейн

Табличка – фиксация знания и незнания

о каком-либо понятии







Задание 3 группе. Сложение целого текста из частей
Листопад.
1. Начался  листопад.
2. Листья падали дни и ночи.
3 Они то косо летели  по ветру, то отвесно ложились в сырую траву
5. Леса моросили дождем облетавшей листвы.
4.Этот дождь шел неделями.

2) А. В какой последовательности надо расположить предложения, чтобы получился текст?
а) Сереже понравилось, что его так назвали ,но Вари опять не было целую вечность.
б) Варя пришла наконец ,и старичок велел ей принести из кладовой двухколесный велосипед.
в) «Для молодого человека,»-  сказал он.
г) Очевидно, от Вари зависело – будет у Сережи велосипед или не будет.

Рефлексия содержания учебного материала «Плюс-минус-интересно»СинквейнТабличка – фиксация знания и незнания о каком-либо понятии Задание 3 группе. Сложение

Слайд 13Синквейн на тему русский язык.

Первый пример:

Русский язык. Национальный, основной. Является, практикуется, забывается. Единственный государственный

язык России. Славяне.

Второй пример:

Русский язык. Великий, могучий. Учится, преподается, развивается Один из предметов в школе. Россия
Синквейн на тему русский язык.Первый пример:Русский язык. Национальный, основной. Является, практикуется, забывается. Единственный государственный язык России. Славяне.Второй

Слайд 14Задание 5 группе. Поэтическая разминка

Ф.И. Тютчев

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная

   пора -
Весь день стоит как бы хрустальный
И лучезарны вечера …
 
Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто все - простор везде,
Лишь паутины тонкий волос
Блести на праздной борозде.
 
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь -
И льется первая   и  чистая лазурь
На отдыхающее поле.
Задание 5 группе. Поэтическая разминкаФ.И. ТютчевЕсть в осени первоначальнойКороткая, но дивная    пора - Весь день стоит как

Слайд 15Поиски лошадиной фамилии
Фамилия
Овсов
Разболелись зубы
Посоветовал
полечиться заговором
Сел писать депешу
Жеребцов
Кобылятников
Лошадинин
Стали изобретать фамилию
Жеребовский,Тройкин,
Уздечкин
Доктор

вырвал больной зуб

Засупонин, Лошадский ,Овсов

Поиски лошадиной фамилииФамилия ОвсовРазболелись зубыПосоветовал полечиться заговоромСел писать депешуЖеребцовКобылятниковЛошадининСтали изобретать фамилиюЖеребовский,Тройкин,УздечкинДоктор вырвал больной зубЗасупонин, Лошадский ,Овсов

Слайд 16Речевые задачи:


●     учить видеть, слышать и чувствовать текст;

●     пополнять речевую память учащегося;

●     обогащать словарный

запас;

●     продуктивно усваивать учебный материал;

●     прививать  эстетический вкус;

●     формировать собственное мнение, высказывать и аргументировать его.
Речевые задачи:●     учить видеть, слышать и чувствовать текст;●     пополнять речевую память учащегося;●     обогащать словарный запас;●     продуктивно усваивать учебный материал;●     прививать  эстетический вкус;●     формировать

Слайд 17Рефлексия « Все в твоих руках»
БОЛЬШОЙ ПАЛЕЦ – для

меня было многое важным и
интересным.
УКАЗАТЕЛЬНЫЙ – использованные приемы в мастер-классе
буду применять в своей деятельности.
СРЕДНИЙ – для меня было недостаточно данной
информации
БЕЗЫМЯННЫЙ – не все приёмы работы с текстом
представлены ясно.
МИЗИНЕЦ – данные приёмы мне известны, но я их не
применяю
Рефлексия « Все в твоих руках»БОЛЬШОЙ ПАЛЕЦ   – для меня было многое важным и

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть