Слайд 1МАСТЕР-КЛАСС Использование технологии развития критического мышления
на уроках
Слайд 2
«Учитель в какой-то мере актер. Он, так же как
и мы, актеры, не имеет права переносить «на сцену» свои личные переживания. Учитель всегда должен входить в класс с ясной душой, — какие бы ни были неприятности, какие бы ни встретились трудности в жизни. В момент, когда учитель с детьми, он обязан забыть обо всем. Это очень трудно»
Вера Петровна Марецкая
Слайд 3
«Ткач уже через час видит плоды своих забот,
сталевар через несколько часов радуется огненному потоку металла — это вершина его мечты; пахарь, сеятель, хлебороб через несколько месяцев любуется колосьями и горстью зерна, выращенного в поле... Учителю же надо трудиться годы и годы, чтобы увидеть предмет своего творения; бывает, проходят десятилетия, и еле-еле начинает обозначаться то, что ты замыслил».
Василий Александрович Сухомлинский
Слайд 4
Хотелось сравнить бы Вас с ними, УЧИТЕЛЬ:
Садовник Гений
Цветовод Провидец
Психолог Созидатель
Капитан Творец
Штурман Волшебник
Гид Воспитатель
Учёный Наставник
Президент Мама
Айболит Спутник
Мудрец Помощник
Философ Советчик
Слайд 5
Не стоит равняться на них, Вам, УЧИТЕЛЬ…
Судья
Прокурор
Следователь Сторож
Полицейский Тиран
Надзиратель Командир
Пастух Террорист
Критик Заключённый
Палач Киллер
Каратель Жертва
Враг Мститель
Мученик
Страдалец
Каторжник
Слайд 6«Критическое мышление»
Технология «Развитие критического мышления» - это целостная система, которая развивает
продуктивное творческое мышление, формирует интеллектуальные умения, навыки работы с информацией, учит учиться.Это американская технология, в России она начала развиваться с 1997 года. Она основана на обобщении мирового опыта и на достижениях российской педагогики и психологии (идеи Л. С. Выгодского, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, Д. Б. Эльконина, Л. В. Занкова).
Это интерактивная технология, то есть учебный процесс организован на основе взаимодействия учащихся друг с другом, с педагогом.
Слайд 7Технология критического мышления дает ученику:
- повышение эффективности восприятия информации;
- повышение интереса
как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;
- умение критически мыслить;
- умение ответственно относиться к собственному образованию;
- умение работать в сотрудничестве с другими;
- повышение качества образования учеников.
Слайд 8Технология критического мышления дает учителю:
- умение создать в классе атмосферу открытости
и ответственного сотрудничества;
- возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения;
- стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность;
- стать источником ценной профессиональной информации для других учителей.
Слайд 9В основе технологии РКМ
лежит трехфазная структура урока:
3. Рефлексия
2. Осмысление
1. Вызов
Слайд 10Вызов
Осмысление
Рефлексия
«Верные и неверные утверждения», «Верите ли вы…», «Кластер», «Загадка», «Корзина идей»,
«Таблица ЗХУ», «Да-нетка», «Дерево предсказаний», «Перепутанные логические цепочки»
таблица – ЗХУ;
маркировка текста – «Инсерт»;
чтение с остановками;
прием «Зигзаг»
кластер
сводная таблица;
концептуальная таблица;
синквейн;
сочинение;
эссе
Слайд 11Первая стадия – «вызов»
Во время этой стадии у учащихся активизируются
имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала.
Некоторые приёмы стадии «Вызова»:
«Кластер», «Корзина идей», «Дерево предсказаний», «Верные и неверные утверждения» и другие.
Слайд 12Верите ли вы, что…
… слово притаившись-причастие?
… в полных страдательных причастиях пишется
нн?
… вязаный(свитер)-причастие?
… в причастиях, образованных от глаголов 1 спряжения пишется суффикс ущ(ющ)?
… в причастии уважа?мый суффикс им?
… причастие входящий образовано от сущ. вход?
… в слове представленный пишется нн?
Слайд 13Прием «Корзина идей»
Можно «сбрасывать» факты, мнения, имена, проблемы, имеющие отношения к
теме урока.
В ходе урока эти разрозненные в сознании ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи.
Слайд 14Прием «КОРЗИНА ИДЕЙ»
7класс. Тема: «Наречие как часть речи».
Наречие– это:
Самостоятельная часть речи
Не изменяется
Как?
Второстепенный член предложения
Слайд 15Прием «КОРЗИНА ИДЕЙ»
7 класс. Тема: «Наречие».
Наречие– это:
Самостоятельная часть речи
Как?, Где? Когда?
Не изменяется
Образуется от прилагательных
Второстепенный член предложения
Главный член предложения
Признак действия или признака
Слайд 16Вторая стадия – «осмысление»
Это содержательная стадия, в ходе которой и
происходит непосредственная работа ученика с текстом, причем работа, направленная, осмысленная. Процесс чтения всегда сопровождается действиями ученика (маркировка, составление таблиц, ведение дневника), которые позволяют отслеживать собственное понимание. При этом понятие «текст» трактуется весьма широко: это и письменный текст, и речь преподавателя, и видеоматериал.
Некоторые приёмы стадии «Осмысление»:
«Инсерт», «Чтение с остановками», схема «Фишбоун»-«Рыбий скелет», таблица «Плюс – минус - интересно», таблица «ЗХУ», «Таблица – синтез», «Сводная таблица», таблица «Что? Где? Когда? Почему?»; стратегии и приёмы развития умения задавать вопросы: Ромашка Блума, Вопросительные слова, толстый и тонкий вопросы и другие приёмы.
Слайд 19Прием «Инсерт» (чтение с пометками)
«V» - я это знал
« – »
- я думал иначе
«+» - новое для меня
«?» - интересно, непонятно, нужно разобраться
Прием «Бортовой журнал»
Слайд 20тема
Приём «Кластер»
(гроздья)
Кластер - это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. На стадии вызова – для стимулирования мыслительной деятельности.
На стадии осмысления – для структурирования учебного материала.
На рефлексии – при подведении итогов того, что стадии учащиеся изучили.
Слайд 21 обозначает часть
обозначает
действие предмета речи действие предмета
изменяется глагол изменяется
по числам по временам
изменяется имеет отвечает на вопросы
по родам вид что делать? что сделать?
Слайд 22Ромашка Блума
простые, отвечая на которые нужно назвать какие-то факты, вспомнить
и воспроизвести определённую информацию (Причастие – это самостоятельная часть речи?);
уточняющие, целью которых является предоставление человеку возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал (Причастие – это самостоятельная часть речи?);
интерпретационные (объясняющие), направленные на установление причинно-следственных связей (Почему причастия не имеют формы будущего времени?);
творческие, содержащие частицу бы, элементы условности, предположения, прогноза (Как вы думаете, возможно ли наше общение без употребления причастий?);
оценочные, направленные на выявление критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов (Почему нужно знать нормы употребления причастий в речи?);
практические, позволяющие установить взаимосвязь между теорией и практикой (Встречались ли вы с неправильным написанием причастий в телевизионных рекламах?).
Слайд 25Третья стадия – «рефлексия»
Это стадия размышления. На этом этапе ученик
формирует личностное отношение к тексту и фиксирует его либо с помощью собственного текста, либо своей позиции в дискуссии. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний.
Слайд 26Прием «Шесть шляп»
Факты
Позитивное
мышление
Проблема
Эмоции
Творчество
Философия
Слайд 27Используется метод «Шесть шляп». Каждая группа получает цветные шляпы с надписями.
После обсуждения в группах выслушиваются ответы детей.
Белая шляпа. Факты.
Жёлтая. Позитивное мышление.
Черная. Проблема.
Красная. Эмоции. Больше всего на уроке нам понравилось..
Зеленая. Творчество.
Синяя .Философия. Обобщают высказывания каждой группы.
Слайд 28
Синквейн
1 строка-1 существительное (тема)
2 строка-2 прилагательных
(раскрывающие тему)
3 строка- 3 глагола
(описывающие действия по теме)
4 строка- предложение (отношение к теме)
5 строка- 1 слово-резюме (синоним темы)
Рефлексия
Слайд 29Синквейн
Подлежащее,
Главное, необходимое,
Говорит, называет,указывает.
Без него обойтись трудно.
Предмет.
Сказуемое,
Главное, необходимое,
Сообщает, открывает, сказывает.
Без него как-то
скучно.
Действие.
Слайд 30
«Мои предпочтения»
Цель метода:
расслабление для уставшей группы.
Участники:
вся группа.
Слайд 31-
Задумайте свой любимый цвет, и подберите к нему три характеристики
– опишите его
(например, “синий” – прохладный, расслабляющий, отстраненный).
- Запишите на новой строке название животного, с которым вы бы хотели сфотографироваться, находясь в зоопарке – а теперь опишите это животное тремя словами-признаками. (например, тигр – сильный, опасный, хищный).
- И, наконец, запишите свой любимый город и придумайте для него три характеризующих слова (например, Москва – интеллектуальный, деловой, освежающий).
Слайд 32
три характеристики цвета – это то, как видят вас окружающие;
три
характеристики животного – как вы видите себя сами в общении с окружающими;
три характеристики города – какими вы хотели бы видеть себя в работе.
Метод
«Мои предпочтения»
Слайд 33Мысль в подарок…
Ученик, который учится без желания, - это все равно
что птица без крыльев
Саади
Слайд 34
УДАЧИ ВАМ ВО ВСЁМ,
ДОРОГИЕ КОЛЛЕГИ!