Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Камышлытамак»
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Камышлытамак»
ОСНОВНОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН 2016
Нововведения
ОГЭ по русскому языку
СПЕЦИФИКАЦИЯ
Изложение
Особенности сжатого изложения как формы работы с текстом (первая часть экзамена)
Текст 9
Изложение
Работа по повышению грамотности
Часть 2 . Выполнение заданий
Характеристика заданий
Анафора – Жди меня, и я вернусь… Жди, когда наводят грусть…
Антитеза – Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и могучая, ты и бессильная, Матушка-Русь!
Градация – Всё разнообразие, вся прелесть, вся красота жизни слагается из света и тени.
Инверсия - белеет парус одинокий
Многосоюзие – И блеск, и тень, и говор волн.
Бессоюзие – Швед, русский рубит, колет, режет.
Парцелляция - И что же, пакостник унялся? Притормозил? Засовестился?
Синтаксический параллелизм – Ах, кабы на цветы не морозы… Ох, кабы на меня не кручина…
Риторический вопрос – Кто не знает сказок Пушкина?
Риторическое восклицание – О лес! О жизнь! О солнца свет!
Парцелляция – В вагон ещё какой-то тип влазит. Не старый ещё. С усиками. В сапогах.
ТРОПЫ
СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ
НА
-З- -С-
перед
звонк. глух.
без- бес-
воз- вос-
из- ис-
низ- нис-
раз- рас-
чрез- чрес-
разбить, расписание
ПРИ- ПРЕ-
-присоед-е
прижать =очень
-приближ-е премилый
прикатить =пере-
-близость прервать
пригород
-неполнота
дей-я
присесть
Запомни:
Преподавать, президент, премьера, прецедент, привилегия и др.
Правописание приставок
После русских приставок на согласную И → Ы
Искл.: сверх-, меж- :
Обыск, сверхинтересный, дезинформация
Ъ: после приставок на согласную перед Е,Ё,Ю,Я
Корни с чередующейся безударной гласной
От послед.согл.
раСТ – роС
искл.: отрАсль, рОсток, Ростов, рОстовщик
лаГ – лоЖ
искл.: полОг
скаК – скоЧ
искл. скАчок
От суффикса –а-:
бира – бер
дира – дер
мира – мер
пира – пер
тира – тер
блиста – блест
стила – стел
жига – жег
чита – чет
-им - -А-/-Я-
-ин - -А-/-Я-
От удар-я
гАр – гОр
клАн – клОн
твАр – твОр
наоборот:
зАр – зОр
-плАв-
всегда с –А-
искл.: плОвец, плОвчиха, плЫвун
От знач-я:
мАк – «в жидкость погружаю»
мОк – «напитаться жидкостью»
рАвн – «равные части»
рОвн – «ровный по поверхности»
Правописание корней
–ИН-: лебединый
-АН- (-ЯН-): песчаный, ледяной
ИСКЛ.: деревянный, стеклянный, оловянный
причастие ( от глагола)
1. есть ¬ (кроме НЕ-): связанные носки
2. есть завис. сл.: вязанные бабушкой носки
3. сов. вид: купленные носки
ИСКЛ.: раненый
4. -ОВА- (-ЕВА-): маринованные огурцы
5. отглаг. прилаг. в кр. ф.: Их взгляды были ограниченны (= ограниченные, узкие)
нет ¬
нет завис. сл.
несов. вид вязаные носки
нет –ова- (-ева-)
5. причастие в краткой форме: Их интересы ограничены (чем?) узким кругом повседневных забот.
наречия на –О (-Е)
(думать) ограниченно ( ограниченный) (отвечать) путано ( путаный)
Правописание –Н- и –НН- в суффиксах различных частей речи
СмышлёНый, придаНое, жёваНый, коваНый, клёваНый, бешеНый, гостиНая, гостиНица, тружеНик, румяНый, юНый.
В устойчивых сочетаниях:
посажёНый отец,
назваНый брат,
прощёНое воскресенье,
кончеНый человек
УПРАВЛЕНИЕ
падежные ?
гл.сл. зав.сл.
сущ. сущ.
глагол
кол.числ. мест.
Письмо сестре;
писать письмо;
думая о тебе;
пять книг.
ПРИМЫКАНИЕ
Где?...как?
гл.сл. зав.сл.
глагол нар.
прил. деепр.
нар. г.н.ф.
сущ.
Петь громко;
петь улыбаясь;
пошёл поговорить.
сказуемое
прост.гл.
Что делает предмет?
глагол
Он пел, поёт и споёт.
Дубы будут
попадаться
вам на пути.
сост.гл.
всп.гл.(грам.знач.)+г.н.ф.(лекс.знач.)
(-ть,-ти,-чь)
Я перестал плакать.
Я хотел уехать сегодня.
Я боялся говорить об
этом.
Мы были рады
принять вас.
сост.именное
гл.-св.+ имен.часть
Он знаток живописи.
Моя сестра – человек смелый.
Он был добрый человек.
Слышен колокольный
звон.
Окна занавешены.
Татьяне стало страшно.
А город всё тот же.
Всё осталось по-
прежнему.
ОБОСОБЛЕНИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ
Обстоятельства, выраженные одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами: Грохот, не умолкая, катился дальше. Держа кувшин над головой, грузинка узкою тропой сходила к берегу.
Обстоятельства с предлогами НЕСМОТРЯ НА (всегда!), БЛАГОДАРЯ, ВОПРЕКИ, СОГЛАСНО (если очень распространены или стоят перед сказуемыми) : Несмотря на сильный ветер, путники отправились дальше. Благодаря сильным дождям, почва напиталась влагой.
ВНИМАНИЕ! Не обособляются устойчивые сочетания: спустя рукава, сломя голову, не смыкая глаз, невзирая на лица, затаив дыхание, не покладая рук и др.
Степ. уверенности: конечно, безусловно, видимо, верно, может быть, бесспорно и др.
Источник сообщ-я: по словам…, по-моему, как известно, по сообщению…, на мой взгляд и др.
Связь мыслей: итак, так, например, таким образом, во-первых, в общем и др.
Оформл-е мыслей: одним словом, между прочим, так сказать и др.
Привлеч-е вним-я: пожалуйста, извини(те), видите ли, предположим и др.
Откров-сть разговора: по правде (говоря), признаться, между нами говоря и др.
Вставн. констр.
Содержат добав. замеч-я, разъяснения, поправки; не могут стоять в начале пр-ния; выдел-ся скобками или тире:
В жаркое летнее утро (это было на исходе июля) разбудили нас ранее обыкновенного.
Вводные пр-ния
те же знач-я, что и вводн. слова; вносят дополнит. инф-цию:
я думаю, я уверен, я считаю, как сообщают газеты и др.
Вам, я думаю, скучно.
Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения
1. Декабрь (1) по словам старожилов (2) был в тот год очень снежный. Судить обо всём только (3) по словам старожилов (4) не надо.
1) 1, 3 2) 3, 4 3) 1, 2, 3, 4 4) 1, 2
2. В VIII веке н.э. Римская империя (1) как известно (2) прекратила своё существование. Однако (3) это был лишь этап в истории Рима. Недаром (4) Рим называли не только Великим, но и Вечным.
1) 1, 2, 3, 4 2) 2, 3 3) 3, 4 4) 1, 2
3. Идея телепатического общения (1) между прочим (2) оказалась в поле внимания учёных, заинтриговав (3) якобы (4) Бехтерева и Циолковского. Например (5) даже издавал журнал, в котором находили приют телепаты и спириты. Так (6) учёные оказались в плену оккультных страстей.
1) 1, 2, 5 2) 3, 4, 5, 6 3) 1, 2, 5, 6 4) 1, 3, 4, 5
НЕ являются вводными словами и НЕ выделяются запятыми: буквально, будто, как будто, как бы, ведь, даже, примерно, притом, причём, всё-таки, вряд ли, вот, между тем, наверняка, приблизительно, прежде всего, авось, якобы, исключительно, по решению, по распоряжению, по постановлению, по традиции, по совету, бишь, небось, вдобавок, в довершение, вдруг, именно, поистине: Я пришёл примерно в семь часов вечера. По решению администрации школы каникулы начинаются уже завтра.
С разд. союзами
ИЛИ (ИЛЬ), ЛИБО, ТО – ТО, НЕ ТО – НЕ ТО
То сам себя не понимал я, то мир меня не понимал.
С против. союзами
А, НО, ДА (=но), ОДНАКО, ЗАТО, ЖЕ
Глаз ждёт огонька, однако каждый поворот реки обманывает наши надежды.
типы прид.пр-ний
Опр-ные
Какой?
(то, тот, союзн.сл.
такой) + сущ. , который, чей,
какой, что, где,
куда, откуда,
когда, кои
С улицы доносился шум, какой бывает только днём.
Мест-но-опр-ные
кто (что, каково) именно? какой?
тот, всякий, кто
мест. каждый, все, что, чей
любой, те , какой
Что с воза упало, то пропало.
Изъяснительные
падежные вопросы
речь союзы что, как,
мысль чтобы, будто, ли
чувство , с.сл. кто, куда,
когда, сколько
Узнать, что это было, поручили мне.
Обст-ные
Обр.дей-я: как? каким образом?
Меры и степ.: в какой степени (мере)? (на) сколько?
Места: где? куда? откуда?
Врем.: когда? как долго? с (до) каких пор?
5. Условия: при каком условии?
6. Цели: зачем? для чего? с какой целью?
Причины: почему? отчего? по какой причине?
Уступит.: несмотря на что?
Следствия: что из этого следует?
Закулисные помещения не были оборудованы, так что приходилось гримироваться стоя.
Присоед.- сообщ. те или иные свед-я по поводу ситуации, выраж. в гл. пр-нии: Я решил вернуться домой, о чём и сообщил в письме. Отец привёз с войны трофейный патефон, благодаря чему сестра и выучилась петь.
однор.подчинение
, ( как…) и (как…).
Слышу, как дубы ведут беседу и как лесной ручей бежит в овраг.
парал. (неодн.) подч.
(Коль…), , (как…).
Коль жить да любить, все печали растают, как тают весною снега.
послед. подчинение
, (если…), (чтобы…).
Будь жесток к себе, если не хочешь, чтобы другие были к тебе жестоки.
комбинированное
, (чтоб…), (кто…), (кто…).
Тут собрался народ, чтоб узнать, кто ревёт, кто всё время плачет.
Сочинение на лингвистическую тему
Задание С2. Сочинение-рассуждение
Шаблоны сочинения
Шаблоны сочинения
Шаблоны сочинения
Шаблоны сочинения
Шаблоны сочинения
Примеры сочинений-рассуждений
Вариант вступления
для учеников, не умеющих объяснить смысл высказывания
Советы
Список литературы
Интернет - ресурсы
Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.
Email: Нажмите что бы посмотреть