Презентация, доклад Мастер - класс Подготовка к ОГЭ в 9 классе

Содержание

Государственный экзамен в 9 классе требует от учащихся умения работать с текстом с позиций определения темы, идеи и проблемы. Общая направленность экзамена заключается в проверке следующих умений и навыков: писать изложения разных видов, читать текст и

Слайд 1Мастер - класс учителя русского языка и литературы Хуснутдиновой Гули Турсунбековны

«Дифференцированный

подход к учащимся на уроках русского языка как один из способов подготовки обучающихся к ОГЭ»

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Камышлытамак»

Мастер - класс учителя русского языка и литературы Хуснутдиновой Гули Турсунбековны«Дифференцированный подход к учащимся на уроках русского

Слайд 2
Государственный экзамен в 9 классе
требует от учащихся умения работать с

текстом с позиций определения темы, идеи и проблемы. Общая направленность экзамена заключается в проверке следующих умений и навыков: писать изложения разных видов, читать текст и анализировать его содержание, выполнять тестовые задания, проверяющие знания и умения в разных областях школьного курса русского языка.
Государственный экзамен в 9 классе требует от учащихся умения работать с текстом с позиций определения темы, идеи

Слайд 3Правительство разработало некоторые изменения в экзаменационной сфере, некоторые коснутся и ОГЭ

2016 года.

ОСНОВНОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН 2016

Правительство разработало некоторые изменения в экзаменационной сфере, некоторые коснутся и ОГЭ 2016 года. ОСНОВНОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН 2016

Слайд 4Следующий учебный год ознаменуется введением некоторых изменений в формат ОГЭ:
Контроль по

следованию правилам станет более жестким;
Экзаменов станет в два раза больше. Помимо русского языка и математики, ученики в обязательном порядке должны сдать ОГЭ еще по двум выбранным предметам;
Экзамен несколько раз можно будет пересдать, как и ЕГЭ 2016. Это нововведение способно снизить психологическое давление. Ученик знает, что в случае стечения неудачных обстоятельств – временного нездоровья, семейных проблем и подобных – он получит еще несколько попыток. К тому же, сдавая экзамен во второй раз, он будет чувствовать себя увереннее, потому что благодаря первой попытке уже освоился с обстановкой. Кроме этого, такой подход позволит лучше проверить знания школьников, а ведь экзаменаторы к этому и стремятся;
Попытки не будут идти одна за другой в течение нескольких дней – предусмотрено распределить их по летним месяцам. Это, кстати, коснется только ОГЭ, начиная с 2016 года. ЕГЭ же подобное не затронет, ведь существуют сроки зачисления в вузы – там будет все компактнее;

Нововведения

Следующий учебный год ознаменуется введением некоторых изменений в формат ОГЭ:Контроль по следованию правилам станет более жестким;Экзаменов станет

Слайд 5 Максимальные баллы по предметам Русский язык — 39 баллов

Максимальные баллы по предметам Русский язык — 39 баллов

Слайд 6
Этот экзамен состоит из трех частей – изложения, сочинения и заданий,

требующих ответа.

ОГЭ по русскому языку

Этот экзамен состоит из трех частей – изложения, сочинения и заданий, требующих ответа. ОГЭ по русскому языку

Слайд 7Всего заданий – 15; из них по типу заданий:
С кратким ответом

– 13;
С развернутым ответом – 2;
По уровню сложности: Б – 14; В – 1.
Максимальный первичный балл – 39
Общее время выполнения работы – 235 минут.

Всего заданий – 15; из них по типу заданий:С кратким ответом – 13;С развернутым ответом – 2;По

Слайд 8Информационная обработка текстов различных стилей и жанров. (Изложение)
Текст как речевое произведение.

Смысловая и композиционная целостность текста. Анализ текста
Выразительные средства лексики и фразеологии. Анализ средств выразительности.
Правописание приставок. Слитное, дефисное, раздельное написание.
Правописание суффиксов различных частей речи (кроме –Н-/-НН-). Правописание –Н-и –НН- в различных частях речи. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени.
Лексика и фразеология. Синонимы. Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению
Словосочетание.
Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения.
Осложнённое простое предложение.
Пунктуационный анализ. Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения.
Синтаксический анализ сложного предложения.
Пунктуационный анализ. Знаки препинания в сложносочинённом и сложноподчинённом предложениях.
Синтаксический анализ сложного предложения.
Сложные предложения с разными видами связи между ними.
Текст как речевое произведение. (Сочинение)
Всего заданий – 15

СПЕЦИФИКАЦИЯ

Информационная обработка текстов различных стилей и жанров. (Изложение)Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста. Анализ

Слайд 9Изложение пишется по прослушанному несколько раз тексту и требует от учащихся

следующих навыков:
умение понимать смысл текста;
выявлять авторскую идею;
уметь применять приемы сжатия текста;
соблюдать все условия, касающиеся цельности и связности;
соблюдать грамматические и речевые нормы.

Изложение

Изложение пишется по прослушанному несколько раз тексту и требует от учащихся следующих навыков:умение понимать смысл текста;выявлять авторскую

Слайд 10Сжатое изложение передает содержание первичного текста кратко и обобщенно, требует навыка

отбора существенной информации.
Написать сжатое изложение гораздо сложнее, чем подробное.
Это объясняется тем, что при написании сжатого изложения необходимо добиться построения такого текста, в котором был бы максимально выражен необходимый смысл при минимальной затрате речевых средств.
Сжатое изложение должно быть КОРОТКИМ по форме, но НЕ БЕДНЫМ по содержанию.

Особенности сжатого изложения как формы работы с текстом (первая часть экзамена)

Сжатое изложение передает содержание первичного текста кратко и обобщенно, требует навыка отбора существенной информации.   Написать

Слайд 11Три способа сжатия текста

Исключение подробностей, деталей
Обобщение конкретных, единичных явлений.

Сочетание исключения и обобщения.

Приемы работы над сжатым изложением

Сокращение некоторых однородных членов предложения.
Образование сложного предложения путем слияния двух смежных предложений, повествующих об одном и том же предмете речи.
Сокращение сложного предложения за счет менее существенной части.
Разбивка сложного предложения на сокращенные простые.
Перевод прямой речи в косвенную.
Пропуск предложений, содержащих второстепенные факты.
Пропуск предложений с пространственными описаниями и рассуждениями.

Три способа сжатия текста Исключение подробностей, деталей Обобщение конкретных, единичных явлений. Сочетание исключения и обобщения. Приемы работы

Слайд 12Памятка для обучающихся

Внимательно прослушайте текст.
Определите тему и основную мысль текста.
Вдумайтесь в

название текста (именно в нем обычно заключается тема и идея).
Установите причинно-следственные связи в содержании текста.
Определите, к какому типу речи относится текст (описание, рассуждение, повествование), и обязательно сохраните особенности этого типа при написании изложения.
Разделите текст на композиционные и смысловые части.
Начните работу по сжиманию текста. Выполняя это задание, помните, что, сжимая текст, вы должны передать главное в каждом абзаце и во всем тексте в целом; заменить конкретное и отдельное обобщающим, а также исключить несущественное.
Постарайтесь сохранить особенности языка данного произведения и сохранить их в изложении. Напоминаем: перед вами не ставится задача сохранения авторского стиля, однако вы должны использовать авторские ключевые слова и словосочетания.
Напишите черновик изложения, затем после исправлений и проверки перепишите его начисто.

Памятка для обучающихсяВнимательно прослушайте текст.Определите тему и основную мысль текста.Вдумайтесь в название текста (именно в нем обычно

Слайд 13Всё дальше уходит Великая Отечественная война в прошлое, но память о

ней жива в сердцах и душах людей. В самом деле, как можно забыть наш беспримерный подвиг, наши невосполнимые жертвы, принесённые во имя победы над самым коварным и жестоким врагом – фашизмом. Четыре военных года по тяжести пережитого не могут сравниться ни с какими другими годами нашей истории.           Важнейшей чертой минувшей войны был её всенародный характер, когда за общее дело на фронте, в тылу, в партизанских отрядах боролись все: от мала до велика. Пусть не все рисковали в одинаковой степени, но отдавали себя без остатка, свой опыт и труд во имя грядущей победы, которая досталась нам очень дорогой ценой.           Но память человека со временем ослабевает, из нее по крупицам уходит сначала второстепенное, менее значимое и яркое, а затем и существенное. К тому же все меньше становится ветеранов, тех, кто прошел войну и мог бы рассказать о ней. Если в документах и произведениях искусства не будут отражены самопожертвование и стойкость народа, то горький опыт прошлых лет забудется. А этого нельзя допустить.           Тема Великой Отечественной войны на протяжении десятилетий питает литературу и искусство. О жизни человека на войне снято немало прекрасных фильмов, созданы замечательные произведения литературы. И тут нет какой-либо преднамеренности, есть боль, не покидающая душу народа, который потерял за годы войны миллионы человеческих жизней. Но самым главным в разговоре на эту тему является сохранение меры и такта в отношении к правде войны, к ее участникам.
232 слова

Текст 9

Всё дальше уходит Великая Отечественная война в прошлое, но память о ней жива в сердцах и душах

Слайд 14 Великая Отечественная война уходит в прошлое, но память о ней

жива в сердцах людей. Нельзя забыть подвиг и жертвы, принесённые во имя победы над фашизмом. Четыре военных года – самые тяжелые в нашей истории.

Война носила всенародный характер. Боролись все: от мала до велика. На фронте, в тылу отдавали себя без остатка ради будущей победы.

Память о войне ослабевает. Меньше становится ветеранов, которые могли бы рассказать о войне. Нельзя допустить, чтобы опыт горьких лет забылся.

О войне сняты фильмы, написаны книги. В разговоре на эту тему нужно сохранять меру и такт по отношению к правде войны, к её участникам.
98 слов

Изложение

Великая Отечественная война уходит в прошлое, но память о ней жива в сердцах людей. Нельзя забыть

Слайд 15Особенно большое значение имеет грамотность при получении оценок «4» и «5».
Для

сильных учеников необходимы специальные обобщающие уроки повторения орфографии. Для этого использую тестовый материал для сдачи ЕГЭ в 11 классе. Анализируем задания, самостоятельно решаем тесты, ещё раз объясняю орфограммы.
При помощи тестирования легко определяются пробелы в знаниях. Как правило, они минимальны и легко устранимы.

Учимся быстро работать с орфографическими словарями.

Работа по повышению грамотности

Особенно большое значение имеет грамотность при получении оценок «4» и «5».Для сильных учеников необходимы специальные обобщающие уроки

Слайд 16Задания, требующие ответа в виде нескольких слов или цифр, касаются основных

тем русского языка, предусмотренных школьной программой. Проверяются знания учащихся в области фонетики, расстановки запятых в простых и сложных предложениях, умение работать со словосочетанием, анализировать текст полностью и по фрагментам.

Часть 2 . Выполнение заданий

Задания, требующие ответа в виде нескольких слов или цифр, касаются основных тем русского языка, предусмотренных школьной программой.

Слайд 172- на понимание текста (внимательно читай текст)
3- средства выразительности
4- правописание приставок
5-

правописание суффиксов
6- синонимы
7- замена словосочетания синонимичным ( )
8- грамматическая основа (подлежащее и сказуемое)
9- обособления (ОЧП, ПО, ДО, СО, приложение, уточнение)
10- з/п при вводных словах
11- количество грамматических основ (разбить на части)
12- з/п между частями сложного предложения

Характеристика заданий


2- на понимание текста (внимательно читай текст)3- средства выразительности4- правописание приставок5- правописание суффиксов6- синонимы7- замена словосочетания синонимичным

Слайд 18
13- СПП с несколькими придаточными (последовательное, параллельное, однородное подчинение)
14- СП с

разными видами связи
15.1- Сочинение на лингвистическую тему
15.2 сочинение – рассуждение по тексту
15.3- сочинение – рассуждение по тексту (по собственному определению)

13- СПП с несколькими придаточными (последовательное, параллельное, однородное подчинение)14- СП с разными видами связи15.1- Сочинение на лингвистическую

Слайд 19Языковые средства выразительности

Языковые средства выразительности

Слайд 20Эпитет – золотая осень
Метафора – пожар зари
Сравнение – слово крошкой в

руках улеглось
Олицетворение – синий колокольчик спит в тени берёз
Оксюморон – горячий снег
Метонимия – съешь ещё тарелочку
Синекдоха – все флаги в гости будут к нам
Гипербола – в сто сорок солнц закат пылал
Литота - крошки во рту не было
Перифраз – царь зверей (вместо ЛЕВ)
Фразеологизм – хранил колечко как зеницу ока

Анафора – Жди меня, и я вернусь… Жди, когда наводят грусть…
Антитеза – Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и могучая, ты и бессильная, Матушка-Русь!
Градация – Всё разнообразие, вся прелесть, вся красота жизни слагается из света и тени.
Инверсия - белеет парус одинокий
Многосоюзие – И блеск, и тень, и говор волн.
Бессоюзие – Швед, русский рубит, колет, режет.
Парцелляция - И что же, пакостник унялся? Притормозил? Засовестился?
Синтаксический параллелизм – Ах, кабы на цветы не морозы… Ох, кабы на меня не кручина…
Риторический вопрос – Кто не знает сказок Пушкина?
Риторическое восклицание – О лес! О жизнь! О солнца свет!
Парцелляция – В вагон ещё какой-то тип влазит. Не старый ещё. С усиками. В сапогах.

ТРОПЫ

СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ

Эпитет – золотая осеньМетафора – пожар зариСравнение – слово крошкой в руках улеглось Олицетворение – синий колокольчик

Слайд 21Всегда одинаково:
а-, до-, на-, пере-, по-, недо-, над-, об-, от-, пред-,

под-, в-, с- и др.

НА
-З- -С-
перед
звонк. глух.
без- бес-
воз- вос-
из- ис-
низ- нис-
раз- рас-
чрез- чрес-
разбить, расписание

ПРИ- ПРЕ-
-присоед-е
прижать =очень
-приближ-е премилый
прикатить =пере-
-близость прервать
пригород
-неполнота
дей-я
присесть
Запомни:
Преподавать, президент, премьера, прецедент, привилегия и др.

Правописание приставок

После русских приставок на согласную И → Ы
Искл.: сверх-, меж- :
Обыск, сверхинтересный, дезинформация

Ъ: после приставок на согласную перед Е,Ё,Ю,Я

Всегда одинаково:а-, до-, на-, пере-, по-, недо-, над-, об-, от-, пред-, под-, в-, с- и др.НА

Слайд 22Непровер.гл. и согл.:
ориентир
асфальт
Провер.гл. и согл.:
роскошный – роскошь;
рабски – рабы
горестный

- горести

Корни с чередующейся безударной гласной

От послед.согл.
раСТ – роС
искл.: отрАсль, рОсток, Ростов, рОстовщик
лаГ – лоЖ
искл.: полОг
скаК – скоЧ
искл. скАчок

От суффикса –а-:
бира – бер
дира – дер
мира – мер
пира – пер
тира – тер
блиста – блест
стила – стел
жига – жег
чита – чет
-им - -А-/-Я-
-ин - -А-/-Я-

От удар-я
гАр – гОр
клАн – клОн
твАр – твОр
наоборот:
зАр – зОр

-плАв-
всегда с –А-
искл.: плОвец, плОвчиха, плЫвун

От знач-я:
мАк – «в жидкость погружаю»
мОк – «напитаться жидкостью»

рАвн – «равные части»
рОвн – «ровный по поверхности»

Правописание корней

Непровер.гл. и согл.:ориентирасфальт Провер.гл. и согл.:роскошный – роскошь;рабски – рабы горестный - горестиКорни с чередующейся безударной гласнойОт

Слайд 23-НН-
-Н-
имя прилагательное (отымённое)
-Н- + -Н- : старинный
-ОНН- (-ЕНН-): внутренний, лекционный
ИСКЛ.:

ветреный

–ИН-: лебединый
-АН- (-ЯН-): песчаный, ледяной
ИСКЛ.: деревянный, стеклянный, оловянный

причастие ( от глагола)

1. есть ¬ (кроме НЕ-): связанные носки
2. есть завис. сл.: вязанные бабушкой носки
3. сов. вид: купленные носки
ИСКЛ.: раненый
4. -ОВА- (-ЕВА-): маринованные огурцы
5. отглаг. прилаг. в кр. ф.: Их взгляды были ограниченны (= ограниченные, узкие)

нет ¬
нет завис. сл.
несов. вид вязаные носки
нет –ова- (-ева-)

5. причастие в краткой форме: Их интересы ограничены (чем?) узким кругом повседневных забот.

наречия на –О (-Е)

(думать) ограниченно ( ограниченный) (отвечать) путано ( путаный)


Правописание –Н- и –НН- в суффиксах различных частей речи

-НН--Н-имя прилагательное (отымённое)-Н-  + -Н- : старинный-ОНН- (-ЕНН-): внутренний, лекционныйИСКЛ.: ветреный–ИН-: лебединый-АН- (-ЯН-): песчаный, ледянойИСКЛ.: деревянный,

Слайд 24И
С
К
Л
Ю
Ч
Е
Н
И
Я
всегда -НН-
всегда -Н-
НевидаННый, неслыхаННый, неждаННый,

негадаННый, нечаяННый, неожидаННый, свящеННый, желаННый, читаННый, слышаННый, жемаННый, венчаННый, ставлеННый, обещаННый, боронёННый, медлеННый, считаННый, лелеяННый, черпаННый, нетлеННый, чваННый, мыслеННый, делаННый, штукатуреННый, чекаННый

СмышлёНый, придаНое, жёваНый, коваНый, клёваНый, бешеНый, гостиНая, гостиНица, тружеНик, румяНый, юНый.

В устойчивых сочетаниях:
посажёНый отец,
назваНый брат,
прощёНое воскресенье,
кончеНый человек

ИСКЛЮЧЕНИЯ  всегда -НН-   всегда -Н-НевидаННый, неслыхаННый, неждаННый, негадаННый, нечаяННый, неожидаННый, свящеННый, желаННый, читаННый, слышаННый,

Слайд 25Типы подчинительной связи в словосочетании
СОГЛАСОВАНИЕ

Какой? Чей?
гл.сл. зав.сл.
сущ.

прил.
мест. прич.
пор.числ.
мест.

Новое платье;
о хорошем плане;
с моим другом.

УПРАВЛЕНИЕ

падежные ?
гл.сл. зав.сл.
сущ. сущ.
глагол
кол.числ. мест.

Письмо сестре;
писать письмо;
думая о тебе;
пять книг.

ПРИМЫКАНИЕ

Где?...как?
гл.сл. зав.сл.
глагол нар.
прил. деепр.
нар. г.н.ф.
сущ.

Петь громко;
петь улыбаясь;
пошёл поговорить.

Типы подчинительной связи в словосочетанииСОГЛАСОВАНИЕКакой? Чей?гл.сл.   зав.сл.сущ.     прил.мест.

Слайд 26Предложение. Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения.
подлежащее


пр-т; кто? что?
сущ., мест. в ИМ. пад.
н.ф.г.
им.числ.
сл/соч.
др.ч.р. в роли сущ.
Иван Петрович сидел рядом. Кто стучит в окно? Читать – моё любимое занятие. Девять – нечётное число. Все три всадника ехали молча. Окружающие молчали.

сказуемое

прост.гл.
Что делает предмет?
глагол
Он пел, поёт и споёт.
Дубы будут
попадаться
вам на пути.

сост.гл.
всп.гл.(грам.знач.)+г.н.ф.(лекс.знач.)
(-ть,-ти,-чь)
Я перестал плакать.
Я хотел уехать сегодня.
Я боялся говорить об
этом.
Мы были рады
принять вас.

сост.именное
гл.-св.+ имен.часть
Он знаток живописи.
Моя сестра – человек смелый.
Он был добрый человек.
Слышен колокольный
звон.
Окна занавешены.
Татьяне стало страшно.
А город всё тот же.
Всё осталось по-
прежнему.

Предложение. Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения.подлежащее пр-т; кто? что?сущ., мест. в ИМ.

Слайд 27Простое осложнённое предложение
(с обособленными членами предложения)
ОБОСОБЛЕНИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЙ И ПРИЛОЖЕНИЙ
1.Согласованные определения

и одиночные приложения, если стоят после определяемого слова: На окне, серебряном от инея, за ночь хризантемы расцвели. Ландыш, майский цветок, любит тень. Ночь, облачная и туманная, окутала землю.
2. Если относятся к личному местоимению: Он, мятежный, просит бури. Красавца, его замечали все.
3. Если имеет добавочное обстоятельственное значение: Отягощенные плодами, ветви ломались.
Отличный рыбак, Васька знал толк в рыбе.
4. Если отделены от определяемого слова другими членами предложения:
Несколько раз, таинственная и одинокая, появлялась в небе луна.
5. Если присоединяются к определяемому слову с помощью союза КАК в значении ПОТОМУ ЧТО, БУДУЧИ, ТАК КАК: Отец, как человек осторожный, пока молчал.
6. Несогласованные определения, выраженные косвенными падежами существительных (чаще с предлогами) при имени собственном, или если нужно подчеркнуть выражаемое ими значение: Шабашкин, с картузом на голове, стоял подбочась. Человек этот, с мешком на голове, подошёл к лошади.

ОБОСОБЛЕНИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ
Обстоятельства, выраженные одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами: Грохот, не умолкая, катился дальше. Держа кувшин над головой, грузинка узкою тропой сходила к берегу.
Обстоятельства с предлогами НЕСМОТРЯ НА (всегда!), БЛАГОДАРЯ, ВОПРЕКИ, СОГЛАСНО (если очень распространены или стоят перед сказуемыми) : Несмотря на сильный ветер, путники отправились дальше. Благодаря сильным дождям, почва напиталась влагой.
ВНИМАНИЕ! Не обособляются устойчивые сочетания: спустя рукава, сломя голову, не смыкая глаз, невзирая на лица, затаив дыхание, не покладая рук и др.

Простое осложнённое предложение (с обособленными членами предложения)ОБОСОБЛЕНИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЙ И ПРИЛОЖЕНИЙ1.Согласованные определения и одиночные приложения, если стоят после

Слайд 28отн-ние говор-го = чл.пр-я
на письме выдел-ся
ЗАПЯТЫМИ
Разл.чувства: к счастью, к сожалению,

к удивлению, к досаде, неровен час и др.

Степ. уверенности: конечно, безусловно, видимо, верно, может быть, бесспорно и др.

Источник сообщ-я: по словам…, по-моему, как известно, по сообщению…, на мой взгляд и др.

Связь мыслей: итак, так, например, таким образом, во-первых, в общем и др.

Оформл-е мыслей: одним словом, между прочим, так сказать и др.

Привлеч-е вним-я: пожалуйста, извини(те), видите ли, предположим и др.

Откров-сть разговора: по правде (говоря), признаться, между нами говоря и др.

Вставн. констр.
Содержат добав. замеч-я, разъяснения, поправки; не могут стоять в начале пр-ния; выдел-ся скобками или тире:
В жаркое летнее утро (это было на исходе июля) разбудили нас ранее обыкновенного.

Вводные пр-ния
те же знач-я, что и вводн. слова; вносят дополнит. инф-цию:
я думаю, я уверен, я считаю, как сообщают газеты и др.
Вам, я думаю, скучно.

Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения

отн-ние говор-го = чл.пр-яна письме выдел-сяЗАПЯТЫМИ Разл.чувства: к счастью, к сожалению, к удивлению, к досаде, неровен час

Слайд 29В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых

в предложении должны стоять запятые?

1. Декабрь (1) по словам старожилов (2) был в тот год очень снежный. Судить обо всём только (3) по словам старожилов (4) не надо.
1) 1, 3 2) 3, 4 3) 1, 2, 3, 4 4) 1, 2

2. В VIII веке н.э. Римская империя (1) как известно (2) прекратила своё существование. Однако (3) это был лишь этап в истории Рима. Недаром (4) Рим называли не только Великим, но и Вечным.
1) 1, 2, 3, 4 2) 2, 3 3) 3, 4 4) 1, 2

3. Идея телепатического общения (1) между прочим (2) оказалась в поле внимания учёных, заинтриговав (3) якобы (4) Бехтерева и Циолковского. Например (5) даже издавал журнал, в котором находили приют телепаты и спириты. Так (6) учёные оказались в плену оккультных страстей.
1) 1, 2, 5 2) 3, 4, 5, 6 3) 1, 2, 5, 6 4) 1, 3, 4, 5

НЕ являются вводными словами и НЕ выделяются запятыми: буквально, будто, как будто, как бы, ведь, даже, примерно, притом, причём, всё-таки, вряд ли, вот, между тем, наверняка, приблизительно, прежде всего, авось, якобы, исключительно, по решению, по распоряжению, по постановлению, по традиции, по совету, бишь, небось, вдобавок, в довершение, вдруг, именно, поистине: Я пришёл примерно в семь часов вечера. По решению администрации школы каникулы начинаются уже завтра.

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?1. Декабрь

Слайд 30Предложение (продолжение).

Сложносочинённое предложение.
С соед. союзами
И, ДА (=и), НИ-НИ, ТОЖЕ, ТАКЖЕ;

НЕ ТОЛЬКО…,НО И; КАК…, ТАК И
Снега высокие сойдут, и солнце выпьет влажный след.
НО: В начале апреля уже шумели скворцы и летали в саду жёлтые бабочки.

С разд. союзами
ИЛИ (ИЛЬ), ЛИБО, ТО – ТО, НЕ ТО – НЕ ТО
То сам себя не понимал я, то мир меня не понимал.

С против. союзами
А, НО, ДА (=но), ОДНАКО, ЗАТО, ЖЕ
Глаз ждёт огонька, однако каждый поворот реки обманывает наши надежды.

Предложение (продолжение). Сложносочинённое предложение.С соед. союзамиИ, ДА (=и), НИ-НИ, ТОЖЕ, ТАКЖЕ; НЕ ТОЛЬКО…,НО И; КАК…, ТАК ИСнега

Слайд 31 СЛОЖНОПОДЧИНЁННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
завис-ть (гл. + придат.)
подчин. союзы, союзные

слова (отн.мест., нар.)

типы прид.пр-ний

Опр-ные
Какой?
(то, тот, союзн.сл.
такой) + сущ. , который, чей,
какой, что, где,
куда, откуда,
когда, кои
С улицы доносился шум, какой бывает только днём.

Мест-но-опр-ные
кто (что, каково) именно? какой?
тот, всякий, кто
мест. каждый, все, что, чей
любой, те , какой
Что с воза упало, то пропало.

Изъяснительные
падежные вопросы
речь союзы что, как,
мысль чтобы, будто, ли
чувство , с.сл. кто, куда,
когда, сколько
Узнать, что это было, поручили мне.

Обст-ные
Обр.дей-я: как? каким образом?
Меры и степ.: в какой степени (мере)? (на) сколько?
Места: где? куда? откуда?
Врем.: когда? как долго? с (до) каких пор?
5. Условия: при каком условии?
6. Цели: зачем? для чего? с какой целью?
Причины: почему? отчего? по какой причине?
Уступит.: несмотря на что?
Следствия: что из этого следует?
Закулисные помещения не были оборудованы, так что приходилось гримироваться стоя.

Присоед.- сообщ. те или иные свед-я по поводу ситуации, выраж. в гл. пр-нии: Я решил вернуться домой, о чём и сообщил в письме. Отец привёз с войны трофейный патефон, благодаря чему сестра и выучилась петь.

СЛОЖНОПОДЧИНЁННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ завис-ть (гл. + придат.) подчин. союзы, союзные слова (отн.мест., нар.)типы прид.пр-нийОпр-ныеКакой?(то, тот,

Слайд 32Сложное предложение (продолжение)
СПП с

несколькими придаточными

однор.подчинение
, ( как…) и (как…).
Слышу, как дубы ведут беседу и как лесной ручей бежит в овраг.

парал. (неодн.) подч.
(Коль…), , (как…).
Коль жить да любить, все печали растают, как тают весною снега.

послед. подчинение
, (если…), (чтобы…).
Будь жесток к себе, если не хочешь, чтобы другие были к тебе жестоки.

комбинированное
, (чтоб…), (кто…), (кто…).
Тут собрался народ, чтоб узнать, кто ревёт, кто всё время плачет.

Сложное предложение (продолжение)       СПП с несколькими придаточнымиоднор.подчинение

Слайд 33Третья часть экзамена – сочинение-рассуждение, которое строится по определенному алгоритму –

начинается с вступления, содержащего тезис – то есть утверждения, которое учащемуся предстоит доказывать. Сами доказательства, официально именуемые аргументами, расположатся в средней части, а заключение – вывод по всей работе. Такую последовательность нужно сохранять, ведь это влияет на количество баллов, которые экзаменуемый получите в итоге.
Сочинение на ОГЭ достаточно небольшое, поэтому вступление должно быть кратким – можно ограничиться несколькими предложениями. Можно использовать речевые клише, подготовленные заранее. Размер основной части должен быть больше объема взятых вместе вступления и заключения.

Сочинение на лингвистическую тему

Третья часть экзамена – сочинение-рассуждение, которое строится по определенному алгоритму – начинается с вступления, содержащего тезис –

Слайд 34
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему


Цель написания - раскрыть важность тех или иных

языковых знаний, речевых умений в жизни.

Темы для сочинений-рассуждений на лингвистическую тему могут быть самые разнообразные: «Зачем нужны суффиксы с эмоционально-экспрессивной окраской?», «Можно ли с помощью многоточия понять подтекст произведения?» «Как наречия помогают понять душевное состояние героини?», «Как подчеркнуть свою речевую индивидуальность?» (о выразительных функциях фразеологизмов), «Как в тексте однородные глаголы-сказуемые помогают «оживить» изображаемое?», «Почему вводные слова уместно использовать в тексте-рассуждении?» и др.

Сочинение-рассуждение на лингвистическую темуЦель написания - раскрыть важность тех или иных языковых знаний, речевых умений в жизни.Темы

Слайд 351 этап – группировка высказываний
(Лексика и грамматика, точность и выразительность речи;

язык, речь и человек; языковые единицы; фразеологизмы, отдельные темы).
Краткая инструкция
Внимательно прочитай высказывание, вспомни значение терминов.
Определи, о чём следует писать.
Подумай, какие 2 разных доказательства можно привести из текста.

Задание С2. Сочинение-рассуждение

1 этап – группировка высказываний(Лексика и грамматика, точность и выразительность речи; язык, речь и человек; языковые единицы;

Слайд 36«Выписываете цитату» ,- утверждает _____________ (регалии и фамилия автора).
Подтвердим это примерами

из текста. В качестве примера можно привести предложение (я) ___ текста, в котором (ых) использовано такое лексическое (грамматическое) явление, как _____________ . Это подтверждает вывод о том, что __________________ .
Нам удалось доказать, что ____________________ (повторяете цитату, но другими словами).

Шаблоны сочинения

«Выписываете цитату» ,- утверждает _____________ (регалии и фамилия автора).Подтвердим это примерами из текста. В качестве примера можно

Слайд 37(Регалии и фамилия автора) убеждён, что _________ (выписываете цитату).
Попробуем разобраться в

смысле этого высказывания. Рассмотрим _______ предложение (я) ___ текста. В нём (них) использовано такое лексическое (грамматическое) явление, как _____________ . Это подтверждает вывод о том, что __________________ .
Таким образом, действительно, ____________________ (повторяете цитату, но другими словами).

Шаблоны сочинения

(Регалии и фамилия автора) убеждён, что _________ (выписываете цитату).Попробуем разобраться в смысле этого высказывания. Рассмотрим _______ предложение

Слайд 38«Выписываете цитату» ,- утверждает _____________ (регалии и фамилия автора).
Что такое…?

(Формулировка определения, упоминаемых в цитате лингвистических понятий)
Докажем это примерами из текста. В предложении…
Таким образом, действительно, ____________________ (повторяете цитату, но другими словами).

Шаблоны сочинения

«Выписываете цитату» ,- утверждает _____________ (регалии и фамилия автора). Что такое…? (Формулировка определения, упоминаемых в цитате лингвистических

Слайд 39Смысл высказывания (регалии и фамилия автора) я понимаю так: …
Приведу примеры

из текста. В предложении … автор использует… (минимум 2 примера)
Итак, автор высказывания был прав, утверждая, что … «выписываете цитату» .

Шаблоны сочинения

Смысл высказывания (регалии и фамилия автора) я понимаю так: …Приведу примеры из текста. В предложении … автор

Слайд 40(Регалии и фамилия автора) писал: «Выписываете цитату» .
Приведу примеры из текста,

подтверждающие данное высказывание. В предложении … автор использует… (минимум 2 примера).
Итак, (И. О. Фамилия) был прав, утверждая, что… (повторяете цитату, но другими словами).




Шаблоны сочинения

(Регалии и фамилия автора) писал: «Выписываете цитату» .Приведу примеры из текста, подтверждающие данное высказывание. В предложении …

Слайд 41«Сходство между наклонением условным и повелительным состоит в том, что оба

они… выражают не действительное событие, а идеальное, то есть представляемое существующим только в мысли говорящего» (А.А. Потебня)
Смысл высказывания А.А. Потебни я понимаю так: глаголы в форме повелительного и условного наклонения обозначают действия, желаемые или возможные при определённых условиях.
Приведу примеры из текста. В предложении 11 автор использует глагол в повелительном наклонении: «Имейте в виду: конфликт с организмом не кончится в вашу пользу!». Женщина-врач призывает больного задуматься о своём здоровье, тем самым лишь побуждая его действовать.
В предложении 13 глагол в форме условного наклонения «так пожалели бы близких» выражает желание врача видеть людей, заботящихся о своём здоровье хотя бы ради своих близких, если они не хотят думать о самих себе. Указанные формы глаголов выражают побуждение к действию и желаемое действие, а не то, которое происходит, происходило или будет происходить в действительности.
Итак, А.А. Потебня был прав, утверждая, что глаголы в условном и повелительном наклонении «выражают не действительное событие, а….»

Примеры сочинений-рассуждений

«Сходство между наклонением условным и повелительным состоит в том, что оба они… выражают не действительное событие, а

Слайд 42Светлана Ивановна Львова писала: «Пунктуационные знаки имеют своё определённое назначение в

письменной речи. Как и каждая нота, пунктуационный знак имеет своё определённое место в системе письма, имеет свой неповторимый характер».
Приведу примеры из текста, подтверждающие данное высказывание.
……………………………………………………………………………………..
Итак, С.И. Львова была права, утверждая, что знаки препинания очень важны в русском языке.
Отрывок из сочинения-рассуждения

Вариант вступления для учеников, не умеющих объяснить смысл высказывания

Светлана Ивановна Львова писала: «Пунктуационные знаки имеют своё определённое назначение в письменной речи. Как и каждая нота,

Слайд 431.Обязательно отработать со слабыми учениками написание повторяющихся слов и словосочетаний
(в предложениИ,

я понИмаю так, привЕду примеры из текста и т. д.).
2. Учить не ошибаться в написании фамилий авторов высказываний, уметь их правильно склонять (или не склонять).
3. Научить цитировать части предложений, отдельные слова и сочетания, расставлять знаки препинания.
Чётко «отработать» начало и конец сочинений не только с точки зрения речевого оформления, но и орфографии и пунктуации.

Особое внимание обратить на следующие союзы и союзные слова: о чём, насколько, к чему , откуда и т.д.
Настроить на обязательное написание сочинения. Баллы за грамотность ученик получает только за определённое количество слов.

Советы

1.Обязательно отработать со слабыми учениками написание повторяющихся слов и словосочетаний(в предложениИ, я понИмаю так, привЕду примеры из

Слайд 44Арефьева С.А. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему в 9 классе// Русский язык

в школе. – 2008. - №4
Блинов Г.И. Методика изучения пунктуации в школе. – М.: Просвещение, 1990
Система обучения сочинениям на уроках русского языка. Пособие для учителей. Под ред. Т.А.Ладыженской. – М.: Просвещение, 1982


Список литературы

Арефьева С.А. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему в 9 классе// Русский язык в школе. – 2008. - №4

Слайд 45Открытый банк заданий ЕГЭ и ОГЭ http://fipi.ru/
Капканы ЕГЭ и ГИА http://xn----7sbanj0abzp7jza.xn--p1ai/

Официальный информационный портал ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ
http://gia.edu.ru/
ОСНОВНОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН 2016
https://2016.life/

Интернет - ресурсы

Открытый банк заданий ЕГЭ и ОГЭ  http://fipi.ru/Капканы ЕГЭ и ГИА  http://xn----7sbanj0abzp7jza.xn--p1ai/  Официальный информационный портал

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть