Презентация, доклад Мастер - класс. Мнемонические приёмы в применении правил орфографии.

Содержание

Задачи: Развитие памяти, внимания, умениявыделять главное; повышение эффективностизапоминания информации.

Слайд 1ПРЕЗЕНТАЦИЯ. Мастер - класс. «Мнемонические приёмы в применении правил орфографии».
Добрынина Ольга Александровна,


учитель русского языка и литературы МБОУ «Шенкурская СШ».
г. Шенкурск.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ. Мастер - класс. «Мнемонические приёмы в применении правил орфографии».   Добрынина Ольга Александровна, учитель русского

Слайд 2Задачи:
Развитие памяти, внимания, умения
выделять главное;
повышение эффективности
запоминания информации.

Задачи:  Развитие памяти, внимания, умениявыделять главное;  повышение эффективностизапоминания информации.

Слайд 3Мнемоника (от греческого Мнемозина - богиня памяти).
Мнемо́ника (греч. τὰ

μνημονικά — искусство
запоминания), мнемоте́хника — совокупность
специальных приёмов и способов,
облегчающих запоминание нужной информации и
увеличивающих объём памяти путём
образования ассоциаций (связей).
Замена абстрактных объектов и фактов на понятия
и представления, имеющие визуальное,
аудиальное или кинестетическое представление,
связывание объектов с уже имеющейся
информацией в памяти различных типов для
упрощения запоминания.
Мнемоника (от греческого Мнемозина - богиня памяти).    Мнемо́ника (греч. τὰ μνημονικά — искусство

Слайд 4Интересные факты:
Первые известные нам тексты по мнемонике создавали

древние греки. Искусство запоминания также развивалось средневековыми монахами, которым нужно было помнить огромное количество богослужебных текстов. В эпоху Возрождения, когда знания стали считаться силой (Френсис Бэкон: «Knowledge itself is power», «Знание само по себе — сила»), способность держать знания в голове также ценилась очень и очень высоко. Например, книги по мнемонике писал Джордано Бруно. В своих показаниях трибуналу инквизиции он сообщает, что напечатал во Франции книгу о памяти под названием «О тенях идей». Учитывая то, что Бруно приглашал к себе король Генрих III (король Франции), желая выяснить — откуда у него столько знаний, следует предположить, что Бруно хорошо владел искусством запоминания.
Интересные факты:   Первые известные нам тексты по мнемонике создавали древние греки. Искусство запоминания также развивалось

Слайд 5Основные приёмы:

1) Образование смысловых фраз из начальных букв
запоминаемой информации.
2) Рифмизация
(Запоминание

длинных терминов или иностранных
слов с помощью созвучных).
3) Нахождение ярких необычных ассоциаций
(картинки, фразы), которые соединяются с
запоминаемой информацией.
4)Метод Цицерона на пространственное воображение.
5) Метод Айвазовского, основанный на тренировке
зрительной памяти.
6) Методы запоминания цифр:
закономерности
знакомые числа

Основные приёмы: 1) Образование смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации.2) Рифмизация(Запоминание длинных терминов или иностранныхслов с

Слайд 6История возникновения мнемоники
Основателем мнемоники одни считают Пифагора,

другие — Симонида (ум. в 469 до хр. э.). В сочинениях римлян Цицерона и Квинтилиана мы находим изложение мнемонической системы. В Средние века мнемоника становится преимущественно достоянием духовенства, и только в 13 в. Рожер Бэкон составил и опубликовал свой известный трактат об искусстве запоминания. Эпоха Возрождения сопровождалась широким распространением мнемоники. Ею занимаются такие большие ученые, как Д. Бруно, Люллий и др.
В начале 19 в. появляется ряд систем мнемоники (Кестнер, Аретин, Пари и др.). Система Ревентлова в середине 19 в. даже была введена в ряде школ как предмет преподавания. К концу 19 в. мнемоника приходит в упадок, т. к. не оправдывает возлагавшихся на нее надежд. Область практического ее применения ограничивается в связи с развитием, стенографии и т. д.
История возникновения мнемоники    Основателем мнемоники одни считают Пифагора, другие — Симонида (ум. в 469

Слайд 7История возникновения мнемоники
Мнемоника в России имела периоды

взлета и падения. То ее вспоминали, то забывали. С 1912 по 1923 директором Московского психологического института был тот самый Челпанов Г.И., который еще в 1903 году написал книгу по своим лекциям, полностью разгромившую мнемонику. Его доводы было более убедительны и логичны чем у Квинтиллиана. И мнемонику похоронили.
В 60-х годах прошлого века вышла книга Сергея Иванова "Отпечаток Перстня" (ранее детский вариант "В лабиринтах Мнемозины") которая была просто суперинтересной, но следовала общей линии советской психологии. В журнале "Наука и Жизнь" в 1966 году напечатали отрывок из книги Перельмана за 1925 год, где мнемоника преподносилась как нечто секретное из арсенала фокусников. Спустя несколько лет Перельман был снова забыт, и читать то, что появлялось в "Науке и Жизни" под соусом мнемоники, просто страшно.
В середине двадцатого века, почти одновременно, вышла в Англии книга Френсис Йейтс "Искусство памяти" и в России книга А. Лурии "Маленькая книжка о большой памяти".
История возникновения мнемоники    Мнемоника в России имела периоды взлета и падения. То ее вспоминали,

Слайд 8В современной трактовке
 мнемоника обозначает всю совокупность
приемов и методов запоминания
информации, применяемых

в той или
иной системе, а термин мнемотехника
трактуется как практическое применение
методов, определённых в данной
конкретной мнемонике.

В современной трактовке мнемоника обозначает всю совокупность приемов и методов запоминания информации, применяемых в той или иной системе, а

Слайд 9Правило:
Если в настоящем или в будущем времени
глагол оканчивается на

–ываю (-иваю), то в
неопределённой форме и в прошедшем
времени надо писать суффикс - ыва – (-ива-).
Если в настоящем или в будущем времени
глагол оканчивается на –ую (-юю), то в
неопределённой форме и в прошедшем
времени надо писать суффикс - ова – (-ева-).

Советовать, советовал – советую.
Опаздывать, опаздывал – опаздываю
(не на –ую).
№ 48.
Правило:  Если в настоящем или в будущем времениглагол оканчивается на –ываю (-иваю), то внеопределённой форме и

Слайд 10Правило:
Какую букву выбираем ,
Когда сомненья налицо?
Глагол попробуем поставить


Мы сразу в первое лицо.

Танцевать- а я танцую,
Рисовать – а я рисую,
Рассказывать- рассказываю,
Показывать- показываю.

Если суффикс потерялся-
-ОВА- -ЕВА- пишем смело,
Коль на месте он остался-
-ЫВА- -ИВА-: вот в чём дело!
Правило:  Какую букву выбираем , Когда сомненья налицо?Глагол попробуем поставить Мы сразу в первое лицо.Танцевать- а

Слайд 11Можно преобразовать правило в схему.
Танцевать- танцую, -ОВА-

-ЕВА-
Рисовать –рисую,

Рассказывать- рассказываю,
Рассматривать- рассматриваю.




Можно преобразовать правило в схему.Танцевать- танцую,     -ОВА- -ЕВА- Рисовать –рисую,Рассказывать- рассказываю,Рассматривать- рассматриваю.

Слайд 12Прилагательные в превосходной степени.
Превосходная степень прилагательных имеет две формы: простую и

составную.
Простая форма превосходной степени образуется путём
прибавления к основе начальной формы прилагательного
суффикса -ЕЙШ- (-АЙШ-),например: справедливый-
справедливЕЙШий.
Перед -АЙШ- происходит чередование согласных, например:
глубокий - глубочАЙШий. Эта форма прилагательных чаще
всего употребляется в книжной речи. Прилагательные в форме
простой превосходной степени склоняются.
Составная форма превосходной степени представляет
собой сочетание слов самый, наиболее и начальной(исходной)
формы прилагательного, например: самый справедливый,
наиболее строгий. В составной превосходной степени
прилагательных неизменяемым является слово наиболее,
например: в наиболее недоступном месте.
Прилагательные в форме превосходной степени в предложении
чаще всего бывают определениями.
Прилагательные в превосходной степени.Превосходная степень прилагательных имеет две формы: простую и составную.Простая форма превосходной степени образуется путёмприбавления

Слайд 13Превосходная степень:
простая

составная

Превосходная степень: простая

Слайд 14Правило: Буквы И-Ы после Ц.
Буква И после Ц пишется в корнях

слов и в словах на –ЦИЯ.
Буква Ы после Ц пишется:
А) в окончаниях и суффиксах;
Б) в корнях слов-исключений цЫплёнок, цЫган, цЫкнуть, на цЫпочках.
Цифра, лекция (на –ция);
с улицы, сестрицын; цыганский (искл.)
№ 15.
Правило: Буквы И-Ы после Ц.Буква И после Ц пишется в корнях слов и в словах на –ЦИЯ.Буква

Слайд 15Буквы И-Ы после Ц.
Если в суффиксе сомненье,
Если слово – исключенье,
После Ц

всегда пиши
Смело только букву Ы!
В окончании ты тоже
Букву Ы поставить можешь.
А вот в корне, посмотри,
Чаще пишут букву И.
И в словах на -ЦИЯ нужно
Букву И писать всем дружно!

Буквы И-Ы после Ц.Если в суффиксе сомненье,Если слово – исключенье,После Ц всегда пиши Смело только букву Ы!В

Слайд 16Буквы И-Ы после Ц.
Цирк
Нация

Синицын
Храбрец ы
цЫган,
на цЫпочках,
цЫплёнок,
цЫкнуть,
цЫц





Буквы И-Ы после Ц.Цирк НацияСиницынХрабрец ыцЫган, на цЫпочках,цЫплёнок,цЫкнуть,цЫц

Слайд 17Правило: О-Ё после шипящих в корнях слова.
В корне слова после шипящих

под ударением пишется Ё, а не О.
Слова-исключения: крыжовник, шомпол, шорох, шов, капюшон.

Жёрдочка. Крыжовник (искл.)
№ 14.
Для существительных, прилагательных.
Правило: О-Ё после шипящих в корнях слова.В корне слова после шипящих под ударением пишется Ё, а не

Слайд 18О-Ё после шипящих в корнях слова.

О-Ё после шипящих в корнях слова.

Слайд 19О-Ё после шипящих в корнях слова.
В корне слова, без сомненья,
Ё пиши

под удареньем.
А вот в слове – исключении
О пиши без промедления!
О-Ё после шипящих в корнях слова. В корне слова, без сомненья,Ё пиши под удареньем.А вот в слове

Слайд 20Правило: Правописание О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных
После

шипящих и Ц в окончаниях
существительных под ударением пишется
буква О, без ударения – буква Е.
/ /
ВРАЧОМ, СВИНЦОМ,
/ /
ТОВАРИЩЕМ, ПОЛОТЕНЦЕМ.
(У прилагательных похожее правило) № 18.
Правило: Правописание О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных После шипящих и Ц в окончанияхсуществительных под

Слайд 21Правописание О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных
Чтобы не было сомненья,
Ставим

в слове ударенье. /
В существительном КОЛЬЦ ОМ
В окончании пишем О. /
В существительном УДАЧ ЕЙ
Е напишем, не иначе!

Правописание О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительныхЧтобы не было сомненья,Ставим в слове ударенье.

Слайд 22Правописание О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных и прилагательных.
Ж
Ш
Ч
Щ
Ц


Правописание О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных и прилагательных.ЖШЧЩЦ

Слайд 23Правописание О-Е после шипящих в суффиксах сущ., прил., наречий
После шипящих под

ударением в суффиксах
имён существительных пишется буква О, без
ударения – буква Е.
/ / / / /
Снежок, горошек, ручонка, зайчонок, крошечка
(Похожее правило у прилагательных и
наречий) № 35

Правописание О-Е после шипящих в суффиксах сущ., прил., наречийПосле шипящих под ударением в суффиксахимён существительных пишется буква

Слайд 24Правописание О-Е после шипящих в суффиксах сущ., прил., наречий (искл. ЕЩЁ).
Ну

и буквы! Все шипят,
Только путают ребят.
А что в суффиксе поставить –
О иль Е - не говорят!
Но мы знаем без сомненья:
Пишем О под удареньем,
Пишем Е без ударенья,-
Вот и кончились волненья!
Но в наречии ЕЩЁ
Мы напишем букву Ё!

Правописание О-Е после шипящих в суффиксах сущ., прил., наречий (искл. ЕЩЁ).Ну и буквы! Все шипят,Только путают ребят.А

Слайд 25Правописание О-Е после шипящих в суффиксах сущ., прил., наречий (искл. ЕЩЁ).

Ж
Ш
Ч
Щ



Правописание О-Е после шипящих в суффиксах сущ., прил., наречий (искл. ЕЩЁ).ЖШЧЩ

Слайд 26Потренируемся:
Холщ…вый торц…вый шапч…нка
плюш…вый червяч…к

кумач…вый
еж…вый
хорош…

парч…вый
девч…нка
точ…чка
печ…чка
каблуч…к
пальц…в
певуч…
могуч…

Потренируемся: Холщ…вый торц…вый    шапч…нка плюш…вый   червяч…к кумач…вый еж…вый хорош…парч…выйдевч…нкаточ…чкапеч…чкакаблуч…кпальц…впевуч…могуч…

Слайд 27Проверим:
ХолщОвый торцОвый шапчОнка
плюшЕвый червячОк

кумачОвый
ежОвый
хорошО

парчОвый
девчОнка
точЕчка
печЕчка
каблучОк
пальцЕв
певучЕ
могучЕ

Проверим: ХолщОвый торцОвый    шапчОнка плюшЕвый   червячОк кумачОвый ежОвый хорошОпарчОвыйдевчОнкаточЕчкапечЕчкакаблучОкпальцЕвпевучЕмогучЕ

Слайд 28Познавательные УУД
Познавательные УУД
логические, включая
знаково-символические
действия
обще-
учебные, включая
специально-предметные
действия
постановка
и

решение
проблем
Познавательные УУДПознавательные УУДлогические, включая знаково-символические действия обще-учебные, включая специально-предметные действияпостановка и решение проблем

Слайд 29Метод работает!
Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого

и поискового характера.  Общеучебные универсальные действия — поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний.  Логические универсальные действия: построение логической цепи рассуждений; подведение под понятие, выведение следствий. 


Метод работает!  Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.   Общеучебные универсальные

Слайд 30И в заключение:
Учительство - когда в глазах холодных  Зажжется понимания

заря,  И ты поймешь: старался не бесплодно  И знания разбрасывал не зря. 
И в заключение:  Учительство - когда в глазах холодных  Зажжется понимания заря,  И ты поймешь: старался

Слайд 31Использованные ресурсы:
Теоретический материал об основных приёмах и возникновении мнемоники взят из

Википедии.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Мнемоника
Использованные ресурсы:Теоретический материал об основных приёмах и возникновении мнемоники взят из Википедии.https://ru.wikipedia.org/wiki/Мнемоника

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть