Слайд 1М. В. ЛОМОНОСОВ —
ВЕЛИКИЙ СЫН РОССИИ.
Работу выполнила:
Глущенко Татьяна Михайловна
ГБОУ
СПО НМК
г.Новороссийск, 2013 г.
Он создал первый университет
Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом.
А. С. Пушкин
Слайд 2
История человечества знает много разносторонне одаренных людей. И среди них великий
русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов.
Оптика и теплота, электричество и тяготение, метеорология и искусство, география и металлургия, история и химия, философия и литература, геология и астрономия — вот те области, в которых Ломоносов оставил свои след.
Слайд 3Биография
М. В. Ломоносова
Родился 21 ноября 1711 года в
Архангельской губернии в д. Денисовка близ Холмогор в семье крестьянина-помора.
Сын государственного
крестьянина,
Ломоносов вырос в условиях
северорусской культуры, тесно связанной с традициями допетровской
Руси.
Слайд 4
Около 300 лет назад в рыбацкой деревушке Денисовка, на севере России,
близ г.Холмогоры рос здоровый и крепкий мальчик. Звали его Михайлой Ломоносовым.
Слайд 5Первые учебники
В 11-12 лет Михайло начал учиться грамоте. Его
первым учителем был дьячок местной церкви.
Он прочитал все, что было под рукой. У соседа нашлись славянская «Грамматика» Мелетия Смотрицкого и «Арифметика» Леонтия Магницкого. Он их читал с таким усердием, что выучил наизусть.
Слайд 6«принужден был читать и учиться…в уединенных и пустых местах»
Слайд 7Путешествие в Москву.
В декабре 1730 из Холмогор в Москву отправлялся караван
с рыбой. Ночью, когда в доме все спали, Ломоносов надел на себя две рубахи, взял с собой подаренные ему соседом «Грамматику» и «Арифметику» и отправился вдогонку за караваном. На третий день он настиг его и упросил рыбаков разрешить идти вместе с ними. Через три недели Ломоносов был в Москве, где он не знал ни одного человека.
Слайд 8 М.В.Ломоносов
поступает в Славяно –
греко – латинскую
Академию, где он не
только приобретает вкус к научным занятиям, но и изучает латинский язык, знакомится с тогдашними науками и учебными дисциплинами и становится одним из лучших учеников.
Славяно–греко–латинская академия
в Москве
Слайд 9На уроке в академии…
« Малые ребята кричат и перстами указывают: смотри-де,
какой болван лет в двадцать пришел латыни учиться».
Слайд 10В ноябре 1735года в числе 12-ти лучших учеников отправлен в Петербургскую
академию наук
Слайд 11Студент немецкого
университета
Осенью 1736 г. трое лучших студентов, в том числе
Ломоносов, были отправлены Академией Наук в Германию, для обучения математике, физике, химии, философии и металлургии
Слайд 12По возвращении в Москву, в 1745 году, Ломоносов стал первым русским
профессором, членом Академии наук
Слайд 13Круг интересов Ломоносова был очень широк: физика, химия, астрономия, математика, техника,
горное дело, геология, металлургия,
производство стекла, мозаичное производство, география физическая и экономическая, история, филология, грамматика, русский язык и литература - и в каждой из этих научных или практических областей Ломоносов оставил значительный след.
Слайд 14Любимая наука -химия
«Слово о пользе Химии» Ломоносова.
Ломоносов по-новому осознал роль и
значение химии, её место среди наук, изучающих природу. Он называл химию наукой.
Слайд 1522 года работал он в Академии наук,
выступал с крупными работами
по химии и физике,
геологии и географии, изучал астрономию, разработал
изготовление мозаики, составлял географические карты. Он занимался исследованиями по языкознанию, теории литературы, произвел реформу языка.
Слайд 16
Ломоносов - художник
Открыл секрет изготовления смальты
Изготовил 40 мозаичных картин
Избран почетным членом
Петербургской Академии художеств
Открыл мозаичную мастерскую
Ломоносов показывает Екатерине II
мозаичную мастерскую.
Слайд 17Мозаичная картина Ломоносова
Мозаика «Полтавская битва»
Мозаика «Пётр 1»
Слайд 18Открытия в области поэзии и литературы
Разработал правила русского языка, составил книгу
«Русская грамматика»;
В 1751году вышел «Сборник разных сочинений в стихах и в прозе Михаила Ломоносова».
Слайд 19Занимаясь лингвистикой, он разработал
первую научную грамматику русского языка-
«Российскую грамматику».
Слайд 20
Несмотря на усиленные занятия точными науками, Ломоносов серьезно занимался русской поэзией.
Опираясь на опыт античной и европейской литературы, Ломоносов создал стройную теорию русского стихосложения, изложенную в «Письме о правилах российского стихотворства» (1739 г.) и в основных чертах существующую в наши дни.
Слайд 21Теория трех стилей
Михаил Васильевич Ломоносов для упорядочения письменной речи (деловой, научной,
художественной) разделил язык на "три рода речений".
Теория "трех штилей" имела демократический характер:
она ограничила употребление старославянских слов,
приблизила литературный язык к разговорному.
Художественные и научные произведения, написанные в соответствии с требованиями этой теории, были доступны более широкому кругу читателей.
Слайд 22Высокий стиль
изображение грандиозных исторических событий и героических судеб (трагедии, оды)
Слайд 23Средний стиль
изображение жизни с использованием менее возвышенной лексики (светские повести, сонеты,
стихотворения)
Слайд 24Низкий стиль
- допускал изображение обыденной жизни с использованием
живой разговорной речи
(комедии, басни,
сатирические
стихотворения)
Слайд 25Краткое руководство к красноречию (1748 г.) - первая риторика в русском
языке, курс общей теории литературы. Трактат «О пользе книг церковных в российском языке» (1757 г.) - первый опыт русской стилистики - является применением учения античных филологов о трех стилях (высоком, посредственном, низком) к русскому языку и жанрам русской литературы.
Слайд 26Поэтическое творчество занимало
большое место в духовном мире
Ломоносова. « Стихотворство - моя
утеха...»,-
писал он в «Российской грамматике».
Я знак бессмертия себе воздвигнул
Превыше пирамид и крепче меди,
Что бурный Аквилон сотреть не может,
Ни множество веков, ни едка древность.
Не вовсе я умру; но смерть оставит
Велику часть мою, как жизнь скончаю.
Я буду возрастать повсюду славой,
Пока великий Рим владеет светом.
Где быстрыми шумит струями Авфид,
Где Давнус царствовал в простом народе,
Отечество мое молчать не будет,
Что мне беззнатный род препятством не был,
Чтоб внесть в Италию стихи эольски
И первому звенеть Алцейской лирой.
Взгордися праведной заслугой, муза,
И увенчай главу дельфийским лавром.
1747
Слайд 27 До Ломоносова в Русской поэзии господствовало силлабическое
стихосложение
(силлаби по-гречески – слог): в каждой строке было определённое количество слов, место ударений строго не регламентировалось.
М.В.Ломоносов утвердил силлабо-тонические стихосложения, в которых в определённых системах чередуются ударные и безударные слоги.
Слайд 28Двусложные размеры стиха
Лице своё скрывает день…
_ _ _ _ _
_ ямб (ударение на 2ой слог ).
Буря мглою небо кроет…
_ _ _ _ _ _ хорей (ударение на 1ый слог ).
Слайд 29Трёхсложные размеры стиха
Ночною темнотою покрылись небеса
_ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _
-) дактиль _ _ _
-) анапест _ _ _
-) амфибрахий _ _ _
Слайд 30 Ломоносов закончил реформу русского стихосложения и подкрепил ее своими
поэтическими произведениями. Он содействовал созданию русского классицизма в литературе.
Слайд 31В 1755 по инициативе Ломоносова и по его проекту был основан
Московский университет, «открытый для всех лиц, способных к наукам», а не только для дворян.
Слайд 32Заслуги Ломоносова
Любимая наука Ломоносова – химия. Он создал химическую лабораторию в
Петербурге и открыл новый закон;
Занимаясь физикой, он раскрыл загадку грозы и северного сияния;
Он любил наблюдать за звездами, усовершенствовал телескоп;
Наблюдая за Венерой, установил, что у этой планеты есть атмосфера;
Он первый в мире географ-полярник;
Занимался историей древних славян, историй изготовления фарфора;
А сколько он сделал для совершенствования русского языка!
Сочинял стихи;
Возродил производство цветного стекла и сделал мозаичные картины ("Портрет Петра I", "Полтавская битва");
Открыл первый российский университет в Москве.
Слайд 34Личность Ломоносова, его научная и литературная
деятельность сыграли
первостепенную роль в
развитии сознания русского
общества
и оставили
глубокий след в истории
русской культуры.
Слайд 36Орденом Ломоносова награждаются граждане за высокие достижения в государственной, производственной, научно-
исследовательской, социальной, культурной, общественной и благотворительной деятельности, в области науки, литературы и искусства.
НАГРАДЫ – Орден Ломоносова