Слайд 1Михаил Афанасьевич Булгаков
«МАСТЕР И МАРГАРИТА»
Преподаватель
Чекрыгина Ю. В.
Слайд 2«Образы и мотивы в романе «Мастер и Маргарита»
Цель: понять замысел писателя;
заметить и осмыслить переклички линий романа; выделить основные мотивы в романе.
Слайд 3Классической является та книга, которую некий народ или группа народов на
протяжении долгого времени решают читать так, как если бы на ее страницах все было продумано, неизбежно и глубоко, как космос, и допускало бесчисленные толкования.
Х. Л. Борхес
Слайд 4«Почему, зачем, откуда зло?
Если есть Бог, то как может быть зло?
Если
есть зло, то как может быть Бог?»
М. Ю. Лермонтов
Слайд 6Как связаны между собой различные пласты повествования?
Слайд 7«…миф превращается в реальность, но и реальность тем самым превращается в
миф»
Три входа в роман-лабиринт помещены буквально рядом, они состыкованы, пересекаются, но не теряют своей самостоятельности.
Слайд 13Пласты повествования связаны между собой:
Сюжетно-композиционное единство (главы об Иешуа и Пилате
входят в повествование как роман мастера, рассказ Воланда и сон Ивана Бездомного; перекличка конца и начала глав; развязка всех сюжетных линий, разворачивающихся в разных временных координатах, происходит в единой точке вне времени и пространства)
Перекличка в системе персонажей
Перекличка временной и пространственной организации, в системе предметных деталей
Общность проблематики
Контрастность стилистики отдельных повествовательных пластов. Стилистика романа в целом – соединение стилей: строгого и лаконичного в ершалаимских главах, карнавального с элементами фарса, буффонады – в сатирико-бытовых, лирического – в главах о Мастере и Маргарите.
Слайд 14
«Да, человек смертен, но это было бы еще полбеды. Плохо то,
что он иногда внезапно смертен – вот в чем фокус!» (Воланд)
«В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой, ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца Ирода Великого вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат».
«Злых людей нет на свете». (Иешуа Га-Ноцри)
«Рухнет храм старой веры и создастся новый храм истины»
(Иешуа Га-Ноцри)
«Они – люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было…Человечество любит деньги, из чего бы те не были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или золота. Ну, легкомысленны… ну, что ж… и милосердие иногда стучится в их сердца…обыкновенные люди…В общем, напоминают прежних…квартирный вопрос только испортил их…» (Воланд)
Слайд 15«Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке,
и поразила нас сразу обоих» (Мастер)
«Чисто как дети, ей-богу!» (Артист)
«-Осетрину прислали второй свежести!
-Вторая свежесть – вот что вздор! Свежесть бывает только одна – первая, она же и последняя. А если осетрина второй свежести, то это означает, что она тухлая!»
«Недоброе таится в мужчинах, избегающих вина, игр, общества прелестных женщин, застольной беседы. Такие люди или тяжко больны, или втайне ненавидят окружающих».
«Да, сдаюсь. Но сдаюсь исключительно потому, что не могу играть в атмосфере травли со стороны завистников» (Бегемот)
«-Это водка?
-Помилуйте, королева, разве я позволил бы себе налить даме водки? Это – чистый спирт!»
Слайд 16«Никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности
у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами все дадут»
«Хорошо, хорошо, готов молчать, я буду молчаливой галлюцинацией»
«Рукописи не горят» (Воланд)
«Ваш роман вам принесет еще сюрпризы»
«Он не заслужил света, он заслужил покоя»
«Тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит»