Презентация, доклад Литература начала 20 века

Содержание

«Вся Греция и Рим питались только литературою: школ, в нашем смысле, вовсе не было! И как возросли. Литература собственно есть единственная школа народа, и она может быть единственною и достаточною школою… » В.Розанов.

Слайд 1Литература конца 19 – начала 20 века.
Общая характеристика.

Литература конца 19 – начала 20 века.Общая характеристика.

Слайд 2«Вся Греция и Рим питались только литературою: школ, в нашем смысле,

вовсе не было! И как возросли. Литература собственно есть единственная школа народа, и она может быть единственною и достаточною школою… » В.Розанов.

«Вся Греция и Рим питались только литературою: школ, в нашем смысле, вовсе не было! И как возросли.

Слайд 3«Русская литература… всегда была совестью народа. Ее место в общественной жизни

страны всегда было почетным и влиятельным. Она воспитывала людей и стремилась к справедливому переустройству жизни». Д. Лихачев.

Д.С.Лихачев

«Русская литература… всегда была совестью народа. Ее место в общественной жизни страны всегда было почетным и влиятельным.

Слайд 4Иван Бунин
Слово Молчат гробницы, мумии и кости,—        Лишь слову жизнь дана: Из древней

тьмы, на мировом погосте,        Звучат лишь Письмена. И нет у нас иного достоянья!        Умейте же беречь Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,        Наш дар бессмертный — речь.

Иван БунинСлово Молчат гробницы, мумии и кости,—        Лишь слову жизнь дана: Из древней тьмы, на мировом

Слайд 5Общая характеристика эпохи
Первый вопрос, который возникает при обращении к теме "Русская

литература XX века" – с какого момента отсчитывать XX век. По календарю, с 1900 – 1901 гг.? Но очевидно, что чисто хронологический рубеж, хотя и значим сам по себе, почти ничего не дает в смысле разграничения эпох. Первый рубеж нового века – революция 1905 года. Но революция прошла, наступило некоторое затишье – вплоть до Первой мировой войны. Об этом времени вспоминала Ахматова в "Поэме без героя":
А по набережной легендарной
Приближался не календарный,
Настоящий двадцатый век…

Общая характеристика эпохиПервый вопрос, который возникает при обращении к теме

Слайд 6На рубеже эпох иным стало мироощущение человека, понимавшего, что предшествующая эпоха

ушла безвозвратно. Новая эпоха определялась современниками как "пограничная".
Радикально пересматривалась устоявшаяся, казавшаяся прежде неизменной, система духовных ценностей. Неудивительно, что грань эпохи символизировало слово "Кризисность". Это "модное" слово кочевало по страницам публицистических и литературно-критических статей наравне с близкими по значению словами "возрождение", "перелом", "перепутье" и т. п.

Иннокентий Анненский

На рубеже эпох иным стало мироощущение человека, понимавшего, что предшествующая эпоха ушла безвозвратно. Новая эпоха определялась современниками

Слайд 7Первая Мировая война обернулась для страны катастрофой, подтолкнув ее к неминуемой

революции. Февраль 1917 года и последовавшее за ним безвластие привело к Октябрьскому перевороту. В результате Россия обрела совсем другое лицо. На протяжении конца XIX - начала XX века главным фоном литературного развития были трагические социальные противоречия, а также двойственное сочетание трудно протекавшей экономической модернизации и революционного движения.

Быстрыми темпами происходили изменения в науке, менялись философские представления о мире и человеке, бурно развивались близкие к литературе искусства. Научные и философские взгляды в определенные этапы истории культуры кардинально влияют на творцов слова, которые стремились отразить парадоксы времени в своих произведениях.
Первая Мировая война обернулась для страны катастрофой, подтолкнув ее к неминуемой революции. Февраль 1917 года и последовавшее

Слайд 8Кризис исторических представлений выразился в утрате универсальной точки отсчета, того или

иного мировоззренческого фундамента. Недаром великий немецкий философ и филолог Ф. Ницше произнес свою ключевую фразу: "Бог умер". Она говорит об исчезновении прочной мировоззренческой опоры, обозначая наступление эры релятивизма, когда кризис веры в единство миропорядка достигает своей кульминации.
Кризис исторических представлений выразился в утрате универсальной точки отсчета, того или иного мировоззренческого фундамента. Недаром великий немецкий

Слайд 9Реализм и модернизм
Литература начала 20 века распалась на два несовместимых течения

– реализм и модернизм.
На рубеже веков продолжается творчество таких классиков литературы 19 века, как Л.Н. Толстой и А.П. Чехов.
Традиции этих великих реалистов продолжили И.А.Бунин, М. Горький, А.И.Куприн, Л.Н. Андреев.
Реализм и модернизмЛитература начала 20 века распалась на два несовместимых течения – реализм и модернизм.На рубеже веков

Слайд 10Темы и герои реалистической литературы
Для большинства писателей в это время нехарактерно

тематическое постоянство. Быстрые перемены в России заставляли их по иному подходить к тематике, вторгаться в ранее заповедные пласты тем.
Заметно обновилась в реализме и типология характеров. Внешне писатели следовали традиции: в их произведениях можно было найти легко узнаваемые типы "маленького человека" или интеллигента, пережившего духовную драму. Характеры избавлялись от социологической усредненности, становились разнообразнее по психологическим особенностям и мироощущению. "Пестрота души" русского человека - постоянный мотив прозы И. Бунина. Он одним из первых в реализме стал использовать в своих произведениях иностранный материал ("Братья", "Сны Чанга", "Господин из Сан-Франциско"). Это же самое стало характерным и для М. Горького, Е. Замятина и других.
Творчество А. И. Куприна (1870-1938) необычайно широко по разнообразию тематики и человеческих характеров. Герои его повестей и рассказов солдаты, рыбаки, шпионы, грузчики, конокрады, провинциальные музыканты, актеры, циркачи, телеграфисты
Темы и герои реалистической литературыДля большинства писателей в это время нехарактерно тематическое постоянство. Быстрые перемены в России

Слайд 11А. Куприн
И.А. Бунин
Евгений Замятин

А. КупринИ.А. БунинЕвгений Замятин

Слайд 12Жанры и стилевые особенности реалистической прозы
Значительно обновились в начале XX века

жанровая система и стилистика реалистической прозы. Главное место в жанровой иерархии заняли в это время наиболее мобильные рассказ и очерк. Роман практически исчез из жанрового репертуара реализма, уступив место повести. Начиная с творчества А. Чехова, в реалистической прозе заметно выросла значимость формальной организации текста. Некоторые приемы и элементы формы получили в художественном строе произведения большую самостоятельность. Так, например, разнообразнее использовалась художественная деталь. В то же время сюжет все чаще утрачивал значение главного композиционного средства и начинал играть подчиненную роль.
В период с 1890 по 1917 год особенно ярко заявили о себе три литературных течения - символизм, акмеизм и футуризм, которые составили основу модернизма как литературного направления

Жанры и стилевые особенности реалистической прозыЗначительно обновились в начале XX века жанровая система и стилистика реалистической прозы.

Слайд 13Модернизм
(фр. Modeme – новейший, современный) –
художественно-эстетическая система, сложившаяся

в начале 20 века, воплотившаяся в системе относительно самостоятельных художественных направлений и течений, характеризующихся ощущением дисгармонии мира, разрывом с традициями реализма, бунтарско-эпатирующим мировосприятием, преобладанием мотивов утраты связи с реальностью, одиночества и иллюзорной свободы художника, замкнутого в пространстве своих фантазий, воспоминаний и субъективных настроений.

Модернизм(фр. Modeme – новейший, современный) –  художественно-эстетическая система, сложившаяся в начале 20 века, воплотившаяся в системе

Слайд 14
Декаденство
Декаденство (от лат. Dekadenda – упадок) – явление в культуре конца

19 – начала 20 веков, отмеченное отказом от гражданственности, погружением в сферу индивидуальных переживаний.

ДекаденствоДекаденство (от лат. Dekadenda – упадок) – явление в культуре конца 19 – начала 20 веков, отмеченное

Слайд 15Символизм
Декаденты: З.Гиппиус, Д.Мережковский.
«Старшие символисты»: В.Брюсов, К. Бальмонт.
«Младосимволисты»: А.Блок, А. Белый, В.

Иванов.
СимволизмДекаденты: З.Гиппиус, Д.Мережковский.«Старшие символисты»: В.Брюсов, К. Бальмонт.«Младосимволисты»: А.Блок, А. Белый, В. Иванов.

Слайд 16Акмеизм
Н, Гумилев, А. Ахматова, С.Городецкий, О.Мандельштам.

АкмеизмН, Гумилев, А. Ахматова, С.Городецкий, О.Мандельштам.

Слайд 17Футуризм
Кубофутуристы: Д. Бурлюк, А. Крученых, В. Хлебников, В. Каменский, В. Маяковский.
Эгофутуристы:

И. Северянин, К. Олимпов и др.
«Мезонин поэзии»: В. Шершеневич, Р. Ивнев.
«Центрифуга»: Б. Пастернак, Н. Асеев.

ФутуризмКубофутуристы: Д. Бурлюк, А. Крученых, В. Хлебников, В. Каменский, В. Маяковский.Эгофутуристы: И. Северянин, К. Олимпов и др.«Мезонин

Слайд 18Модернизм в живописи и в музыке.
Символизм

Модернизм в живописи и в музыке.Символизм

Слайд 19Символизм. М. Врубель. «Демон сидящий».

Символизм. М. Врубель. «Демон сидящий».

Слайд 21«Пан»

«Пан»

Слайд 22«Царевна-Лебедь»

«Царевна-Лебедь»

Слайд 23Б. Кустодиев.
«Купчиха за чаем»

Б. Кустодиев. «Купчиха за чаем»

Слайд 24«Пасхальный обряд»

«Пасхальный обряд»

Слайд 25«Купчиха за чаем»

«Купчиха за чаем»

Слайд 26«Сирень»

«Сирень»

Слайд 27К. Петров-Водкин

К. Петров-Водкин

Слайд 28«Купание красного коня».

«Купание красного коня».

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть