Презентация, доклад Лингвистический анализ текста. 10 класс.

Содержание

Если друг оказался вдруг И не друг, и не враг,

Слайд 1 Тема урока: «Комплексный анализ текста по рассказу М.А. Чванова «Четверо наедине

с горами». 10 класс

Повторение

Тема урока:  «Комплексный анализ текста по рассказу  М.А. Чванова  «Четверо наедине

Слайд 2Если друг

оказался вдруг И не друг, и не враг, а так… Если сразу не разберешь, Плох он или хорош,- Парня в горы тяни- рискни!- Не бросай одного его: Пусть он в связке одной с тобой- Там поймёшь, кто такой. Владимир Высоцкий
Если друг           оказался вдруг И не друг,

Слайд 3 Если друг

оказался вдруг и не друг, и не враг, а так… Если сразу не разберешь, Плох он или хорош,- Парня в горы тяни- рискни!- Не бросай одного его: Пусть он в связке одной с тобой- там поймёшь, кто такой.

Владимир Высоцкий
Если друг           оказался вдруг и

Слайд 5Есть вещи и хуже войны. Трусость хуже, предательство хуже, эгоизм хуже.
Ничто

не отбирает больше духа у человека, чем трусость и страх.
Э. Хемингуэй
Есть вещи и хуже войны. Трусость хуже, предательство хуже, эгоизм хуже.Ничто не отбирает больше духа у человека,

Слайд 6Комплексный анализ текста «Четверо наедине с горами» (по рассказу М.А. Чванова)

Комплексный анализ текста «Четверо наедине с горами»  (по рассказу М.А. Чванова)

Слайд 7Биография Михаил Андреевич Чванов родился 25 июля 1944 года в деревне

Старо-Михайловка Салаватского района Башкирии. Известный писатель. Автор более 20 книг прозы и публицистики. Руководитель экспедиции, первоисследовавшей крупнейшую пещерную систему Урала - пропасть Кутук-Сумган (1965-1967). Один из руководителей экспедиции по поискам пропавшего без вести при перелете через Северный полюс из СССР в США самолета С. Леваневского. Вице-президент Международного фонда славянской письменности и культуры. Председатель созданного им Аксаковского фонда. Михаил Андреевич объездил всю Россию, побывал во многих зарубежных странах - Сирии, Франции, Югославии.
Биография Михаил Андреевич Чванов родился 25 июля 1944 года в деревне Старо-Михайловка Салаватского района Башкирии. Известный писатель.

Слайд 8Интересные факты Во многом благодаря инициативе М. Чванова и при его непосредственном

участии в Башкортостане были восстановлены аксаковские места.

Следуя своим убеждениям, Михаил Чванов добился восстановления аксаковского дома на родине Сергея Тимофеевича и рядом же восстановил церковь, которую уже хотели взорвать.

Интересные факты Во многом благодаря инициативе М. Чванова и при его непосредственном участии в Башкортостане были восстановлены

Слайд 9Не всем дано с горами быть на
Ты ( .!?...)
ВЛАДИМИР ВЫСОЦКИЙ
МИХАИЛ ЧВАНОВ

Не всем дано с горами быть наТы ( .!?...)ВЛАДИМИР ВЫСОЦКИЙМИХАИЛ ЧВАНОВ

Слайд 10Вопросы, на которые нам предстоит ответить на уроке
О чем и о

ком говорится в тексте, с которым вы ознакомились?
Какова его тема?
Как можно сформулировать проблему текста?
Какова позиция автора?
Какие тропы и фигуры использует автор?
Вопросы, на которые нам предстоит ответить на урокеО чем и о ком говорится в тексте, с которым

Слайд 11Четверо наедине с горами
Четверо в горах
Четверо и

горы
Четверо наедине с горамиЧетверо  в  горахЧетверо  и  горы

Слайд 12?
Альпинист, трусость, малодушие, совесть, предательство.
Люди с чистой совестью
Поступить по совести
Для очистки

совести
Лежит на совести

?

?Альпинист, трусость, малодушие, совесть, предательство.Люди с чистой совестьюПоступить по совестиДля очистки совестиЛежит на совести?

Слайд 13План

Четверо шли по леднику.
Первый повис над бездной.
Второй перерубил веревку.
В глазах

второго метнулся ужас.
Жив!
Трудный путь вниз.
Идти было некуда.
План Четверо шли по леднику.Первый повис над бездной.Второй перерубил веревку.В глазах второго метнулся ужас.Жив!Трудный путь вниз.Идти было

Слайд 14Основная мысль: Но от себя не убежишь…
Тип речи: Повествование
Герои рассказа: Четверо

– единство людей
Двое – Третий, Четвертый
Эпизодические герои: Туристы, девушка -туристка
Композиция: Конец противопоставлен началу (антитеза): на лицах улыбки – в глазах отчаяние
Основная мысль: Но от себя не убежишь…Тип речи: ПовествованиеГерои рассказа: Четверо – единство людей   Двое

Слайд 15Ключевые слова текста
ледник, четверо, улыбки, падение, нож, ужас, радость, отчаяние, две

связки, штык ледоруба, страховка, пурга, горы, долина цветов, страшный сон, туристы, цветы, эхо в горах и т.д.
Ключевые слова текста	ледник, четверо, улыбки, падение, нож, ужас, радость, отчаяние, две связки, штык ледоруба, страховка, пурга, горы,

Слайд 16Предложения связаны цепной связью.
Лексические средства – однокоренные слова: улыбались, улыбки

; формы слов: трещина, трещине, улыбаться, улыбались; горы, в горах; повторы: шел, карабин; антонимы: уходил-возвращался; синонимы: путь-тропа; трещина-обрыв.
Единоначатие – анафора – используется в начале нескольких абзацев.
Четверо шли по леднику. В две связки.
Четверо шли по леднику и молча улыбались друг другу…
Трижды абзацы начинаются со слов «Третий и Четвертый» и со слова «Потом»
Роль: показать действие и бездействие героев и
последовательность событий.
Пейзаж помогает понять настроение героев.
В конце текста используется контраст: Потом они шли по долине среди цветов. Вышли на дорогу, надо радоваться, но с каждым шагом они мрачнели все больше.
Предложения связаны цепной связью. Лексические средства – однокоренные слова: улыбались, улыбки ; формы слов: трещина, трещине, улыбаться,

Слайд 17Тропы и фигуры речи

Троп –
это оборот речи, в котором
слово

или выражение
употреблено в переносном
значении в целях достижения
большей художественной
выразительности.

Стилистическая
фигура (фигура речи) –
это оборот речи,
синтаксическое построение,
используемое для усиления
выразительности
высказывания.

Метафора

Эпитет

Сравнение

Олицетворение

Антитеза

Параллелизм

Риторический вопрос

Парцелляция

Тропы и фигуры речиТроп – это оборот речи, в котором слово или выражение употреблено в переносном значении

Слайд 18Эпитеты создают художественную картину происходящего (стылое полотнище, отчаянный вскрик, гнетущая тишина

и др.)
Оксюморон: белая тьма.
Метафоры: метался ужас; стремительно росло отчаяние, ветер вырывал полотнище…
Метафорическая образность содержится в предложениях: Эхо глохло в ослепительно-белых снегах... Свирепствовала пурга... Ветер вырвал из рук стылое полотнище. Скалы и пропасти не выпускали из западни. Тоскливая жуть пурги. Улыбка застыла. Зазвенели горы. Метонимическая образность: Горы растворились в белой тьме. Сердца колотились в висках.
Сравнения: Натянутую, как струна, веревку; словно букет змей; минуты, долгие, как столетия.

Эпитеты создают художественную картину происходящего (стылое полотнище, отчаянный вскрик, гнетущая тишина и др.)Оксюморон: белая тьма. Метафоры: метался

Слайд 19Синтаксический параллелизм, используемый на всем протяжении текста, является основной фигурой и

основным средством связи. Синтаксический параллелизм создает эффект нагнетённости действий, указывает на повторяемость происходящего: Но они не обращали на него внимания. Они не обращали на него внимания. Течение времени и однообразность происходящего: И уже давным-давно потеряли счет времени. И ожесточеннее всех работал Второй…
Парцелляция помогает сосредоточить внимание на второй части предложения: В две связки показывает бесконечность времени, однообразность действий: Тянулись секунды. Складывались в минуты, долгие, как столетия. ...И снова четверо шли в горах. Час за часом. Один пробивал тропу. Двое несли носилки.

Синтаксический параллелизм, используемый на всем протяжении текста, является основной фигурой и основным средством связи. Синтаксический параллелизм создает

Слайд 20Морфологические средства связи : предложения с
деепричастными оборотами служат для

выражения добавочного
действия.: Сбросив рюкзаки, Третий и Четвертый бросились ему
на помощь... Распластавшись на льду, он повис над обрывом.
Местоименная замена: Вдруг тот, что шел первым... он шел. ...Но
тут появился Второй. Он появился...
Союзы. И снова была цепенящая тишина. И снова четверо шли в
горах. Но тут появился Второй.
Связующим звеном являются отрицательные местоимения. Никто его не остановил, и даже никто не посмотрел ему вслед. Ничего другого не оставалось делать.
Обилие глаголов передают динамику (движение) происходящего.
Временная форма глаголов : инфинитив (искать, убежать),
настоящее время (уходят, идешь, наваливается), будущее время (не
убежишь, забудешь), прошедшее время (колотились, метался,
стояли).
Видовые формы глаголов: совершенный вид (сделал, покачнулся,
взмахнул, перерубил, застыла) и несовершенный вид (стояли, шли,
улыбались, не останавливал, вбивал, не удивился , сыпались).
Морфологические средства связи : предложения с  деепричастными оборотами служат для выражения добавочного  действия.: Сбросив рюкзаки,

Слайд 21 Продолжите предложения:
1- я группа:
Второй струсил оттого, что...
2-я группа:
Первому всегда труднее,

потому что...
3-я группа:
Второму нет прощения, потому что...
Продолжите предложения:  1- я группа:Второй струсил оттого, что...2-я группа:Первому всегда труднее, потому что...3-я группа:Второму нет

Слайд 22Сегодня я узнал …
Было интересно услышать, что… думают одноклассники о


Было трудно найти …
Я понял, что …
Теперь я могу …
Я научился …
Меня удивило …
Мне захотелось …
Урок дал мне для жизни многое: …
Сегодня на уроке мы говорили о …
Мы попытались ответить на вопросы, почему …
Мы научились размышлять над …

РЕФЛЕКСИЯ

Сегодня я узнал … Было интересно услышать, 	что… думают одноклассники о …Было трудно найти …Я понял, что

Слайд 23Спросят – как перейти эту жизнь? Отвечайте –

как по струне бездну – красиво, бережно, стремительно. Р е р и х
Спросят –     как перейти эту жизнь?  Отвечайте –

Слайд 24Домашнее задание. Напишите сочинение – рассуждение на следующие темы:
Не всем дано

с горами быть на «ТЫ»
Мысли, навеянные рассказом М.А. Чванова «Четверо наедине с горами».
Если друг оказался вдруг…
Власть над собой – высшая власть. (Сенека.)
Какой главный урок вы усвоили благодаря тексту Михаила Андреевича Чванова?

Домашнее задание. Напишите  сочинение – рассуждение  на следующие темы:Не всем дано с горами быть на

Слайд 25 ДО
СВИДАНИЯ!

ДО СВИДАНИЯ!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть