Слайд 1Лингвистическая сказка о глаголе
6 класс
Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы
МОУ Лицея № 11
г. Волгограда
Ярыгина Зоя Александровна
Слайд 4
СКАЗКА
- Авторская (литературная)
- Народная (фольклорная)
- Предметная (математическая, биологическая, физическая, лингвистическая и
др.)
Слайд 5 Особенности лингвистической сказки
1. Лингвистическая
сказка объясняет законы языка.
2. Ей присущи сказочные элементы, волшебные превращения, герои, определённые устойчивые выражения.
3. Лингвистическая сказка родилась гораздо позже, чем фольклорная. Она очень много взяла от фольклорной сказки.
4. В такой сказке в конце часто говорится о лингвистических понятиях. Как бы делается вывод из того, о чём в сказке рассказывалось.
Слайд 6Помните!
Лингвистическая сказка поучительна.
Сюжет построен на лингвистических понятиях.
Герои – единицы языка.
Герои
находятся в особом царстве. Все они разные, сильные, добрые, капризные.
В лингвистических сказках нельзя допускать фактических ошибок (знание русского языка, знание лингвистического материала, всех условий написания той или иной орфограммы обязательно. А иначе вы сочините неправильную сказку).
МЯГКИЙ ЗНАК
Мягкий Знак давно и безнадежно влюблен в букву Ш. Он ходит за ней как тень из слова в слово, но все напрасно. Буква Ш терпеть не может букв, от которых никогда не добьешься ни звука.
А Мягкий Знак именно таков. Он робок, застенчив, не пытается выделиться в строчке, занять в слове первое место. Он настолько тих и незаметен, что даже в контрольных диктантах нередко забывают о нем.
Другим буквам, которым приходится близко встречаться с Мягким Знаком, нравятся эти его качества. Многие из них даже сами смягчаются от его соседства.
Не смягчается только буква Ш, несмотря на все старания Мягкого Знака. Она по-прежнему тверда и так шипит, что Мягкий Знак буквально теряет самообладание. Но он ничего не может с собой поделать и всякий раз снова становится рядом с буквой Ш — в глаголе второго лица или в существительном третьего склонения.
Когда это кончится, трудно сказать. У Мягкого Знака слишком мягкий характер, и он не в силах противиться строгим законам грамматики, которая одна распоряжается всем, что написано на бумаге, — от маленькой Запятой до самого Твердого Знака.
Слайд 10 Алгоритм написания
лингвистической сказки
1. Определите, на кого рассчитана сказка и в какой ситуации будет рассказана.
2. Выберите лингвистический материал, сведения о лингвистическом понятии.
3. Подумайте, какие герои будут действовать.
4. Продумайте композицию и сюжет.
5.Составьте план.
6. Запишите сказку. Если необходимо, сделайте иллюстрацию.
7. Проверьте, нет ли фактических ошибок.
8. Отредактируйте текст.
9. Подготовьтесь к устному воспроизведению, продумайте, какие жесты будут уместны, как будет звучать голос.
10. Прорепетируйте выступление.
Домашнее задание
1) нарисовать иллюстрацию к написанной сказке на листе формата А4 (в любой технике);
2) придумать и изобразить титульный лист для книги «Сказочный глагол» (формат А4).