Слайд 2Цель
Познакомить школьников с именем лауреата Нобелевской премии по литературе в
2015 году
Слайд 3Лауреат Нобелевской премии по литературе за 2015 год
Слайд 4Событие в мировой литературе.
Белорусская писательница Светлана Алексиевич — человек русской культуры,
уверенно вошедшая со своей художественно-документальной прозой в круг европейских интеллектуалов, стала лауреатом Нобелевской премии по литературе за 2015 год
Слайд 5Творчество Светланы Алексиевич
Ее повести «У войны не женское лицо», «Последние свидетели»,
«Цинковые мальчики», «Чернобыльская молитва» и «Время секонд хэнд» составили уникальный цикл свидетельств о «красном человеке», который оказался на развалинах советской империи. Она смогла соотнести литературу и факт, перевести голоса в высокую и сильную прозу.
Слайд 6"У войны не женское лицо"
Одна из самых известных в мире книг
о войне, переведена более чем на двадцать языков.. Писательница постоянно дорабатывает книгу, вставляя новые эпизоды, дополняя записанные женские исповеди страницами собственного дневника, который она вела в течение семи лет работы над книгой. "У войны не женское лицо" - опыт уникального проникновения в духовный мир женщины, выживающей в нечеловеческих условиях войны.
Слайд 7Как все начиналось?
С ее решительности и мужества.
После Белгосуниверситета Светлана работала в
газете, в журнале «Неман». Алесь Адамович, Василь Быков, Янка Брыль (в Белоруссии уже вышла потрясающая документальная книга — записи свидетелей сожженных деревень — «Я из огненной деревни») одолжили ей 5 тысяч рублей. Она взяла отпуск на несколько лет и поехала по всей стране с магнитофоном с бобинами записывать воспоминания людей, которые были участниками и свидетелями Великой Отечественной войны.
Слайд 8…Он все время говорил, какие высоты брал и штурмовал, а она
все повторяла: тогда погибло так много ребят, что целый день плыли по каналу их бескозырки… Возможно, в тот вечер и был найден ключ без права передачи, которым она магнетическим способом овладела. Оказалось, что есть не только генеральская, окопная, солдатская правда о войне.
Есть и женская правда с жестоким бытом, с первой и последней любовью перед смертью, с необходимостью не только перевязать раненого, но и убить, чтобы победить…
Слайд 9«Последние свидетели»
Потом были «Последние свидетели», детская книга о войне. Такую книгу
нельзя было придумать. Ее можно было только услышать. Детский дом эвакуировался из горящей Белоруссии в Поволжье. Когда репродуктор объявил об освобождении Минска, дети становились друг другу на худенькие плечи, чтобы достать и поцеловать ту тарелку на стене…
Слайд 10«Цинковые мальчики»
«Цинковые мальчики» — непростые монологи тех, кого страна отправила воевать
в Афганистан, но потом забыла про них. Боролись со Светланой солдатские матери (их сыновья — только герои), они отрекались от своих же исповедей, даже судились с ней.
Слайд 11«Чернобыльская молитва»
«Чернобыльская молитва» вышла на западе миллионными тиражами. Может, потому, что
это книга не об аварии, о поведении человека в пограничной ситуации, о том, что мир остается по-прежнему очень хрупок,.
«Человек вечно находится между добром и злом.
Единственное место, где ты можешь победить зло, это в своей душе. Больше нигде».
Слайд 12«Чудный олень вечной охоты»
Было время, когда Светлана твердо решила написать книгу
о любви. Всё. Человек устал от войн и трагедий, он захотел уйти с баррикад. У нее давно есть гриновское название «Чудный олень вечной охоты». Для Светланы собирали штучных людей со своими шекспировскими историями.
Слайд 13Где теряется многоцветность мира…
Не спрашиваясь авторских планов и издательских договоров, вышла
на первый план другая книга — исповеди людей, которые в одночасье оказались на обломках советской цивилизации. Четко прорезалось: «Еще недавно все делились на тех, кто сидел и кто сажал, кто читал Солженицына и кто его не читал, а сегодня — на тех, кто может купить и кто купить не может»…
Сама Светлана не раз повторяла, что баррикады — опасное место для писателя, там теряется многоцветность мира, и черно-белый подход может лишить его многомерности. Мы много говорили и немало спорили, не всегда соглашались друг с другом.
Слайд 14«Время секонд хэнд»
Современное состояние России — это не болезнь патриотизмом, а
возвращение чувства утраченного достоинства, которое было раздавлено обломками советской империи. Без этого не может существовать ни маленький человек, ни большая держава.
Годы жизни во Франции, Германии, Швеции ввели писательницу в круг ведущих интеллектуалов Европы. Самое главное: Европа прочитала и услышала Алексиевич! А России еще предстоит это сделать.
Слайд 15Homo soveticus
«Большую часть своей жизни я прожила в Советском Союзе. В
коммунистической лаборатории. За семьдесят с лишним лет был выведен отдельный человеческий тип — homo soveticus. Одни считают, что это трагический персонаж, другие называют его «совком». Кто же он? Мне кажется, я знаю этого человека, он мне хорошо знаком, я рядом с ним, бок о бок прожила много лет. Он — это я. Это мои знакомые, друзья, родители. Мой отец, он недавно умер, до конца жизни оставался коммунистом».
Родители Светланы всю жизнь были белорусскими сельскими учителями, хотя факт рождения Светланы засвидетельствован в украинском городе Станиславе (нынешнем Ивано-Франковске). Вот так переплетаются география, судьба, Нобель.
Уверена, что это великое событие для русской литературы и культуры, частью которой ощущает себя белорусская писательница Светлана Алексиевич.
Слайд 16Домашнее задание
Групповые задания – прочитать и проанализировать произведения Светланы Алексиевич (на
усмотрение группы) с последующей презентацией на читательской конференции.