Слайд 1
Концепция филологического образования
Распоряжение Правительства РФ от 09.04.2016 N 637-р
Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации>
Слайд 2Структура Концепции
I. Общие положения
II. Значение учебных предметов "Русский язык" и "Литература"
в современной системе образования
III. Цели и задачи Концепции
IV. Проблемы изучения русского языка и литературы
1. Проблемы мотивационного характера
2. Проблемы содержательного характера
3. Проблемы методического характера
4. Кадровые проблемы
V. Основные направления реализации Концепции
1. Общие направления
2. Русский язык
3. Литература
4. Подготовка кадров
VI. Реализация Концепции
Слайд 3 Цели и задачи Концепции
Цель Концепции - обеспечение высокого качества изучения
и преподавания русского языка и литературы в современных условиях.
Основными задачами являются:
модернизация содержания образовательных программ, а также технологий и методик преподавания;
повышение качества работы преподавателей;
развитие общедоступных информационных ресурсов;
популяризация русского языка и литературы.
Слайд 4 Проблемы мотивационного характера
Использование электронных носителей с гипертекстами приводит к трудностям
в чтении книжных текстов большого объема;
Фундаментальные ценности, которые несет в себе литература, зачастую входят в противоречие с прагматическими обиходными ценностями.
Слайд 5Проблемы содержательного характера
Выпускники недостаточно владеют навыками устной и письменной речи;
не обеспечена
дифференциация содержания учебного предмета для организации профильного обучения, а также для изучения русского языка в условиях многоязычия.
Слайд 6Проблемы содержательного характера
В содержании учебного предмета "Литература" недостаточно внимания уделяется способности
понимать художественный текст;
изучаемые произведения не всегда соответствуют возрасту обучающихся;
в образовательных программах по литературе мало произведений о жизни и проблемах современных детей и подростков.
Слайд 7Проблемы методического характера
Требуется совершенствование приемов формирования интереса к чтению с
учетом развития современных ИКТ;
неравный уровень владения обучающимися русским языком делает необходимым создание методик преподавания в условиях многоязычия;
недостаточное использование потенциала учреждений культуры (музеи, библиотеки, театры, выставочные площадки).
Слайд 8Кадровые проблемы
Профессиональная поддержка учителей носит несистемный характер, отмечается нехватка возможностей для
самообразования;
оценки качества работы учителей, в частности аттестация, носит формальный характер, не способствует их профессиональному росту.
Слайд 9Основные направления реализации Концепции
Слайд 10Общие направления
Разделить и детализировать требования к предметным результатам обучения по учебным
предметам "Русский язык" и "Литература«;
привести содержание примерных рабочих программ по литературе в соответствие с возрастными особенностями и интересами обучающихся (в том числе для профильного обучения).
Слайд 11Необходимо создание:
учебников нового поколения, предполагающих приоритетное развитие самостоятельной творческой работы обучающихся;
хрестоматий,
расширенных за счет дополнительного (вариативного) материала и включающих, кроме текстов художественных произведений, комментарии, вопросы и задания;
Слайд 12Необходимо создание:
современных словарей разных типов, прошедших обязательную профессиональную экспертизу;
объединение усилий образовательных
организаций, средств массовой информации, музеев, библиотек, театров, книгоиздателей, направленных на поддержку чтения.
Слайд 13Освоение учебного предмета «Русский язык»должно предусматривать:
усвоение необходимых знаний о языке как
знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, функционировании и развитии;
овладение всеми видами речевой деятельности (слушание, чтение, говорение, письмо), умение правильно использовать речевые навыки во всех сферах общения;
формирование нормативной грамотности устной и письменной речи;
формирование межпредметных связей русского языка с другими учебными предметами (иностранными языками, литературой и др.);
Слайд 14Освоение учебного предмета «Русский язык»должно предусматривать:
использование текстов разных функциональных типов (художественных,
нехудожественных);
состав используемых текстов должен формироваться с учетом возрастных, тендерных и этнокультурных особенностей восприятия обучающихся;
использование информационно-коммуникационных инструментов и ресурсов (включая печатные и электронные словари, переводчики, программы орфографического контроля, поисковые системы, системы распознавания текста и устного ввода).
Слайд 15Русский язык
Требуется разработка методик преподавания русского языка и других учебных предметов
в условиях многоязычия.
Государственная итоговая аттестация по учебному предмету должна включать оценку уровня владения не только письменной, но и устной речью.
Слайд 16Литература
усилить компонент, направленный на формирование читательских компетенций, а также способности осмысленно
воспринимать художественный текст;
учитывать возрастные и этнокультурные особенности обучающихся при формировании списка изучаемых произведений;
определить оптимальное соотношение объема учебного материала и учебного времени, предусмотренного основной образовательной программой на изучение учебного предмета.
Слайд 17Подготовка кадров
совершенствовать систему подготовки и дополнительного профессионального образования в части формирования
компетенций, необходимых для преподавания в многоязычной среде;
разработать механизмы комплексного совершенствования профессиональных компетенций педагогических работников (в том числе в дистанционном формате с использованием ИКТ);
Слайд 18Подготовка кадров
совершенствовать систему оценки качества работы учителей русского языка и литературы,
в том числе аттестацию;
устранить избыточные параметры контроля над перспективным планированием работы учителя русского языка и литературы;
развивать электронные образовательные среды
Слайд 19ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ
по реализации Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской
Федерации,
утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г.
№ 637-р
УТВЕРЖДАЮ
первый заместитель
Министра образования и науки
Российской Федерации
____________________Н.В. Третьяк
«___» августа 2016 г. № НТ -______