Слайд 1Концепция филологического образования
как фактор повышения качества изучения русского языка и
литературы в современной школе
Слайд 2Общероссийская общественная организация «Ассоциация учителей литературы и русского языка» (ОО «АССУЛ»)
Слайд 3II Всероссийский съезд учителей
литературы и русского языка
3-5 ноября 2014 года
г. Ульяновск
Слайд 4Преамбула
Концепция описывает:
методологические подходы к изучению русского языка и литературы в школе,
устанавливает требования к содержанию и объему филологического образования школьников на этапах основного общего и среднего общего образования, включая перечень обязательных для изучения дидактических единиц (авторов и их произведений, разделов науки о языке, понятий и терминов и т.д.),
обеспечивает преемственность этапов филологического образования,
предлагает способы решения ряда спорных вопросов организации обучения.
Слайд 5Научные основы филологического образования
(русский язык и литература)
Филология – комплекс наук,
обращенных к словесному высказыванию (тексту), к словесно-художественному творчеству (произведению).
Филологическое образование предполагает не только практическое освоение учащимися коммуникативных возможностей слова и теоретическое постижение, но и духовное, эстетическое приобщение к национальной картине мира.
Русский язык и литература как учебные предметы составляют ядро школьного гуманитарного образования: они формируют языковую личность, приобщают учеников к красоте и богатству художественного слова, помогают овладеть всеми возможностями родного языка и потенциалом словесного искусства для дальнейшего саморазвития и самореализации.
Слайд 6Д.С. Лихачёв – писатель, публицист, литературный критик
«Филология
лежит в основе не
только науки,
но и всей человеческой культуры»
Слайд 7Основополагающие качества полноценного изучения русского языка и литературы
Научность
Историзм
Герменевтический подход - понимание
явлений языка и литературы, активизация интеллектуального и духовного опыта в ходе интерпретации, учет ценностей и свободного выбора личности в процессе творческого овладения предметом.
Антропологический подход - осмысление роли носителей языка, понимание значимости индивидуально-личностных качеств носителей языка, роли учёных-филологов, писателей, критиков и других участников литературного процесса, осознание их вклада в сокровищницу русской и мировой культуры; внимание к высоким образцам человеческого служения Отечеству, творчеству и свободе, истине и справедливости.
Слайд 8
Русский язык как учебный предмет
Цели изучения:
включение учащегося как языковой личности в
культурно-языковое поле нации, общечеловеческой культуры;
воспитание уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, языку межнационального общения народов России;
формирование личности, владеющей русским литературным языком как средством общения во всей полноте его функциональных возможностей, сохранение нормативной речевой среды и культуры, утверждение в обществе представлений о ценности образцовой речи;
формирование знаний о русском языке как системе, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения
Слайд 9Русский язык как учебный предмет
Задачи:
сформировать ценностное отношение к языку как хранителю
культуры, научить осмысливать русский язык как феномен русской культуры;
сформировать интерес к истории русского языка и чувство гордости за русский язык (как родной и как государственный);
приобщить к основам культуры устной и письменной речи; обеспечить базовые умения и навыки использования языка в различных сферах и ситуациях общения;
передать знания о языке как знаковой системе в его устройстве, развитии и функционировании;
научить использовать приобретённые знания для свободного владения русским литературным языком, нормами устной и письменной речи
Слайд 10Приоритетные подходы к изучению русского языка:
структурно-грамматический,
структурно-семантический,
антропоцентрический,
системно-деятельностный,
компетентностный,
текстоориентированный,
лингвокультурологический
Для
полноценного освоения содержания предмета «Русский язык» необходимо
не менее 850 учебных часов в основной школе (5-9 классы) и
не менее 136 учебных часов в старшей школе (10-11 классы по 2 часа в неделю).
Слайд 12
Литература как учебный предмет
Цели изучения:
воспитание грамотного, эстетически развитого, заинтересованного читателя, способного
к полноценному осмыслению произведений художественной словесности;
развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе высоких духовно-нравственных идеалов, воплощенных в отечественной и зарубежной художественной литературе;
целенаправленное и системное приобщение молодого поколения к наследию отечественной и зарубежной классической литературы и лучшим образцам современной литературы.
Слайд 13
Литература как учебный предмет
Задачи изучения:
сформировать уважение к отечественной классической литературе как
уникальному социокультурному и эстетическому феномену, одному из высочайших достижений национальной культуры;
способствовать формированию у школьников системы знаний о литературе как искусстве слова;
развивать способность ученика личностно осмысливать литературное произведение, воспринимать его в историко-культурном контексте, выстраивать сопоставления с произведениями других видов искусства;
развивать интеллектуальные и творческие способности, образное и логическое мышление, эмоциональную отзывчивость, эстетический вкус учащихся в процессе взаимодействия с искусством слова;
совершенствовать речь учащихся;
воспитывать потребность в чтении.
Слайд 14Требования к содержательной части образовательных программ по литературе
В программе обучения
должны быть представлены все этапы развития отечественной словесности: фольклор, древнерусская литература, литература XVIII, XIX, XX, XXI веков.
Программа должна содержать также образцы литературы и фольклора народов России, зарубежного фольклора, произведений зарубежной классической литературы.
В содержании образования должны преобладать произведения классической литературы.
Программа может включать произведения современных писателей (отбор материала должен осуществляться на основе широкого общественного обсуждения, с учетом опыта методического освоения этих произведений).
Основной способ предъявления произведения в школе – чтение его полного текста.
Слайд 15Требования к содержательной части образовательных программ по литературе
Недопустимость тенденциозной идеологизации
содержания литературного произведения.
Фундаментальное ядро концепции определяет 70% учебного времени, при этом 30% остается в распоряжении учителя и являет собой ту необходимую свободу выбора, в которой, безусловно, нуждаются все субъекты образовательного процесса.
В Приложении 2 представлено обязательное содержание литературного образования в двух перечнях:
перечень произведений, обязательных для изучения в 5-11 классах;
перечень литературоведческих терминов и понятий.
Для полноценного освоения содержания предмета «Литература» необходимо следующее количество учебных часов в неделю:
5-7 классы – по 3 часа;
8-11 – по 4 часа.
Слайд 16А.В. Фёдоров – руководитель рабочей группы по созданию Концепции
об обязательном
перечне литературы:
«Мы не формируем перечень... Перечень – «золотой фонд литературной классики» – уже сформирован.
Он есть, он существует объективно, он сложился под влиянием многих факторов. И наша миссия – сохранить его, защитить».
Слайд 17В.Ю. Троицкий - литературовед
«К классическим относят произведения, признанные совершенными, самобытными и
значимыми в духовном, художественно-эстетическом, идейно-нравственном и философском смысле. Классическое произведение отличается безусловной значимостью передаваемого в нем умственного, чувственного опыта и высокой степенью духовности. Оно несет в себе максимальное количество смысла».
Слайд 18Программа реализации Концепции
и меры государственной поддержки филологического образования
Проведение серии семинаров
с участием ведущих ученых–методистов с целью обсуждения и выявления общеметодологических позиций, которые бы определили стратегии и механизмы развития школьного литературного и языкового образования.
Разработка учебно-методических материалов.
Разработка Государственной программы поддержки филологического образования в РФ.
Создание национальной системы оценки качества чтения.
Государственная поддержка мероприятий, направленных на развитие культуры чтения и письма, повышение статуса читающего и пишущего человека, (всеобщий диктант, олимпиады всех уровней, литературные праздники и т.д.).
Введение обязательного курса «Культура чтения» (по аналогии с курсом «Культура речи») в базовую часть образовательного стандарта по всем направлениям подготовки ВПО.
Слайд 19В.В. Путин – президент
Российской Федерации
Русский язык и литература «играют огромную,
поистине определяющую роль в воспитании таких важнейших личностных качеств, как патриотизм и гражданственность, уважение к нашему многонациональному Отечеству, его истории, традициям, богатейшему культурному наследию».
И.В.