Слайд 2Константин (Кирилл) Симонов родился 15 ноября 1915 в Петрограде. Своего отца
увидеть ему так и не пришлось. М.А. Симонов командовал 12 Великолуцким пехотным полком, с июля 1915 по октябрь 1917 года был начальником штаба 43 армейского корпуса. После революции генерал эмигрировал в Польшу, откуда матери Кирилла – Александре Леонидовне (урождённой княжне Оболенской) – в начале 1920-х годов приходили от него письма. Отец звал супругу и сына к себе, но Александра Леонидовна эмигрировать не захотела. К тому времени в её жизни уже появился другой мужчина – Александр Григорьевич Иванишев, бывший полковник царской армии, преподаватель военного училища. Он усыновил и воспитал Кирилла. Детские годы будущего писателя прошли в Рязани и Саратове. Воспитывался он отчимом, к которому на всю жизнь сохранил искреннюю привязанность и добрые чувства
Слайд 3Детство Константина прошло в военных городках и командирских общежитиях. Семья была
небогатой, поэтому мальчику пришлось после окончания семи классов пойти в фабрично-заводское училище (ФЗУ) и работать токарем по металлу сначала в Саратове, а потом в Москве, куда семья переехала в 1931. Так он зарабатывал рабочий стаж и продолжал работать ещё два года после того, как поступил в Литературный институт им. А. М. Горького.
Детство
Слайд 4В 1938 году Константин Симонов закончил Литературный институт. К этому времени
он уже подготовил несколько больших произведений — в 1936 в журналах «Молодая гвардия» и «Октябрь» были напечатаны первые стихи Симонова.
В том же 1938 Симонов был принят в Союз писателей СССР, поступил в аспирантуру ИФЛИ (Института истории, философии, литературы), опубликовал поэму «Павел Черный».
Слайд 5Война для Симонова началась не как для большинства наших граждан в
июне 41-го, а в 39 году, во время боев на реке Халхин-Гол. Тогда главный редактор газеты «Героическая красноармейская», выходившей в Монголии, Давид Ортенберг, запросил в главном Политуправлении Красной Армии поэта, чтобы разнообразить выпускаемый материал. Ортенберг ожидал человека, более солидного по поэтическому багажу, а получил совсем молодого Симонова. Впрочем, в скором времени редактор убедился в высоком мастерстве поэта.
Слайд 6Непосредственно перед Отечественной войной Симонов дважды учился на курсах военных корреспондентов
при Военной академии имени М.В. Фрунзе (1939-1940) и Военно-политической академии (1940-1941). Получил воинское звание интенданта второго ранга. Странное звание для военного журналиста, но по тогдашней классификации работники газет толком не подходили ни к одной военной категории, поэтому высшее руководство сочло, что интендантские звания будут уместны. Позднее военкоры получили «комиссарские» звания политсостава РККА и в 1942 году Симонов получает звание «старший батальонный комиссар» .
Слайд 7Во время войны Симонов в основном сотрудничал с газетой «Красная Звезда»,
где судьба снова свела его со своим прежним начальником Д. Ортенбергом, который занимал ту же должность главного редактора. Как корреспондент К. Симонов мог передвигаться в прифронтовой зоне со свободой, фантастической даже для генерала. Иногда на своем автомобиле он ускользал буквально из клещей окружений, оставаясь чуть ли не единственным уцелевшим очевидцем гибели целого полка или дивизии. Такие моменты подробно описаны в книге его дневниковых воспоминаний «Разные дни войны». Во время поездок, в которых он освещал жизнь и судьбу воюющих людей, их нравы и быт, Симонов находил время для писательской работы. Именно во время войны были созданы такие потрясающие по художественной силе произведения как «Жди меня», посвященное жене – Валентине Серовой, «Ты помнишь, Алеша», «Открытое письмо женщине» , «Горят города по пути этих полчищ», «Убей его!»и множество другой прекрасной и гневной лирики. В своих произведениях Симонов ограничивает не только стихотворной формой, так, например, пьеса «Парень из нашего города» также была очень хорошо принята, а в поставленном по ней кинофильме сыграл известнейший актер – Николай Крючков.
Слайд 8Об эффекте, производимом симоновскими стихотворениями, правдиво говорит писатель Михаил Алексеев: «Мне,
политруку миномётной роты, в самые тяжёлые дни Сталинградской битвы не нужно было без конца заклинать своих бойцов: »Ни шагу назад!». Мне достаточно было прочесть стихотворение Симонова «Убей его!» — стихотворение, появившееся как раз в ту пору. Свидетельствую: оно потрясло наши солдатские души. В очерках К. Симонова, как правило, находит отражение то, что он видел своими глазами, что сам пережил, или судьба другого конкретного человека, с которым свела автора война. В его очерках всегда присутствует повествовательный сюжет, и зачастую очерки его напоминают новеллу. В них можно найти психологический портрет героя – обыкновенного солдата или офицера переднего края; обязательно отражены жизненные обстоятельства, сформировавшие характер этого человека; подробно описывается бой и, собственно, подвиг. С большой теплотой и правдивостью писатель рассказывает о встреченных им людях – солдатах и командирах, верных воинской чести и долгу перед Родиной. Впоследствии многие из этих людей стали прототипами литературных персонажей симоновской прозы. Так, полковник Кутепов стал на страницах романа «Живые и мертвые» комбригом Серпилиным, корпусный комиссар Николаев – дивизионным комиссаром Пантелеевым в повести «Так называемая личная жизнь»
Слайд 9Во время боёв в Крыму Константин Симонов находился непосредственно в цепях
контратакующих пехотинцев, ходил с разведгруппой за линию фронта, участвовал в боевом походе подводной лодки, минировавшей румынский порт. Приходилось ему бывать и среди защитников Одессы, Сталинграда, у югославских партизан, в передовых частях: во время Курской битвы, Белорусской операции, в завершающих операциях по освобождению Польши, Чехословакии, и Югославии. Симонов присутствовал на первом процессе военных преступников в Харькове, был и в только что освобожденном, невообразимо страшном Освенциме и во многих других местах, где происходили решающие события. В 1945 году Симонов стал свидетелем последних боёв за Берлин. Он присутствовал при подписании гитлеровской капитуляции в Карлсхорсте. Награждён четырьмя боевыми орденами.
Слайд 10Стоит отдельно остановиться на стихотворении «Жди меня» - самом общем стихотворении
Симонова, настолько всеохватном, что в одном лирическом стихотворении поэт сумел передать особенности времени, сумел угадать самое главное, самое нужное людям, и тем самым помочь миллионам своих соотечественников в трудную пору войны. Обращаясь в мыслях к единственному адресату своей любовной лирики – актрисе Валентине Серовой, поэт выразил то, что было в эту минуту для него важнее и желаннее всего. И только поэтому, именно поэтому стихи, написанные одним человеком и обращённые к одной единственной женщине на свете, стали всеобщими, необходимыми миллионам людей в самое тяжёлое для них время. Вскоре строчки полюбившегося стихотворения стали расходиться в рукописных копиях, заучиваться наизусть. Солдаты посылали их в письмах к любимым, заклиная разлуку и близкую смерть, прославляя великую силу любви.
Валентина Серова,
кадр из фильма «Жди меня», 1943
1944 год. Иллюстрированная односторонняя почтовая карточка полевой почты СССР с подписью к рисунку «Жди меня и я вернусь!…»
Слайд 11По окончании войны в течение трёх лет К.М. Симонов находился в
многочисленных зарубежных командировках: в Японии (1945-1946), США, Китае. В 1946-1950 годах он занимает пост редактора одного из ведущих литературных журналов «Новый Мир». В 1950-1954 годах - редактор «Литературной газеты». С 1946 по 1959 годы, а затем с 1967—по 1979 год — секретарь Союза писателей СССР. За период с 1942 по 1950 годы К.Симонов получает шесть Сталинских премий – за пьесы «Парень из нашего города», «Русские люди», «Русский вопрос», «Чужая тень», роман «Дни и ночи» и сборник стихов «Друзья и враги». К очевидным заслугам стоит отнести и возвращение читателю романов Ильфа и Петрова, выход в свет булгаковского «Мастера и Маргариты» (1966 год, в сокращённом журнальном варианте) и хэмингуэевского «По ком звонит колокол», защита Л.О. Брик, которую высокопоставленные «историки литературы» решили вычеркнуть из биографии Маяковского, первый полный перевод пьес А.Миллера и Юджина О’Нила, выход в свет первой повести В. Кондратьева «Сашка» — вот далеко не полный перечень заслуг К.Симонова перед советской литературой
Слайд 12 В послевоенном творчестве писателя едва ли не самое главное место занимает
роман-эпопея «Живые и мертвые». В 1955 году, ещё в Москве, Константин Михайлович Симонов приступает к работе над романом, но разного рода неудачи помешали писателю полностью отдаться творчеству. В 1961 году Симонов привозит в Москву из Ташкента уже законченный роман. Он стал первой частью большого правдивого произведения о Великой Отечественной войне. Автором были найдены герои, с которыми читатель пройдет путь от первых дней отступления до разгрома немецкой армии под Москвой. В 1965 году Симонов закончил свою новую книгу «Солдатами не рождаются», которая является новой встречей с героями романа «Живые и мёртвые». Сталинград, неприукрашенная правда жизни и войны на новом этапе - одолении науки побеждать. В дальнейшем писатель предполагал довести своих героев до 1945 года, до конца войны, но в процессе работы стало очевидно, что действие трилогии завершится в тех местах, где оно и начиналось. Белоруссия 1944 года, наступательная операция «Багратион» - эти события легли в основу третьей книги, которую Симонов назвал «Последнее лето». Все три произведения объединены автором в трилогию под общим названием «Живые и мёртвые».
В 1974 году за трилогию «Живые и мёртвые» Симонов был удостоен Ленинской премии и звания Героя Социалистического Труда. Первые два тома экранизированы
Слайд 13 Большую документальную ценность имеют мемуары Симонова «Разные
дни войны» и последняя его книга — «Глазами человека моего поколения. Размышления о Сталине».
В книге «Глазами человека моего поколения» К.М. Симонов отчасти пересматривает свои прежние взгляды, но вовсе не отрекается от них. Совершая кропотливую работу над неизбежными ошибками и заблуждениями своего поколения, писатель не опускается до бездоказательного шельмования исторического прошлого своей страны. Напротив, предлагает потомкам прислушаться к фактам, дабы не повторить прежних ошибок. Скончался Константин Михайлович Симонов 28 августа 1979 года в Москве. Согласно завещанию, прах К.М. Симонова был развеян над Буйничским полем под Могилёвом, где в 1941 году ему удалось выйти из окружения.