Слайд 1 «О скверном и святом»
Классный проект
для учащихся 9-11 классов
Слайд 2Цель проекта:
Привить любовь к родному языку
Поговорить о культуре речи
Повысить качество родного
языка, уровень воспитанности и интеллекта.
Слайд 3«Нам не дано предугадать,
Как наше слово отзовется»
Серьезная проблема
сегодняшнего дня – неправильная речь- очень наболевшая тема… Она волнует всех, кто хочет сберечь наш богатый и прекрасный язык от порчи.
Слайд 4«Словом можно убить,
Словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести!»
В.
Шефнер.
Слайд 5Слово – это…
Слово – это не просто набор звуков ( или
букв), закрепленное за тем или иным действием или предметом.
Слово – уникальное явление нашей жизни.
Слайд 6
Слово обладает огромной силой.
Слово может
Творить, может
Утешить, Вдохновить, Исцелить…
Ранить, Разрушить, и …Убить.
Все это подвластно Слову.
Слайд 7Соотечественник, вдумайся!
-Наш современный язык засорен бранными словами. Мат, ругань, ненормативная лексика,
еще недавно не допустимые в общественных местах, в публичных выступлениях , сегодня слышны в чиновничьих кабинетах, в школах, сыплются в залах заседания Госдумы!
Лингвисты, филологи многих городов Росси озабочены судьбой родной речи и считают, что пути искоренения ненормативной лексики лежат в разъяснительной, просветительной работе, в развитии культуры речи и в росте общей культуры.
-Ученые из Российской академии наук своими исследованиями подтверждают разрушительную силу бранного слова. Бранные слова «взрываются» в генетическом аппарате человека. В результате происходят мутации, которые с каждым поколением ведут к вырождению.
Слайд 8Японский ученый Эмото Масару
утверждает:
«Человек состоит на 80% из воды».
« Вода способна
передавать информацию,
« запоминать» слова и мысли, включать механизм исцеления в человеческом организме.
Вода слышит и понимает человеческую речь».
А также, она может видоизменяться под
воздействием слов, меняя свои вкусовые качества.
Слайд 9-Как выяснил японский ученый, доктор Масару, на которого ссылаются защитники чистоты
языка, исследования показали, что есть слова, «содержащие зло», бранные нецензурные, которые разрушают даже структуру воды. И наоборот, слова добрые, гуманные способны восстановить разрушенное.
Спасибо Ты дурак
-Молекулы наследственности получат и акустическую, и световую информацию: молчаливое чтение доходит до клеточного ядра по электромагнитным каналам. Один текст оздоравливает наследственность, другой травмирует.
-Молитвы пробуждают резервы организма, проклятие разрушает волновые программы, а значит, нарушает нормальное развитие.
Вдумайтесь в прочитанное!
Слайд 10Эмото Масару убежден:
Мы можем исцелить самих себя и планету.
Надо лишь
относиться друг к другу с любовью и добротой.
Слайд 11Я. Козловский
« … И проклинают, и
клянутся словом,
напутствуют,
и славят, и чернят...»
Слайд 12Пословицы русского народа
1. « Дал слово – держи. Обещал -выполни»;
2. « Слово и дело – неразделимы»;
3. « Нужно быть экономным на слова, но
щедрым на дела»;
4. « Пустословие не украшает человека».
Слайд 13Поговорка русского народа
« Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь»
Слайд 14Надо всегда помнить о том, что
« Язык – оружие очень
опасное».
Оскорбить, осмеять, нагрубить - легко.
А надо ли?
Слайд 15В народе говорят:
« Доброе слово и кошке
приятно»
Слайд 16 «О скверном и святом»
« Толковый словарь» С.И. Ожегова
Скверное
( скверный) – гадкий, недостойный, плохой.
Святое ( святой) - проникнутый высокими чувствами, возвышенный,
идеальный.
Слайд 17Скверное и святое
Сочетание не сочетаемых слов.
Взаимоисключающие друг друга слова
Слайд 18Взаимоисключающие слова
Война и мир;
Дети и война;
Любовь и ненависть;
Рай и ад
Слайд 20
Когда вы слышите нецензурную брань
на улице и т.д., как
вы себя чувствуете?
- безразлично ( вы уже к этому привыкли);
- вам « режет» ухо;
- или другое.
Слайд 21
Где вы свободно, не стесняясь выражений можете высказаться?
Где еще, кроме улицы,
вы слышите
нецензурную брань?
Слайд 23Анатолий Лысов « Дикарь»
Я видел нынче дикаря
Сказать лишь можно,
И говорил с ним даже, что с лица
Но, откровенно говоря, И не дикарь он вовсе:
О нем всего не скажешь. Не носит он в носу
кольца
Монет в ушах не носит.
Слайд 24 Его одежду описать
Вы догадались: речь идет
Словами можно тоже: Опять про мат и матик,
Он по одежке, так сказать, Про речь, которую ведет
На всех на нас похожий. Подобный « мате – матик».
Но передать его язык Пусть лексикон дикарский
Поэт не правомочен: пуст, -
В таком бы случае мой стих Зато как речь цветиста:
Был сплошь из многоточий. Что шаг, то мат слетает
с уст
Такого « шаг – матиста».
Слайд 25 Дикарь на площади. Он рад А
надо, что ни говори,
стать мастером особым, Пресечь их брань в начале-
Чтоб сделать трехэтажный мат Пресечь покуда дикари
Скабрезным небоскребом. Совсем не одичали! Сказать
И дикарей вокруг щадят,
Обходят стороною,
Как будто речь на площадях
Должна стать площадною.
Слайд 26Скабрезный - это
В « Словаре иностранных слов»
сказано:
« Скабрезный»
– неприличный,
непристойный, нецензурный, матерный, скверный.
Слайд 27Задание 2
Можно ли нецензурно выражаться?
- если - да, то
почему?
- если - нет, то почему?
Слайд 28Эдуард Асадов
«О скверном и святом»
Слайд 29Какие слова с точки зрения автора относятся к понятиям «самое святое»
и «сквернейшее»?
МАТЬ МАТ
Кощунственная брань
Площадная брань
Сквернейшее слово
Непристойные слова
Слайд 30В связи с разразившейся в г. Ангарске и Иркутской области эпидемией
сквернословия просим всех граждан соблюдать предельную осторожность.
Признаки больного сквернословием:
На вид хорошо одетый человек, при общении с себе подобными употребляет вирусные слова, сам того не замечая.
Симптомы заражения:
Невезение в работе;
Отвергнутая любовь;
Травмы, несчастные случаи;
Скверное настроение;
Ощущение роковой судьбы.
Необходимая помощь при выявлении заболевшего сквернословием:
Надо подойти к зараженному сквернословием, взять его за руку и нежно посмотреть ему в глаза (если это ребенок – погладить его по голове);
Если уши больного сквернословием свободны, постараться произнести в них самые прекрасные слова, пришедшие на память или воспользоваться словарным запасом находящимся рядом людей;
Всем гражданам во время эпидемии сквернословия рекомендуется иметь при себе карамель (отечественного производства)) и в случае выявления у себя первых признаков сквернословия, заполнять уста карамелью;
Если симптомы ярко выражены, но больной позволяет оказать ему помощь, тогда заклеить уста сквернослова бактерицидным пластырем;
Если по глазам или жестам вы поймете, что сквернослов сам может справиться с заболеванием, улыбнитесь ему и пожелайте удачи.
Слайд 31
Это, конечно, шутливые предостережения. Но в них есть
доля правды. Наш разговор подходит к концу и в конце своего проекта мы обращаемся ко всем:
Попробовать выпустить листовку с призывом: «Не убивайте бранным словом!»
Ангарчанин!
Только Ты и Твои друзья сможете сделать так, чтобы жители нашего города не слышали в школах, на улицах, в магазинах, в транспорте непристойные, грязные, грубые слова.
Ты же знаешь, что жизнь – бумеранг. Наши мысли, слова, поступки рано или поздно возвращаются к нам с удивительной точностью.
Только Ты и Твои друзья сможете сделать так, чтобы дети вместо скверной брани, слышали вежливые и добрые слова.
Ты же знаешь, что нецензурное слово разрушает наши хромосомы, лишает нас будущего.
Только Ты и Твои друзья сможете сделать так, чтобы Россия начала избавляться от застарелой, опасной болезни – сквернословия.
Будущее в твоих руках!
Мы верим в твою помощь!
Мы надеемся на тебя!
Слайд 33
«Мы не можем позволить слову отозваться крахом, гибелью, вырождением.
Пусть оно дарит
жизнь, веру, будущее.
Иначе нельзя.
И кто, если не мы…
Ведь слово, данное Богом, призвано изменить мир к лучшему.»
Ф.И. Тютчев
Слайд 40Работа выполнена на основе информационных технологий в работе классного руководителя Байтрак
Светланы Тимофеевны МОУ «ОСОШ №7»
Состав проектной группы: Мазуренко Ульяна,
Пейпан Анна,
Гребенкина Елизавета
Председатель родительского комитета: Смирнова Марина
Владимировна