Презентация, доклад Кирилл и Мефодий. История письменности

Содержание

Константин ( Кирилл) и Мефодий, славянские просветители, создатели славянской азбуки, проповедники христианства, первые переводчики богослужебных книг с греческого на славянский язык. Константин и его старший брат Мефодий родились в г. Солуни в семье военачальника.

Слайд 1КИРИЛЛ И МЕФОДИЙ. История письменности
Учитель русского языка и литературы

МОУ «Мало-Шелемишевская СОШ»
Турмышова Ольга Анатольевна
КИРИЛЛ И МЕФОДИЙ. История письменности   Учитель русского языка и литературы   МОУ  «Мало-Шелемишевская

Слайд 2 Константин ( Кирилл) и Мефодий, славянские просветители, создатели славянской

азбуки, проповедники христианства, первые переводчики богослужебных книг с греческого на славянский язык. Константин и его старший брат Мефодий родились в г. Солуни в семье военачальника.
Мать была гречанкой, а отец – болгарином, поэтому с детства у них было два родных языка – греческий и славянский. Характеры братьев были очень схожи. Оба много читали, любили учиться.
Константин ( Кирилл) и Мефодий, славянские просветители, создатели славянской азбуки, проповедники христианства, первые переводчики богослужебных

Слайд 3 Мефодий рано поступил на военную службу. 10 лет был

управителем одной из населённых славянами областей. Принял монашеский постриг, отказавшись от сана архиепископа, стал игуменом монастыря. В Моравии его на два с половиной года заточили в темницу, в лютый мороз возили волоком по снегу. Просветитель не отрекся от служения славянам. Занимался переводом Библии на славянский язык.

.

Мефодий рано поступил  на военную службу. 10 лет был управителем одной из населённых славянами областей.

Слайд 4Для Константина знания, книги стали смыслом всей жизни. Он получил блестящее

образование при императорском дворе в столице Византиии – Константинополе. Быстро изучил грамматику, арифметику, геометрию, астрономию, музыку, знал 22 языка. Интерес к наукам, упорство в учении, трудолюбие – всё это сделало его одним из самых образованных людей Византии. Не случайно его за великую мудрость прозвали Философом.
Для Константина знания, книги стали смыслом всей жизни. Он получил блестящее образование при императорском дворе в столице

Слайд 5 В 863-866 годах братья были посланы в Великую

Моравию, чтобы изложить христианское учение на понятном славянам языке. Великие учители перевели книги Священного писания, положив в основу восточно-болгарские диалекты, и создали особую азбуку – глаголицу - для своих текстов.
Их деятельность имела общеславянское значение, оказала влияние на формирование многих славянских литературных языков.
В 863-866 годах братья были посланы в Великую Моравию, чтобы изложить христианское учение на

Слайд 6 Всю свою жизнь братья посвятили служению славянам. Они не придавали

особого значения ни богатству, ни почестям, ни славе, ни карьере.
Младший, Константин, много читал, размышлял, писал проповеди, а старший, Мефодий, был больше организатором. Константин переводил с греческого и латинского на славянский, писал, создав азбуку, по-славянски, Мефодий – «издавал» книги, руководил школой учеников.

Константину не суждено было вернуться на Родину. Когда они приехали в Рим, он тяжело заболел, принял постриг, получил имя Кирилл и через несколько часов скончался. С этим именем он и остался жить в светлой памяти потомков. Похоронен в Риме.

Всю свою жизнь братья посвятили служению славянам. Они не придавали особого значения ни богатству, ни почестям,

Слайд 7 В IX – X веках на родине Кирилла и Мефодия

стали зарождаться первые традиции прославления и почитания создателей славянской письменности, а в середине XIV века официально их причислили к святым.
В России память славян-просветителей праздновалась уже в XI веке, здесь никогда их не считали еретиками. Но всё же это больше интересовало только учёных. Широкие празднества славянского слова начались в России в начале 60-х годов прошлого века.
В IX – X веках на родине Кирилла и Мефодия стали зарождаться первые традиции прославления и

Слайд 8В колокола трезвонил Рим,
Поплыли бронзовые звуки.
Детей славянских перед ним,
Читавших медленно: аз,

буки,
Видение вставало зримо,
И чудо тонких строчек плыло…
И мудрый сеятель изрёк:
«Взошли на ниве семена
И стала полем целина,
Рукой засеянная щедрой».

Лилиана Стефанова.
Пер. Ирины Пановой

Памятник святым равноапостольным братьям Кириллу и Мефодию в Севастополе

В колокола трезвонил Рим,Поплыли бронзовые звуки.Детей славянских перед ним,Читавших медленно: аз, буки,Видение вставало зримо,И чудо тонких строчек

Слайд 9В праздник славянской письменности 24 мая 1992 года в Москве на

Славянской площади состоялось торжественное открытие памятника святым Кириллу и Мефодию работы скульптора Клыкова Вячеслава Михайловича.

Москва. Славянская площадь.

В праздник славянской письменности 24 мая 1992 года в Москве на Славянской площади состоялось торжественное открытие памятника

Слайд 10 Самый большой в России памятник Кириллу и Мефодию был освящен

и торжественно открыт 23 мая 2004 года в Самаре. Автор композиции — скульптор, президент Международного фонда славянской письменности и культуры Вячеслав Клыков. Композиция монумента не повторяет ни один из существующих в мире памятников этим святым .
Самый большой в России памятник Кириллу и Мефодию был освящен и торжественно открыт 23 мая 2004

Слайд 11 На территории Киево-Печёрской лавры, близ Дальних пещер, установили памятник создателям

славянской азбуки Кириллу и Мефодию
На территории Киево-Печёрской лавры, близ Дальних пещер, установили памятник создателям славянской азбуки Кириллу и Мефодию

Слайд 12  Праздник в честь Кирилла и Мефодия — государственный праздник в

России (с 1991 года), Болгарии, Чехии, Словакии и Республике Македонии. В России, Болгарии и Республике Македонии праздник отмечается 24 мая; в России и Болгарии он носит имя День славянской культуры и письменности, в Македонии — День Святых Кирилла и Мефодия. В Чехии и Словакии праздник отмечается
5 июля.
  Праздник в честь Кирилла и Мефодия — государственный праздник в России (с 1991 года), Болгарии, Чехии,

Слайд 13 История письменности
Письменность – величайшее достижение человека.

История возникновения письма уходит своими корнями в древность.
У разных народов – разное количество букв. Так, например, в русском – 33, в армянском – 39, в камбоджийском -72, а в алфавите племени Отока –11букв.
Сегодня в мире около 5000 разных языков и диалектов, но не все имеют письменное закрепление.

История письменностиПисьменность – величайшее достижение человека. История возникновения письма уходит своими корнями

Слайд 14Виды письма
История повествует
о четырех видах
письма:
а)

пиктографическом;
б) идеографическом;
в) слоговом;
г) буквенно-слоговом
Виды письма История повествует о  четырех видах письма: а) пиктографическом; б) идеографическом; в) слоговом; г) буквенно-слоговом

Слайд 15Пиктографическое или картинное письмо появилось в доисторические времена. Многие рисунки, дошедшие

до нас, ещё не разгаданы.
Примерами современного использования пиктографии могут служить дорожные знаки для водителей и пешеходов.

Пиктографическое письмо

Пиктографическое или картинное письмо появилось в доисторические времена. Многие рисунки, дошедшие до нас, ещё не разгаданы. Примерами

Слайд 16Идеографическое письмо
На смену пиктографии пришло

идеографическое письмо
(одним знаком обозначалось целое
понятие). Предметы изображали
знаками-символами.
Рисунки служили
средством
напоминания,
но не было
письма в
прямом смысле
Идеографическое письмо    На смену пиктографии пришло    идеографическое  письмо

Слайд 17 Слоговое письмо
Позднее в Египте, Индии и Японии

появилось слоговое письмо (системный знак слог). Оно применялось наряду с китайскими иероглифами. Слоговое письмо было громоздким, так как в нем смешивались словесные и слоговые знаки.
Слоговое письмо Позднее в Египте, Индии и Японии появилось слоговое письмо (системный знак слог).

Слайд 18 Буквенно – слоговое письмо

Фонетическое письмо стало основой для
письменности многих народов.

Буквенно-слоговое (фонетическое письмо) относится ко второму тысячелетию до н. э. Это письмо отражает фонетический состав языка.

Буквенно – слоговое письмо      Фонетическое письмо

Слайд 19 Появление письменности на Руси
В Древнерусском государстве письменность появилась

в IХ веке на основе византийской системы письма. Авторами славянского шрифта были монахи Кирилл и Мефодий.
Славянская письменность имела не одну, а две азбуки: кириллицу и глаголицу.
Появление письменности  на Руси В Древнерусском государстве письменность появилась в IХ веке на основе

Слайд 20Глаголица – одна из первых славянских азбук. Предполагается, что её создал

св. Константин ( Кирилл) Философ для записи церковных текстов на славянском языке
Глаголица – одна из первых славянских азбук. Предполагается, что её создал св. Константин ( Кирилл) Философ для

Слайд 21 Кириллица
Старославянская азбука была составлена

по просьбе моравских князей. Она так и называется - кириллица. Это славянская азбука, в ней 43 буквы (19 гласных). Каждая имеет своё название, похожее на обычные слова: А - аз, Б – буки, В - веди, Г – глаголь, Д – добро, Ж – живете, З - земля и так далее. На Руси кириллица получила распространение после принятия христианства (988г.) Эта азбука положена в основу нашего алфавита.
Кириллица Старославянская азбука была составлена по просьбе моравских князей. Она так

Слайд 22 «Откуда есть пошла книга русская»
"От тьмы к свету приближаясь,
очи и сердце

просвещаем."

(Слова из
древнерусской летописи)



«Откуда есть пошла  книга русская»

Слайд 23 В Древней Руси почитали грамоту и книги. Общее количество рукописных

книг до XIV века было примерно 100 тысяч экземпляров. После принятия христианства на Руси письменность начала распространяться быстрее.. Русские переписчики переписывали книги, добавляя в них черты родного языка. Так постепенно создавался древнерусский литературный язык, появились произведения древнерусских авторов: «Слово о полку Игореве», «Поучение Владимира Мономаха», «Житие Александра Невского» и многие другие.
В Древней Руси почитали грамоту и книги. Общее количество рукописных книг до XIV века было примерно

Слайд 24 О жизни в Древней Руси есть немало летописей, в которых

записи велись по годам. На I месте стоит «Повесть временных лет», написанная в начале XII века. В эту летопись вошли песни, легенды, предания, рассказы. Автором этой летописи традиционно считается монах Киево-Печерского монастыря Нестор.

Древний летописец Нестор.
Художник
Е. Доведова.

О жизни в Древней Руси есть немало летописей, в которых записи велись по годам. На I

Слайд 25«Азбуку учат во всю избу кричат» (В.И.Даль «Толковый словарь живого великорусского языка»)

В Древней Руси обучение шло по
церковным книгам. Названия букв заучивались наизусть. При обучении чтению сначала назывались буквы первого слога, затем произносился этот слог; потом назывались буквы второго слога, и произносился второй слог и так далее, и только после этого слоги складывались в целое слово, например КНИГА:
како, наш, иже – КНИ, глаголь, аз – ГА.
Вот так было трудно учиться грамоте.
«Азбуку учат во  всю избу кричат» (В.И.Даль «Толковый словарь живого великорусского языка»)   В Древней

Слайд 26Старославянский язык отличался таким признаком, как «неполногласие». Например, говорили: град (город),

брег (берег), млеко (молоко). Отличался и начальным «е» - един (один), есень (осень).
Старославянский язык внёс большой вклад в развитие русского языка. Некоторые старославянизмы стали часто употреблять: время, среда, пламя, - другие ушли из нашего языка. В последнее время возрождаются такие слова, как милосердие, великодушие, благословенный.

Так говорили наши предки

Старославянский язык отличался таким признаком, как «неполногласие». Например, говорили: град (город), брег (берег), млеко (молоко). Отличался и

Слайд 27Современное письмо
Алфавит в современном виде был введен рядом реформ. (Петр

I 1708 -1710гг., Академия наук 1735г.,1738г. и 1758г.; Народный Комиссариат просвещения 1917г.).
Изучением письменности занимается грамматология,
а также эпиграфика и палеографика.
Современное письмо Алфавит в современном виде был введен рядом реформ. (Петр I 1708 -1710гг., Академия наук 1735г.,1738г.

Слайд 28Переоценить привнесение письменности в славянское общество невозможно. Это величайший византийский вклад

в культуру славянских народов. Был он сотворен святыми Кириллом и Мефодием..

Они никогда в своих жизненных коллизиях и странствиях не попадали в земли Древней Руси. Жили за сто с лишним лет до того, когда здесь официально крестились и приняли их письмена. Но именно они кардинально перевернули бытие русского народа и передали ему кириллическую азбуку, которая стала кровью и плотью его культуры.

Переоценить привнесение письменности в славянское общество невозможно. Это величайший византийский вклад в культуру славянских народов. Был он

Слайд 29 "И будет славить Русь

родная
Святых апостолов славян"

Слайд 30Использованные ресурсы:

Кирилл и

Мефодий – Википедия.
Славянская письменность –
work/2-09/butkvi/boоk.htm
Яндекс. Картинки.


Использованные ресурсы:        Кирилл и Мефодий – Википедия.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть