Слайд 1Разработала учитель МБОУ СОШ №2
Коркунова Ирина Ивановна
Слайд 2 Литературный калейдоскоп
Калейдоскоп в Энциклопедическом словаре:
Калейдоскоп - (от греч. kalos - красивый - eidos –
вид) трубка с зеркальными пластинками и осколками разноцветного стекла, в которой можно наблюдать быстро сменяющиеся симметричные
цветовые узоры. Изобретен Д.Брюстером в 1817, впоследствии стал детской игрушкой.
В переносном смысле- быстрая смена образов, впечатлений.
Слайд 3
Цель урока: выяснить, какие произведения оказались важными в нравственном взрослении;
какие
литературные герои стали любимыми и почему.
Осознать важность литературы как особого вида искусства.
Виды деятельности:
Чтение, слушание, ответы на вопросы.
Выступление перед аудиторией с выразительным чтением наизусть.
Формулировка вывода: «В чём важность изучения литературных произведений?»
Слайд 4Чей это портрет?
Чей это портрет?
Я лиру посвятил
народу своему
Слайд 5Кто это?
Какая точность и определённость в каждом слове!
Какая сжатость,краткость и вместе
с тем многозначительность!
В.Г. Белинский.
Слайд 7Чей это портрет?
Душа моя, все мысли мои в России
Слайд 81851-1855 гг. – военная служба на Кавказе и в Крыму.
- артиллерист
(фейерве́ркер )
- участие в стычках
с горцами
в Крымской войне
(1853-1856)
Слайд 9Чей это портрет?
Люблю,где случай есть,
Пороки пощипать…
Слайд 11 Из какого произведения эти строки?
…нас всех у
отца было четверо. Я тогда был ещё дурень. Всего мне было лет одиннадцать; так нет же, не одиннадцать: я помню как теперь, когда раз побежал было на четвереньках и стал лаять по-собачьи, батько закричал на меня, покачав головою: « Эй, Фома, Фома! Тебя женить пора, а ты дуреешь, как молодой лошак!»
Слайд 12О ком эти строки?
Когда- то она слыла красавицей, но красота с
неё очень скоро соскочила. Нрава она была весьма смирного, или, лучше сказать, запуганного, к самой себе она чувствовала полное равнодушие, других боялась смертельно; думала только о том, как бы работу к сроку кончить…
Слайд 13Чей это портрет?
Одета в рубаху длинную синюю, с широкими рукавами и
без пояса. На полах, на груди и на рукавах оторочено красным. На ногах штаны и башмачки, а на башмачках другие с высокими каблуками, на шее монисто, всё из русских полтинников…коса черная, и в косе лента, а на ленте привешены бляхи и рубль серебряный.
Слайд 14О ком эти строки ?
Это было бледное, крошечное создание, напоминавшее
цветок, выросший без лучей солнца…
глаза её смотрели порой не по-детски грустно…
моя маленькая приятельница почти никогда не бегала и смеялась очень
редко, когда же смеялась, то смех ее звучал, как самый маленький серебряный
колокольчик, которого на десять шагов уже не слышно.
Слайд 15Кто автор этих строк?
Почти пригнувшись головой,
К ногам, обвитым бечевой, обутым
в лапти,
Вдоль реки ползли гурьбою бурлаки.
И был невыносимо дик
И страшно ясен в тишине Их мерный похоронный крик…
И сердце дрогнуло во мне…
Слайд 16Картины русских художников
Какие стихотворные строки вы
вспоминаете, глядя на эти картины?
Слайд 26Вспомним о прочитанном…
Какие чувства я испытал при чтении этого эпизода?
Слайд 27Приказ барыни
Я не могла сдержать слёз… Как же тяжело было Герасиму!
Ведь это единственное близкое ему существо .(Катя Шубина)
Зачем Герасим сам решил убить Муму? Почему он не нашел другой выход? И был ли он- этот выход? Мне кажется, что автор хочет, чтобы каждый читатель сам нашёл ответ на этот вопрос…
(Евг. Краснослободцев)
Слайд 28Уроки писателя
Герасим ушёл от барыни в знак протеста. Она не вправе
распоряжаться чьей-то жизнью: собака - тоже живое существо. Альберт Валентин
Автор учит, чтобы мы не оставляли своих друзей несмотря ни на что и ни при каких обстоятельствах ( Яна Агеева)
Мне важны ошибки Герасима в жизни, которые я запомнил и не повторю ни в коем случае… (Кирилл Сабиев)
Слайд 29Что помогло Васютке
выжить в тайге?
Я испытывал такие же
чувства как и Васютка:страх, отчаяние, радость.Автор учит никогда не отчаиваться.(Александр Шварцкопф)
Мне понравилось как Васютка разжигал костёр, добывал и готовил еду. Такое чувство, что он всё знал. (Вадим Лосев)
Поднятые вопросы очень важны, потому что нужно слушаться старших и не создавать проблем.(Сергей Абрамов)
Слайд 30Эти стихотворения нам запомнились…
Стихотворение Плещеева- это восторг ожидания весны. Мне больше
всего нравится весна и первый её месяц- март. Тает снег, появляются лужи. Все любят измерять лужи. Это увлекательно и забавно. ( Катя Шубина)
Строки « Уж тает снег, бегут ручьи» – о моём любимом времени года. Поют птицы, наступает весна, потом лето. Солнце греет ещё сильнее. Хочется купаться, лежать и ничего не делать… «Как будто счастье впереди и унесла зима заботы»( Сергей Абрамов)
Слайд 31Любим зиму…
Мне понравилось стихотворение Ф.Тютчева и картина Л.Каменева «Зимняя дорога».Моё любимое
время года – зима, потому что зимой можно играть в снежки, кататься с горки. (Таня Готовчикова)
Стихотворение задорное, весёлое, счастливое. Весна- весёлая хохотушка, а зима- злая коварная ведьма. Но поэт не хочет их вражды, ведь даже враги могут подружиться. ( Яна Агеева)
Слайд 33Изучение литературного произведения очень важно для меня, потому что…
Это так интересно
и увлекательно. Хочется читать и читать.( Яна Агеева)
Мы узнаём много интересного о природе, о поведении людей в экстремальных ситуациях. (Абрамов Сергей)
Чтение книг формирует и воспитывает характер. Потому и стараюсь больше читать. ( Шварцкопф Александр)
Это воспитывает нравственные чувства. Недаром А.М. Горький говорил: « Всем хорошим во мне я обязан книгам». (Даша Петракова)
Слайд 34При чтении я испытывал разные чувства …
Интерес
Сочувствие
Восхищение
Восторг
Негодование
Возмущение
Сострадание
Наслаждение
Удовольствие
Нетерпение
Горечь
Тревога
Взволнованность
Удивление
Веселье
Радость
Грусть
Слайд 35Сделаем выводы
Литература – особый вид искусства. Она воспитывает высокие чувства, обогащает
ум и сердце.
Прочитанное в 5 классе – лишь немногое из того, что составляет огромный мир литературы.
Чем больше мы читаем, тем ярче, полнее, красивее картина нашего восприятия, нашего литературного калейдоскопа…