Слайд 1
Нохрина Фарида Рафаиловна
Воспитатель МБДОУ № 54 «Белоснежка»
город Альметьевск Республика Татарстан
Слайд 2Как помочь ребёнку
в период адаптации.
Адаптация – процесс вхождения человека в
новую для него среду и приспособление к её условиям
Слайд 3
При поступлении ребёнка в дошкольное учреждение происходит ломка стереотипов: из знакомой
семейной обстановки малыш попадает в непривычную среду, таящую в себе много неизвестного. Чёткий режим дня отсутствие родителей, другой стиль общения, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, - все эти изменения создают для ребёнка стрессовую ситуацию. В результате нарушается сон, аппетит, появляются различные страхи, малыш отказывается играть с другими детьми, часто болеет
Слайд 4Характер адаптации зависит от нескольких факторов.
Возраст (труднее всего переносят изменения условий
жизни дети от 10-11 месяцев до полутра лет);
Состояние здоровья и уровня развития ребёнка;
Биологического и социального анамнеза ( протекание беременности матери, осложнение при родах; условия, обеспеченные ребёнку после рождения – режим дня , питание , игры; заболевание в течении трёх месяцев жизни и другое).
Слайд 5Комплексный подход к решению проблемы адаптации.
Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.
Работа
с родителями, которую желательно начать ещё до поступления ребёнка в детский сад.
Правильная организация игровой деятельности в адаптационный период, направленной на формирование эмоциональных контактов « ребёнок – взрослый» и «ребёнок – ребёнок» и обязательно включение игр и упражнений.
Слайд 6Создание эмоционально
благоприятной атмосферы в группе
Слайд 7Необходимо сформировать у ребёнка положительную установку, желание идти в детский сад.
Это зависит, в первую очередь от умения и усилий воспитателей создать атмосферу тепла, уюта и благожелательности в группе.
Если ребёнок с первых дней почувствует это тепло, исчезнут его волнения и страхи, намного легче пройдёт адаптация
Слайд 8Необходим в группе и спортивный уголок, который удовлетворял бы потребность двух
– трёх летних детей в движении. Уголок следует оформлять так, чтобы у ребёнка появилось желание заниматься в нём.
Слайд 9Психологи и физиологи установили, что изо-деятельность для ребёнка не только и
не столько художественно – эстетическое действо, сколько возможность выплеснуть на бумагу свои чувства. Уголок изотворчества со свободным доступом детей к карандашам и бумаге поможет решить эту проблему в любое время, как только у малыша возникнет потребность выразить себя. Особое удовольствие доставляет детям рисование фломастерами – маркерами, оставляющие толстые линии. Внимательному воспитателю цвет, поможет понять, как в данный момент на душе у ребёнка, - тоскливо и тревожно или, наоборот, светло и радостно.
Слайд 11Умиротворяюще действует на детей игры с песком и водой. Такие игры
имеют большие развивающие возможности, но в период адаптации главным является их успокаивающее и расслабляющие действие. Летом подобные игры легко организовать на улице.
Слайд 12Правильная организация игровой деятельности в адаптационный период, направленной на формирование эмоциональных
контактов «ребёнок – взрослый» и «ребёнок – ребёнок» и обязательно включающий игры и упражнения.
Слайд 13Основная задача игр в этот период – формирование эмоционального контакта, доверия
детей к воспитателю.
Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, отзывчивого всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнёра в игре.
Слайд 14Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией,
проявлением заботой к каждому малышу.
Слайд 15Первые игры должны быть фронтальными, чтобы не один ребёнок не чувствовал
себя обделённым вниманием. Инициатором игр всегда выступает взрослый.
Игры выбираются с учётом игровых возможностей детей и места их проведения.
Слайд 16
Иди ко мне
Ход игры. Взрослый отходит от ребёнка на несколько шагов
и манит его к себе, ласково приговаривая: « Иди ко мне, мой хороший!» Когда ребёнок подходит, воспитатель его обнимает: « Ах какой ко мне хороший Толя пришёл!» Игра повторяется.
Слайд 17
Поезд
Ход игры. Воспитатель предлагает поиграть в «поезд»: « Я –
паровоз, а вы – вагончики» . Дети встают в колонну друг за другом, держась за одежду впереди стоящего. «Поехали», - говорит взрослый, и все начинают двигаться, приговаривая: «Чу-чу-чу», Воспитатель ведёт поезд в одном направлении, затем в другом, потом замедляет ход, останавливается говорит «Остановка». Через некоторое время поезд опять отправляется в путь.
Эта игра способствует отработке основных движений – бега и ходьбы.
Слайд 18Передай колокольчик
Материал: Колокольчик.
Ход игры. Дети сидят на стульях полукругом. В центре
стоит воспитатель с колокольчиком в руках. Он звонит в колокольчик и говорит : «Тот кого я позову, будет звонить в колокольчик. Катя, иди, возьми колокольчик». Девочка становится на место взрослого, звонит в колокольчик и приглашает другого ребёнка, называя его по имени
(или показывая рукой)
Слайд 19Главной фигурой и центром внимания для двухлетних детей всегда остаётся взрослый,
поэтому они с большим интересом наблюдают за его деятельностью. Если малыши не расположены в данный момент к подвижным играм, можно почитать им сказку или поиграть в спокойные игры.
Слайд 20Работа с родителями
Необходимое условие успешной адаптации – согласованность действий родителей и
воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребёнка в семье и детском саду.
Целесообразно рекомендовать родителям в первые дни приводить ребёнка только на прогулку, так как ему проще познакомиться с воспитателями и другими детьми.
Родители, отдавая ребёнка в детский сад, испытывают тревогу за его судьбу.
Поэтому задача воспитателя – успокоить прежде всего взрослых: пригласить их осмотреть групповые помещения, показать шкафчик, кровать, игрушки, рассказать чем будет ребёнок заниматься, во что играть, познакомить с режимом дня, вместе обсудить, как облегчить период адаптации.
Проводить:
Анкетирование родителей
Рекомендации «Как ходить в детский сад без нервотрёпки»
Тренинги, беседы
Папки - передвижки « Что такое адаптация»
Подготовить памятки для родителей «Рекомендации родителям»
Слайд 22Сроки адаптации.
Легкая адаптация: 10 дней до 15 дней
Средняя адаптация: до 3-х
недель примерно до 1 месяца
Усложненная адаптация: до 6 месяцев и более
Слайд 23Успешная адаптация.
Хороший аппетит.
Спокойный сон.
Охотное общение с другими детьми.
Адекватная реакция на любое
предложение воспитателя.
Нормальное эмоциональное состояние.
Слайд 24Средства быстрой адаптации ребенка к условиям ДОУ.
Сформированные навыки
самообслуживания.
Умение
самостоятельно играть.
Сформированный навык общения с детьми и взрослыми
Культурно – гигиенические навыки.
Слайд 25Главный параметр готовности детей к поступлению в ДОУ – общение.
Если дети
2-3 лет самостоятельно решают «проблемы», возникающие в игре, они готовы к решению реальных жизненных задач, в том числе и в новых, непривычных условиях.
Слайд 26Помните!
Если воспитатели настроены на сотрудничество с семьей, то сложности адаптации будут
сведены к минимуму.
Дети одного и того же возраста по-разному привыкают к новым условиям. Это зависит от индивидуальных особенностей нервной системы.
На быстроту адаптации влияет и то, из каких условий ребенок приходит в детский сад, что меняется в его жизни.
Слайд 27Легкая степень адаптации.
К 20-му дню пребывания в ДОУ нормализуется сон, аппетит,
ребенок не отказывается от контактов со сверстниками и взрослыми, сам идет на контакт. Заболеваемость не более 10-ти дней.
Слайд 28Средняя степень адаптации.
Поведенческие реакции восстанавливаются к 30-му дню пребывания в ДОУ.
Заболеваемость до двух раз сроком не более 10-ти дней. Вес не изменился или несколько снизился.
Слайд 29Усложненная степень адаптации.
Характеризуется (от двух месяцев до шести и больше) значительной
длительностью всех адаптационных проявлений. Заболеваемость более трех раз сроком более 10-ти дней.
Слайд 30ТОЛЬКО СОТРУДНИЧЕСТВО!
Адаптация – это не только процесс привыкания ребенка к дошкольному
учреждению на первых порах, но и выработка умений и навыков в повседневной жизни.
Мы стремимся к тому, чтобы ребенок справился с трудностями привыкания к новой среде на уровне легкой адаптации, и всячески предупреждаем и не допускаем проявлений тяжелой адаптации.