Слайд 1Как организовать современный урок
с точки зрения
системно- деятельностного подхода
Подготовила: Серегина Т.Ю.,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ №1», г. Мирный РС (Я)
Слайд 2Скажи мне, и я забуду,
покажи мне, и я запомню,
дай
мне действовать самому,
и я научусь
Слайд 3Вопросы, возникающие при составлении проекта (сценария) урока
а) как сформулировать цели урока
и обеспечить их достижение;
б) какой учебный материал отобрать и как подвергнуть его дидактической обработке;
в) какие методы и средства обучения выбрать;
г) как организовать собственную деятельность и деятельность учеников.
д) как сделать, чтобы взаимодействие всех этих компонентов привело к определенной системе знаний и ценностных ориентаций.
Слайд 4Компоненты овладения знаниями при системно-деятельностном
подходе в обучении
а) восприятие информации;
б)
анализ полученной информации (выявление характерных признаков, сравнение, осознание, трансформация знаний, преобразование информации);
в) запоминание (создание образа);
г) самооценка.
Слайд 5Типология уроков в дидактической системе деятельностного метода
уроки «открытия» нового знания;
уроки рефлексии;
уроки
общеметодологической направленности;
уроки развивающего контроля.
Слайд 61. Урок «открытия» нового знания
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому
способу действия.
Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
Слайд 72. Урок рефлексии
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного
типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).
Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т.д.
Слайд 83. Урок общеметодологической направленности
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу
действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.
Образовательная цель: выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий.
Слайд 94. Урок развивающего контроля
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к осуществлению контрольной
функции.
Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.
Слайд 10
Деятельностный метод обучения
Система дидактических принципов
Уроки разных типов
Взаимодействие между учителем и
Слайд 11Структура уроков ведения нового знания в рамках деятельностного подхода имеет следующий
вид:
Слайд 131. Мотивирование к учебной деятельности
актуализируются требования к учащемуся со стороны учебной
деятельности (“надо”);
создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (“хочу”);
устанавливаются тематические рамки (“могу”).
Слайд 142. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии
актуализацию изученных
способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию;
актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;
мотивацию к пробному учебному действию (“надо” - “могу” - “хочу”) и его самостоятельное осуществление;
фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании.
Слайд 153. Выявление места и причины затруднения
учащиеся должны:
1) восстановить выполненные операции и
зафиксировать (вербально и знаково) место, шаг, операцию, где возникло затруднение;
2) соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.
Слайд 164. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план,
средство).
На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства- алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.
Слайд 175. Реализация построенного проекта
обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный
вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.
Слайд 186. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
На данном этапе учащиеся
в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.
Слайд 197. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно
выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном
Слайд 208. Включение в систему знаний и повторение
На данном этапе выявляются границы
применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.
Слайд 219. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).
На данном этапе фиксируется новое
содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.
Слайд 22Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки),
а с вопросом.
Позиция ученика: за познание мира, (в специально организованных для этого условиях).
Учебная задача – задача, решая которую ребенок выполняет цели учителя. Она может совпадать с целью урока или не совпадать.
Учебная деятельность – управляемый учебный процесс.
Учебное действие – действие по созданию образа.
Образ – слово, рисунок, схема, план.
Оценочное действие – У меня получится! Я умею!
Эмоционально – ценностная оценка – Я считаю так-то…. Моё мнение такое-то (формирование мировоззрения)
Слайд 23Алгоритм конструирования урока
« открытия» нового знания
Выделить и сформулировать новое знание.
Смоделировать способ
открытия нового знания.
Вычленить мыслительные операции, используемые при открытии нового знания.
Слайд 24Определить необходимые ЗУН ы и способы их повторения.
Подобрать упражнения для этапа
актуализации ( согласно необходимых ЗУН и мыслительных операций).
Смоделировать затруднение и способ его фиксации.
Слайд 25Смоделировать диалог или проблемную ситуацию.
Составить самостоятельную работу и объективно обоснованный эталон.
Определить
приёмы организации первичного закрепления.
Слайд 26Подобрать задания на этап повторения по уровням.
Провести анализ урока по
конспекту.
Внести коррективы в план – конспект.