Презентация, доклад Как организовать современный урок с точки зрения системно- деятельностного подхода

Содержание

Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь

Слайд 1Как организовать современный урок с точки зрения системно- деятельностного подхода
Подготовила: Серегина Т.Ю.,

учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ №1», г. Мирный РС (Я)
Как организовать современный урок с точки зрения  системно- деятельностного подхода Подготовила: Серегина Т.Ю., учитель русского языка

Слайд 2Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай

мне действовать самому, и я научусь
Скажи мне, и я забуду,  покажи мне, и я запомню,  дай мне действовать самому, и

Слайд 3Вопросы, возникающие при составлении проекта (сценария) урока
а) как сформулировать цели урока

и обеспечить их достижение;
б) какой учебный материал отобрать и как подвергнуть его дидактической обработке;
в) какие методы и средства обучения выбрать;
г) как организовать собственную деятельность и деятельность учеников.
д) как сделать, чтобы взаимодействие всех этих компонентов привело к определенной системе знаний и ценностных ориентаций.
Вопросы, возникающие при составлении проекта (сценария) урокаа) как сформулировать цели урока и обеспечить их достижение;б) какой учебный

Слайд 4Компоненты овладения знаниями при  системно-деятельностном  подходе в обучении
а) восприятие информации;
б)

анализ полученной информации (выявление характерных признаков, сравнение, осознание, трансформация знаний, преобразование информации);
в) запоминание (создание образа);
г) самооценка.

Компоненты овладения знаниями при  системно-деятельностном   подходе в обучении  а) восприятие информации;б) анализ полученной информации (выявление

Слайд 5Типология уроков в дидактической системе деятельностного метода
уроки «открытия» нового знания;
уроки рефлексии;
уроки

общеметодологической направленности;
уроки развивающего контроля.

Типология уроков в дидактической системе деятельностного метода уроки «открытия» нового знания;уроки рефлексии;уроки общеметодологической направленности;уроки развивающего контроля.

Слайд 61. Урок «открытия» нового знания
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому

способу действия.
Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

1. Урок «открытия» нового знания Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.Образовательная цель: расширение понятийной

Слайд 72. Урок рефлексии
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного

типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).
Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т.д.

2. Урок рефлексии Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы

Слайд 83. Урок общеметодологической направленности
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу

действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.
Образовательная цель: выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий.

3. Урок общеметодологической направленности Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры

Слайд 94. Урок развивающего контроля
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к осуществлению контрольной

функции.
Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.

4. Урок развивающего контроля Деятельностная цель: формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции.Образовательная цель: контроль и самоконтроль

Слайд 10
Деятельностный метод обучения
Система дидактических принципов
Уроки разных типов
Взаимодействие между учителем и

учеником






Деятельностный метод обучения Система дидактических принциповУроки разных типовВзаимодействие между учителем и учеником

Слайд 11Структура уроков ведения нового знания в рамках деятельностного подхода имеет следующий

вид:
Структура уроков ведения нового знания в рамках деятельностного подхода имеет следующий вид:

Слайд 131. Мотивирование к учебной деятельности
актуализируются требования к учащемуся со стороны учебной

деятельности (“надо”);
создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (“хочу”);
устанавливаются тематические рамки (“могу”).

1. Мотивирование к учебной деятельности актуализируются требования к учащемуся со стороны учебной деятельности (“надо”);создаются условия для возникновения

Слайд 142. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии
актуализацию изученных

способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию;
актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;
мотивацию к пробному учебному действию (“надо” - “могу” - “хочу”) и его самостоятельное осуществление;
фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действииактуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового

Слайд 153. Выявление места и причины затруднения
учащиеся должны:
1) восстановить выполненные операции и

зафиксировать (вербально и знаково) место, шаг, операцию, где возникло затруднение;
2) соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.

3. Выявление места и причины затруднения учащиеся должны:1) восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место,

Слайд 164. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план,

средство).

На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства- алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.

4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство). На данном этапе учащиеся в

Слайд 175. Реализация построенного проекта
обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный

вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.

5. Реализация построенного проекта обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке

Слайд 186. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
На данном этапе учащиеся

в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в

Слайд 197. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно

выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталонуиндивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют

Слайд 208. Включение в систему знаний и повторение
На данном этапе выявляются границы

применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.

8. Включение в систему знаний и повторениеНа данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания,

Слайд 219. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).
На данном этапе фиксируется новое

содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог). На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и

Слайд 22Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки),

а с вопросом.
Позиция ученика: за познание мира, (в специально организованных для этого условиях).
Учебная задача – задача, решая которую ребенок выполняет цели учителя. Она может совпадать с целью урока или не совпадать.
Учебная деятельность – управляемый учебный процесс.
Учебное действие – действие по созданию образа.
Образ – слово, рисунок, схема, план.
Оценочное действие – У меня получится! Я умею!
Эмоционально – ценностная оценка – Я считаю так-то…. Моё мнение такое-то (формирование мировоззрения)
Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом.Позиция ученика: за познание

Слайд 23Алгоритм конструирования урока « открытия» нового знания
Выделить и сформулировать новое знание.
Смоделировать способ

открытия нового знания.
Вычленить мыслительные операции, используемые при открытии нового знания.

Алгоритм конструирования урока « открытия» нового знания Выделить и сформулировать новое знание.Смоделировать способ открытия нового знания.Вычленить мыслительные

Слайд 24Определить необходимые ЗУН ы и способы их повторения.
Подобрать упражнения для этапа

актуализации ( согласно необходимых ЗУН и мыслительных операций).
Смоделировать затруднение и способ его фиксации.

Определить необходимые ЗУН ы и способы их повторения.Подобрать упражнения для этапа актуализации ( согласно необходимых ЗУН и

Слайд 25Смоделировать диалог или проблемную ситуацию.
Составить самостоятельную работу и объективно обоснованный эталон.
Определить

приёмы организации первичного закрепления.

Смоделировать диалог или проблемную ситуацию.Составить самостоятельную работу и объективно обоснованный эталон.Определить приёмы организации первичного закрепления.

Слайд 26Подобрать задания на этап повторения по уровням.
Провести анализ урока по

конспекту.
Внести коррективы в план – конспект.

Подобрать задания на этап повторения по уровням. Провести анализ урока по конспекту.Внести коррективы в план – конспект.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть