Слайд 1
Как легко сделать
близкого
человека
счастливым
(подготовка к сочинению-рассуждению)
Автор работы: учитель русского языка и литературы МОУ « СОШ № 56»
г. Чебоксары Антонова Ольга Александровна
А.Алексин
Слайд 2Эпиграф:
«Чтобы понимать человека, надо уметь
поставить себя в его положение, надо перечувствовать его горе и радость».
Д.И.Писарев
Слайд 3 «Волшебная актриса»,
«Формула счастья»,
«Пойдем со мной, бабушка!»
Слайд 4Ключевые слова и словосочетания
Бабушка, четыре дочери, в
одном городе с бабушкой, люблю ходить и ездить в гости, присматривала игрушки, двоюродный брат-учитель, ждала, позовут к себе, не догадывались, поздравляли, все еще впереди, поспешно искать в сумке, лишний билет, мальчишка на сцене, идет к старой женщине, одиночество, волшебная актриса, она – это ты… сегодня, поняли бы
Слайд 5Проблематика текста:
Проблема невнимательного отношения к пожилым людям;
Проблема чуткости и бездушия;
Проблема одиночества
Слайд 6
Комментарий – это
толкование, изъяснение
основного вопроса
исходного текста
Слайд 7 морально-этические;
социальные;
философские;
политические;
психологические…
Слайд 8Проблема, рассматриваемая автором, может быть:
Общественно-значимой
назревшей
Злободневной неразрешимой
Актуальной наболевшей
Жизненной мучительной
Спорной жгучей
Неотложной первоочередной
Глубокой принципиальной и т.д.
Слайд 9Начиная комментировать проблему, вы можете указать:
а)
к какой категории относится избранная автором
проблема;
б) насколько она злободневна;
в) что делает ее злободневной;
г) традиционна ли эта проблема или нова;
д) если традиционна, то какие точки зрения есть по ее
поводу;
е) если нова, то что стало причиной ее появления;
жизнеспособна ли она; объясните, что позволяет тебе
сделать такие выводы;
ж) как удалось автору привлечь внимание читателя к
данной проблеме;
з) как характеризует автора выбор данной проблемы
(настоящий гражданин своего Отечества; не
безразличный наблюдатель, а человек активной
жизненной позиции; глубокий знаток человеческой души
и т.п.;)
Слайд 10В тексте
Исследуется
Анализируется
Поднимается
Рассматривается
Затрагивается проблема (чего?) (Р.п.)
Невнимательного
отношения к пожилым людям
Чуткости и бездушия
Одиночества
Слайд 11Проблема может заставить читателя:
Глубоко задуматься;
серьезно размышлять;
рассуждать вместе с автором;
лучше понять себя
и окружающих (трагизм происходящего, красоту и хрупкость мира);
серьезно относиться к…;
по-иному посмотреть на…;
обратиться к примерам из собственной жизни (литературы);
поделиться мыслями о…;
оценить собственную позицию и др.
Слайд 12 А.Алексин, глубокий знаток человеческой души, привлекает внимание
читателя к _____________________________________________________________________________________. Думаю, что никто не сомневается в важности этой _________________ проблемы, потому что в современном обществе ________________________________ _________________________ ____________________ ухудшилось. Это можно объяснить тем, что сегодня формируется негативный портрет пожилого человека как _________________ __________________________________________________________ __________________________... Все это создает для пожилого человека различные трудности в общении ________________________, а зачастую он просто оказывается под тяжелым прессом ______________________ отношения, ____________________ эмоций, отрицательных стереотипов общества к __________________________ и к старости в целом.
Слайд 13 А.Алексин, глубокий знаток человеческой души, привлекает внимание
читателя к наболевшей проблеме пренебрежительного отношения к пожилым людям. Думаю, что никто не сомневается в важности этой _________________ проблемы, потому что в современном обществе ________________________________ _________________________ ____________________ ухудшилось. Это можно объяснить тем, что сегодня формируется негативный портрет пожилого человека как _________________ __________________________________________________________ __________________________... Все это создает для пожилого человека различные трудности в общении ________________________, а зачастую он просто оказывается под тяжелым прессом ______________________ отношения, ____________________ эмоций, отрицательных стереотипов общества к __________________________ и к старости в целом.
Слайд 14 А.Алексин, глубокий знаток человеческой души, привлекает внимание
читателя к наболевшей проблеме пренебрежительного отношения к пожилым людям. Думаю, что никто не сомневается в важности этой нравственной проблемы, потому что в современном обществе ________________________________ _________________________ ____________________ ухудшилось. Это можно объяснить тем, что сегодня формируется негативный портрет пожилого человека как _________________ __________________________________________________________ __________________________... Все это создает для пожилого человека различные трудности в общении ________________________, а зачастую он просто оказывается под тяжелым прессом ______________________ отношения, ____________________ эмоций, отрицательных стереотипов общества к __________________________ и к старости в целом.
Слайд 15 А.Алексин, глубокий знаток человеческой души, привлекает внимание
читателя к наболевшей проблеме пренебрежительного отношения к пожилым людям. Думаю, что никто не сомневается в важности этой нравственной проблемы, потому что в современном обществе положение большинства старых людей значительно ухудшилось. Это можно объяснить тем, что сегодня формируется негативный портрет пожилого человека как_________________ __________________________________________________________ __________________________... Все это создает для пожилого человека различные трудности в общении __________________________, а зачастую он просто оказывается под тяжелым прессом ______________________ отношения, ____________________ эмоций, отрицательных стереотипов общества к __________________________ и к старости в целом.
Слайд 16 А.Алексин, глубокий знаток человеческой души, привлекает внимание
читателя к наболевшей проблеме пренебрежительного отношения к пожилым людям. Думаю, что никто не сомневается в важности этой нравственной проблемы, потому что в современном обществе положение большинства старых людей значительно ухудшилось. Это можно объяснить тем, что сегодня формируется негативный портрет пожилого человека как бесполезного и обременяющего, пассивного, ворчащего, надоедливого, больного... Все это создает для пожилого человека различные трудности в общении ________________________, а зачастую он просто оказывается под тяжелым прессом ______________________ отношения, ____________________ эмоций, отрицательных стереотипов общества к __________________________ и к старости в целом.
Слайд 17 А.Алексин, глубокий знаток человеческой души, привлекает внимание
читателя к наболевшей проблеме пренебрежительного отношения к пожилым людям. Думаю, что никто не сомневается в важности этой нравственной проблемы, потому что в современном обществе положение большинства старых людей значительно ухудшилось. Это можно объяснить тем, что сегодня формируется негативный портрет пожилого человека как бесполезного и обременяющего, пассивного, ворчащего, надоедливого, больного... Все это создает для пожилого человека различные трудности в общении с социальными группами, а зачастую он просто оказывается под тяжелым прессом ______________________ отношения, ____________________ эмоций, отрицательных стереотипов общества к __________________________ и к старости в целом.
Слайд 18 А.Алексин, глубокий знаток человеческой души, привлекает внимание
читателя к наболевшей проблеме пренебрежительного отношения к пожилым людям. Думаю, что никто не сомневается в важности этой нравственной проблемы, потому что в современном обществе положение большинства старых людей значительно ухудшилось. Это можно объяснить тем, что сегодня формируется негативный портрет пожилого человека как бесполезного и обременяющего, пассивного, ворчащего, надоедливого, больного... Все это создает для пожилого человека различные трудности в общении с социальными группами, а зачастую он просто оказывается под тяжелым прессом пренебрежительного отношения, ____________________ эмоций, отрицательных стереотипов общества к __________________________ и к старости в целом.
Слайд 19 А.Алексин, глубокий знаток человеческой души, привлекает внимание
читателя к наболевшей проблеме пренебрежительного отношения к пожилым людям. Думаю, что никто не сомневается в важности этой нравственной проблемы, потому что в современном обществе положение большинства старых людей значительно ухудшилось. Это можно объяснить тем, что сегодня формируется негативный портрет пожилого человека как бесполезного и обременяющего, пассивного, ворчащего, надоедливого, больного... Все это создает для пожилого человека различные трудности в общении с социальными группами, а зачастую он просто оказывается под тяжелым прессом пренебрежительного отношения, негативных эмоций, отрицательных стереотипов общества к __________________________ и к старости в целом.
Слайд 20 А.Алексин, глубокий знаток человеческой души, привлекает внимание
читателя к наболевшей проблеме пренебрежительного отношения к пожилым людям. Думаю, что никто не сомневается в важности этой нравственной проблемы, потому что в современном обществе положение большинства старых людей значительно ухудшилось. Это можно объяснить тем, что сегодня формируется негативный портрет пожилого человека как бесполезного и обременяющего, пассивного, ворчащего, надоедливого, больного... Все это создает для пожилого человека различные трудности в общении с социальными группами, а зачастую он просто оказывается под тяжелым прессом пренебрежительного отношения, негативных эмоций, отрицательных стереотипов общества к людям старшего поколения и к старости в целом.
Слайд 21 «… в тексте скрывается сам автор, текст
– есть свидетельство о нем; каждое творение содержит в себе - в том или ином виде – образ своего творца».
Ю.Лотман
Слайд 22Авторская позиция может быть выражена
Четко, прямо, непосредственно:
Через модальный план текста:
В названии
текста
В отдельных предложениях текста
Через ряд аргументов
Риторические вопросы и восклицания
Порядок слов
Лексические повторы
Оценочную лексику
Модальные слова и частицы
Ряд вводных слов, словосочетаний, предложений
Слайд 23Автор считает, что…
Автор утверждает, что…
Автор убежден, что…, и подобная уверенность небезосновательна.
Бесспорно
мнение автора о том, что…
Цель автора - заставить читателя обратить внимание на…
Автор так определяет свое отношение к поднятой проблеме: …
«…» - в этих словах, по-моему, нашла отражение идея текста.
Речевые клише
Слайд 24Автор может:
ПОСВЯЩАТЬ СВОЮ СТАТЬЮ
ДЕЛАТЬ ЧИТАТЕЛЯ СВОИМ СОЮЗНИКОМ
ЗАСТАВИТЬ ЧИТАТЕЛЯ ЗАДУМАТЬСЯ НАД ПРОБЛЕМАМИ
ПЫТАТЬСЯ
НАЙТИ ПРИЧИНЫ ИЗОБРАЖЕНИЯ НЕГАТИВНЫХ (ПОЗИТИВНЫХ) ЯВЛЕНИЙ
ИСПОЛЬЗОВАТЬ РЯД УБЕДИТЕЛЬНЫХ АРГУМЕНТОВ
ПОМОЧЬ УВИДЕТЬ ЧИТАТЕЛЮ ТРАДИЦИОННУЮ ТЕМУ ПО-НОВОМУ И Т.П.
Слайд 25Итоги урока:
Как легко сделать
близкого человека
счастливым(!?)
Слайд 26Домашнее задание:
НАПИСАТЬ СОЧИНЕНИ-РАССУЖДЕНИЕ ПО ТЕКСТУ, ВЫБРАВ НЕОБХОДИМЫЙ ЗНАК ПРЕПИНАНИЯ;
Привести не менее 2-х аргументов, один из которых взят из художественной, публицистической или научной литературы, а второй аргумент – из жизни.
Вспомните, в каких литературных произведениях поднимается проблема взаимоотношения поколений? Какие эпизоды уместны для аргументации?
Вспомните случаи из своей жизни. Как вы относитесь к своим старшим?
Замечаете ли вы их переживания?
Слайд 27Структура сочинения
Вступление.
Проблема, над которой размышляет автор.
Комментарий.
Авторская позиция
Ваше
мнение (согласие/несогласие с позицией автора).
Первый аргумент.
Второй аргумент.
Вывод (заключение).
Слайд 28
Люди, будьте человечны! Это ваш первый долг. Будьте такими для всех
состояний, для всех возрастов, для всего, что не чуждо человеку
Жан-Жак Руссо