Презентация, доклад к занятию по риторике в 5 классе на тему Этикетные ситуации знакомства и представления

Содержание

АстрОлог нам напишет гороскоп,А астронОм посмотрит в телескоп. РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА

Слайд 1Мастерская речи «Пёрышки»

Будем знакомы!
или Этикетные ситуации знакомства и представления
Учитель русского языка

и литературы
КОГОБУ ЦДОД
Лянгузова Оксана Михайловна
Мастерская речи «Пёрышки»Будем знакомы!или Этикетные ситуации знакомства и представленияУчитель русского языка и литературыКОГОБУ ЦДОДЛянгузова Оксана Михайловна

Слайд 2АстрОлог нам напишет гороскоп,
А астронОм посмотрит в телескоп.
РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА

АстрОлог нам напишет гороскоп,А астронОм посмотрит в телескоп. РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА

Слайд 3Где есть СИММЕТРИЯ, там всё в порядке,
Красиво, ровно, как чертёж в

тетрадке.
Симметрия нарушена — и вот
Фантазия включает свой полёт!
И появляется АССИМЕТРИЯ
Неуправляемая буйная стихия.

СИММЕТРИЯ

АССИМЕТРИЯ

РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА

Где есть СИММЕТРИЯ, там всё в порядке,Красиво, ровно, как чертёж в тетрадке.Симметрия нарушена — и вотФантазия включает

Слайд 4
Фразеологи́зм, фразеологический оборот, речевой оборот  — свойственное только данному языку устойчивое

сочетание слов, значение которого не определяется значением входящих в него слов, взятых по отдельности.
Идиома — разновидность фразеологизмов, фразеологическое сращение.
Из-за того, что фразеологизм зачастую невозможно перевести дословно (теряется смысл), среди иностранцев могут возникать трудности перевода и понимания. С другой стороны, такие фразеологизмы придают языку яркую эмоциональную окраску.
Фразеологи́зм, фразеологический оборот, речевой оборот  — свойственное только данному языку устойчивое сочетание слов, значение которого не определяется

Слайд 5

Летает быстро чайка,
И сокол, и сова,
Но всех быстрее мчатся
КРЫЛАТЫЕ СЛОВА.
Он порхают

стаей
И парами парят,
Они в дома влетают,
И с нами говорят.
То журавлём курлычут
Высоко в облаках,
То через миг синичкой
Окажутся в руках.
Похож на птичий щебет
Их сказочный язык,
И пенье ветра в небе,
И умный шелест книг.
СЕМЬ ПЯТНИЦ НА НЕДЕЛЕ
Свистят-поют для нас...
Откуда ж прилетели
К нам стаи этих фраз?


Мы их однажды встретим
В волшебном словаре,
В краю, где на рассвете
РАК СВИЩЕТ НА ГОРЕ
И пышно расцветает
Весною ТРЫН-ТРАВА...
Вот там и обитают
КРЫЛАТЫЕ СЛОВА.


А.Усачёв
КРЫЛАТЫЕ СЛОВА

Летает быстро чайка,И сокол, и сова,Но всех быстрее мчатсяКРЫЛАТЫЕ СЛОВА.Он порхают стаейИ парами парят,Они в дома влетают,

Слайд 6
АНИКА-ВОИН
Сидит да воет
А что же воет
Аника-воин?

Он не боится
Врагов суровых,
Бил великанов
Семиметровых.

Любое войско


На поле ратном
Разил геройски
Мечом булатным.





Он Смерть-старуху
Прогнал с косою...
Но был укушен
За нос осою.

Аника-воин
Сидит да воет.
- Аника-воин,
Да что с тобою?

С лицом распухшим
Ревёт в сарае :
- Я был у-ку-ушен...
Я у-умира-а-аю!


АНИКА-ВОИН — так называли в старину хвастливого человека, который бахвалился своей храбростью, находясь вдали от опасности.
Имя Аника в переводе с греческого обозначает «непобедимый».
Известна народная сказка «Про воина Анику», где герой хвастает, что не боится Смерти, а когда та появляется,
трусит и умоляет её о пощаде.

АНИКА-ВОИНСидит да воетА что же воетАника-воин?Он не боитсяВрагов суровых,Бил великановСемиметровых.Любое войско На поле ратномРазил геройскиМечом булатным.Он Смерть-старухуПрогнал

Слайд 7
Общение — это взаимодействие собеседников, помогающее говорящему добиться какой-то цели.
Чаще

всего эти цели таковы :
выразить своё состояние, настроение,
выразить своё отношение к тому,что говоришь,
выразить своё отношение к слушателю,
повлиять на его состояние, настроение (обрадовать, утешить, огорчить...),
помочь найти истину,
заставить действовать.


Нужно уметь понять свои цели, если
вы выступаете инициатором общения.
Нужно учитывать цели вашего
собеседника при общении.


Общение — это взаимодействие собеседников, помогающее говорящему добиться какой-то цели. Чаще всего эти цели таковы :выразить своё

Слайд 8

Начиная общение, человек (говорящий и пишущий) должен осознать, что он хочет

написать, кому, зачем, почему и как?
Нам необходимо научиться правильно и красиво говорить и писать ( = СТРОИТЬ ТЕКСТ ), и учитывать всё, что влияет на общение.

2. Слушающий в процессе общения должен понять мысль говорящего, осознать кто говорить, кому, почему, зачем и как. При необходимости слушающий должен суметь вступить в диалог. Мы должны научиться правильно понимать говорящего и его текст, точно оценивать достоинства его речи.

3. Читающий может не видеть пишущего, но это не должно ему мешать понять текст, т. е. определить через текст своё отношение к основным «слагаемым» общения : кем, что , почему, зачем и как написано?

1.

НАШИ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

Начиная общение, человек (говорящий и пишущий) должен осознать, что он хочет написать, кому, зачем, почему и как?Нам

Слайд 9


Итак, в ситуации общения есть одна общая ЦЕЛЬ
и конкретные цели

у каждого из общающихся.

Общение происходит в конкретных условиях и обстоятельствах ( время, место и причины).
Важно учитывать настроение каждого из собеседников и их взаимоотношения.

.

Условия общения (место, время), настроение каждого из собеседников, их взаимоотношения и причины, по которым они общаются, влияют на цели участников общения

КОГДА ?

ГДЕ ?

ПОЧЕМУ?

Итак, в ситуации общения есть одна общая ЦЕЛЬ и конкретные цели у каждого из общающихся. Общение происходит

Слайд 10

На содержание нашей речи , на то, о чём мы говорим,

влияет речевая ситуация :
-взаимоотношения собеседников,
-их время и место разговора,
-их цели и причины.
Речевая ситуация влияет и на то, как мы говорим : волнуясь или спокойно, громко или тихо, быстро или медленно, какие слова мы подбираем для выражения мысли и т.  п.
Следовательно, на содержание и форму речи влияет речевая ситуация.

ЧТО ?

КАК ?

На содержание нашей речи , на то, о чём мы говорим, влияет речевая ситуация :

Слайд 11
Конкретная ситуация общения (общения при помощи речи) называется речевой ситуацией.

Она

включает в себя
УЧАСТНИКОВ ОБЩЕНИЯ, их отношения (кто? кому?),
УСЛОВИЯ ОБЩЕНИЯ ( где?, когда?)
ПРИЧИНЫ (почему? )
ЦЕЛИ ОБЩЕНИЯ (зачем?)
Конкретная ситуация общения (общения при помощи речи) называется речевой ситуацией. Она включает в себя УЧАСТНИКОВ ОБЩЕНИЯ, их

Слайд 12ПОЧЕМУ?
Участники
общения
КТО?
КОМУ?
Условия
общения
ГДЕ?
КОГДА?
Обстоятельства
общения
Содержание
общения
ЗАЧЕМ?
ЧТО ?
КАК ?

ПОЧЕМУ?Участники общенияКТО?КОМУ?Условия общения ГДЕ?КОГДА?ОбстоятельстваобщенияСодержание общенияЗАЧЕМ?ЧТО ?КАК ?

Слайд 13
Речевая ситуация и речь вместе вместе составляют речевое событие.
Речевое событие можно

описать с помощью восьми опорных слов-подсказок :
кто + кому + где + когда + почему + зачем + что + как
Речевая ситуация и речь вместе вместе составляют речевое событие.Речевое событие можно описать с помощью восьми опорных слов-подсказок

Слайд 16
РЕЧЕВОЕ СОБЫТИЕ

РЕЧЕВОЕ СОБЫТИЕ

Слайд 17
Удав лежал на полянке среди красивых белых ромашек и грелся на

солнышке.— Слонёнок! — обрадовался удав. — Ты только посмотри, нет, ты лучше только понюхай, какие прекрасные ромашки! Ты только понюхай и сразу
поймёшь, какие они прекрасные!

— Есть! — закричал удав. — Есть! У меня всё есть, и я всё могу, потому что у меня сегодня прекрасное настроение. — А ты не передашь… — Передам! — воскликнул удав. — …мартышке ещё один привет? — наконец договорил слонёнок. — Пожалуйста! — согласился удав. — С удовольствием!

— Очень прекрасные, — сказал слонёнок,
которому хотелось поскорей перейти к делу. — Удав, — начал слонёнок, — ты можешь… — Могу! — воскликнул удав. — У тебя есть… — опять начал слонёнок.

Ситуация общения №5

Удав лежал на полянке среди красивых белых ромашек и грелся на солнышке.— Слонёнок! — обрадовался удав. —

Слайд 18
Какова цель общения у Удава?
Как вы думаете, какие отношения у Удава

и Слонёнка?
Каково настроение у Удава? Почему вы так думаете?
Почему именно Слонёнку Удав предлагает понюхать цветы? Представьте на месте Слонёнка охотника с ружьём.
Могло ли это общение прозвучать там, где нет ромашек?
Или на полянке, но вечером, когда цветы не видны?
Обобщите факты, под влиянием которых у Удава появилась именно такая цель общения.
Какова цель общения у Слонёнка? Совпадает ли она с целью Удава?
Как Слонёнок добивается своей цели?
Как вы думаете, влияет ли речевая ситуация
на речь, звучащую в этой ситуации?
Какова цель общения у Удава?Как вы думаете, какие отношения у Удава и Слонёнка?Каково настроение у Удава? Почему

Слайд 19«Будем знакомы!»

«Будем знакомы!»

Слайд 20«Будем знакомы!»

«Будем знакомы!»

Слайд 21
Григорий Остер
БУДЕМ ЗНАКОМЫ
Эти слонёнок, попугай, удав и мартышка

жили в Африке. Каждый день они собирались вместе и придумывали что-нибудь интересное. Или просто разговаривали.

(...) Слонёнок, попугай, удав и мартышка всегда радовались, что они знакомы друг с другом и играют вместе. Поэтому все удивились, когда мартышка однажды сказала:


Ах, как жаль, что мы знакомы друг с другом!

Григорий ОстерБУДЕМ ЗНАКОМЫ   Эти слонёнок, попугай, удав и мартышка жили в Африке. Каждый день они

Слайд 22— Разве тебе не интересно с нами? — обиделся попугай. — Нет,

вы меня не поняли! — замахала руками мартышка. — Я совсем не то хотела сказать. Я хотела сказать: как жаль, что мы уже знакомы. Вот было бы интересно нам всем ещё раз познакомиться. Я бы с удовольствием познакомилась с тобой, слонёнок, ты такой вежливый, с тобой, попугай, ты такой умный, с тобой, удав, ты такой длинный. — И я, — сказал удав, — с удовольствием познакомился бы с тобой, мартышка, с тобой, слонёнок, и с тобой попугай. — И я, — сказал слонёнок. — С удовольствием. — Но ведь мы уже знакомы! — пожал плечами попугай.


Но ведь мы уже знакомы!

— Разве тебе не интересно с нами? — обиделся попугай. — Нет, вы меня не поняли! —

Слайд 23— Друзья! — вдруг сказал удав
и взмахнул хвостом. — А

почему бы нам не познакомиться ещё раз?

Все доброжелательно посмотрели друг на друга
и стали знакомиться.
Мартышка пожала попугаю крылышко.
Попугай пожал слонёнку хобот. Слонёнок пожал удаву хвост.
И они все сказали друг другу: «Будем знакомы!»
А потом сказали: «Очень приятно было познакомиться!» И это действительно было так приятно, что с тех пор они каждый день знакомились по два раза. Утром, когда встречались, и вечером на прощание, перед тем, как отправиться спать.

— Друзья! — вдруг сказал удав и взмахнул хвостом. — А почему бы нам не познакомиться ещё

Слайд 24РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ
Существуют общепринятые правила вежливого поведения, которые помогают человеку

( и говорящему, и слушающему) выразить своё отношение к собеседнику : например, быть с ним приветливым, уметь поблагодарить, утешить, похвалить, поздравить, извиниться, попросить о чём-либо и.т.п.
Для правильного выбора этикетных слов надо всегда учитывать общую речевую ситуацию :
кто + кому + где + когда + почему + зачем + что + как
РЕЧЕВОЙ  ЭТИКЕТ Существуют общепринятые правила вежливого поведения, которые помогают человеку ( и говорящему, и слушающему) выразить

Слайд 26
ЭТИКЕТНАЯ СИТУАЦИЯ
ЗНАКОМСТВА и ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
Вам приходилось когда-нибудь знакомиться?
Опишите вашу речевую

ситуацию.
Что вы при этом говорили?
Приходилось ли вам представляться официально?
Приходилось ли вам представлять своих друзей родителям, знакомым?
Как это нужно сделать ?

ЭТИКЕТНАЯ СИТУАЦИЯ ЗНАКОМСТВА и ПРЕДСТАВЛЕНИЯВам приходилось когда-нибудь знакомиться? Опишите вашу речевую ситуацию.Что вы при этом говорили?Приходилось ли

Слайд 29Что мы узнали о пишущем? Захотелось вам подружиться с Алексеем?
Напишите

своё представление для школьной газеты или сделайте аудио- или видеопредставление . Постарайтесь рассказать о себе как можно интереснее !

Творческое задание

Что мы узнали о пишущем? Захотелось вам подружиться с Алексеем? Напишите своё представление для школьной газеты или

Слайд 30Использованные ресурсы:
1. Архарова Д.И., Долинина Т.А., Чудинов А.П.
Речь и

культура общения/ Практическая риторика: Учебное пособие для 5-го класса общеобразовательных школ. - Екатеринбург : ИД «Сократ», 2015
2. А. Усачёв «Великий могучий русский язык : Крылатые слова в стихах и картинках для детей всех возрастов. - М, 2012
3. Остер Г.Б. «Зарядка для хвоста» . М: АСТ, 2016
Использованные ресурсы:1. Архарова Д.И., Долинина Т.А., Чудинов А.П.  Речь и культура общения/ Практическая риторика:

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть