Презентация, доклад к занятию по риторике Искусство ведения спора

Содержание

1. Хотелось бы побеседовать о силе духа и о сильных духом людях; о том, что важнее: здоровье, деньги или талант;почему люди такие жестокие: бросают животных и детей; каждый ли человек обладает каким-либо талантом. 2.Обсуждение книг и

Слайд 1
Дискуссионный клуб «Пёрышки»




Учитель русского языка и литературы
КОГОБУ ЦДОД
Лянгузова Оксана Михайловна
Искусство

ведения спора
«Как спорить и не ссориться?»
Дискуссионный клуб «Пёрышки»Учитель русского языка и литературы КОГОБУ ЦДОДЛянгузова Оксана МихайловнаИскусство ведения спора«Как спорить и не ссориться?»

Слайд 31. Хотелось бы побеседовать
о силе духа и о сильных духом

людях;
о том, что важнее: здоровье, деньги или талант;
почему люди такие жестокие: бросают животных и детей;
каждый ли человек обладает каким-либо талантом.

2.Обсуждение книг и фильмов считаю не только возможным, но и необходимым. Хорошо, если кто-то будет советовать прочитать ту или иную понравившуюся книгу или посмотреть интересный фильм. А то за всеми новинками не уследишь, а очень хочется.

3. Я бы хотела научиться рассуждать устно и письменно и найти единомышленников и новых друзей.
4. Ребята, давайте дружить, а спорить только на уроке!

Милана Гордеева

1. Хотелось бы побеседовать о силе духа и о сильных духом людях; о том, что важнее: здоровье,

Слайд 4
Что такое спор?
Всегда ли спор полезен?
Как правильно спорить и не ссориться?
Какие

бывают разновидности споров?

Наша цель на сегодня : найти ответы на вопросы:



Что такое спор?Всегда ли спор полезен?Как правильно спорить и не ссориться?Какие бывают разновидности споров?Наша цель на сегодня

Слайд 5
Заспорили во дворе ребята, кто больше всех загорел за лето.
- Я

больше всех загорел, - сказал Вова.
- Нет, я, - сказал Петя.
- У тебя уши белые - сказал Вова.
- Уши не в счет, - сказал Петя, - я в шляпе ходил.
- Нет, в счет! Ты без ушей загорал, а я вместе с ушами!
Значит, я больше всех загорел. Кого хочешь, спроси.
Спросили Лешу.
- Больше всех я загорел, - сказал Леша.
- Ты не загорелый, а грязный.
- Сами вы грязные!
-

Кого хочешь, спроси, каждый скажет: ты грязный.
Спросили Алика.
- Больше всех я всех я загорел, - сказал Алик.
А тетя Фрося сказала:
- Какие вы все загорелые!
И никто больше спорить не стал. Чего зря спорить!

Виктор Голявкин
Как тёте Фросе удалось разрешить спор?

Заспорили во дворе ребята, кто больше всех загорел за лето.- Я больше всех загорел, - сказал Вова.-

Слайд 6ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

- Сколько ребят вели спор?
- Как их зовут?
- Был

ли повод для спора?
- Что является ПРЕДМЕТОМ СПОРА ребят?
- Надо ли спорить в таких случаях?
- Почему мнение тёти Фроси оказалось решающим?
- Что значит – «зря спорить»?


ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ- Сколько ребят вели спор?- Как их зовут?- Был ли повод для спора?- Что является

Слайд 7

В каком году — рассчитывай, В какой земле — угадывай, На столбовой дороженьке Сошлись

семь мужиков (...)
Сошлися и заспорили: Кому живется весело, Вольготно на Руси?
Роман сказал: помещику, Демьян сказал: чиновнику, Лука сказал: попу. Купчине толстопузому! — Сказали братья Губины, Иван и Митродор. Старик Пахом потужился И молвил, в землю глядючи: Вельможному боярину, Министру государеву. А Пров сказал: царю…


Отрывок из поэмы
Н.А. Некрасова
«Кому на Руси жить хорошо»

В каком году — рассчитывай, В какой земле — угадывай, На столбовой дороженьке Сошлись семь мужиков (...)Сошлися

Слайд 8
Мужик что бык: втемяшится В башку какая блажь — Колом ее оттудова Не выбьешь:

упираются, Всяк на своем стоит! Такой ли спор затеяли, Что думают прохожие — Знать, клад нашли ребятушки И делят меж собой(…)




Забрало пуще прежнего
Задорных мужиков,
Ругательски ругаются,
Не мудрено, что вцепятся
Друг другу в волоса…
Гляди – уж и вцепилися:
Роман тузит Пахомушку,
Демьян тузит Луку,
А два братана Губины
Утюжат Прова дюжего,
И всяк свое кричит…

Что делают герои поэмы?
Обрати внимание на особенности речевого поведения персонажей.
Получился ли спор у героев?

Мужик что бык: втемяшится В башку какая блажь — Колом ее оттудова Не выбьешь: упираются, Всяк на

Слайд 9
Убедительные доказательства
АРГУМЕНТЫ





Спор — это вид общения, при котором высказываются разные точки

зрения по какому-то вопросу.

Предмет спора

Одна точка зрения

Убедительные доказательства
АРГУМЕНТЫ

Другая точка зрения

Убедительные доказательстваАРГУМЕНТЫСпор — это вид общения, при котором высказываются разные точки зрения по какому-то вопросу. Предмет спораОдна

Слайд 10 Успех человека, независимо от сферы деятельности и жизненных приоритетов, более

чем на 50% зависит от его умения общаться, находить взаимопонимание с партнером, умения отстаивать свою и выслушивать точку зрения собеседника.








Статистика свидетельствует, что около 80% деловых взаимодействий построено на столкновении. Спор - это норма нашей жизни. Столкновение взглядов пронизывает все сферы межличностных отношений: политику, бизнес, юриспруденцию, журналистику и т.д.
Успех человека, независимо от сферы деятельности и жизненных приоритетов, более чем на 50% зависит от его

Слайд 11«Спорь с человеком умнее тебя: он тебя победит..., но из самого

твоего поражения ты можешь извлечь пользу для себя. Спорь с человеком ума равного: за кем бы ни осталась победа – ты по крайней мере испытаешь удовольствие борьбы. Спорь с человеком ума слабейшего... спорь не из желания победы; но ты можешь быть ему полезным. Спорь даже с глупцом; ни славы, ни выгоды ты не добудешь, но отчего иногда не позабавиться?»
И.С. Тургенев

Полезно ли спорить?

«Спорь с человеком умнее тебя: он тебя победит..., но из самого твоего поражения ты можешь извлечь пользу

Слайд 12Античные мыслители первые обратили внимание, что спор играет немалую роль при

определении истины. Они считали, что о всякой мысли существуют множество мнений, и каждый вправе высказать то, что думает.
«Спор – отец истины», - говорили древние греки. Большим мастером спора был древнегреческий философ и оратор Протагор, который написал первый научный трактат о сущности спора.

Античные мыслители первые обратили внимание, что спор играет немалую роль при определении истины. Они считали, что о

Слайд 13
Публично обсуждая злободневные темы своего времени, античные мыслители широко использовали диалог,

излагая свои мысли в форме вопросов и ответов. Способ ведения диалога, спора заключался в постановке вопросов собеседнику и показе ошибочности его ответов.

Известно, что великий греческий мыслитель Сократ прославился своим искусством вести спор во время беседы. Именно Сократу принадлежит высказывание
«В споре рождается истина»
Добро и зло, свобода и долг, богатство и бедность, знание и незнание, самопознание и образование, душа и тело - вот далеко не полный перечень тем диалогов Сократа.

Публично обсуждая злободневные темы своего времени, античные мыслители широко использовали диалог, излагая свои мысли в форме вопросов

Слайд 14
Спор – всякое столкновение мнений, при котором каждая из сторон отстаивает

свою правоту.

Предметом спора выступают общечеловеческие проблемы или научные вопросы.
Важно, что в ходе отстаивания своей точки зрения каждый из участников спора приобретает знания о предмете речи не в готовом виде, а путем размышления, совместного обсуждения, поиска правильного решения.
Спор – всякое столкновение мнений, при котором каждая из сторон отстаивает свою правоту.Предметом спора выступают общечеловеческие проблемы

Слайд 15

ПОСЛОВИЦЫ:
«Кто спорит, тот ничего

не стоит»,
«В спорах теряется время»,
«Когда споры кипят,
истина испаряется».
Л.Н. Толстой:
«Споры всегда больше содействуют затемнению,
чем уяснению истины»

СОКРАТ:
Спор — отец истины.
В споре рождается истина.

И.С.Тургенев:
Спорь с человеком умнее тебя: он тебя победит..., но из самого твоего поражения ты можешь извлечь пользу для себя...

Полезно ли спорить?

ЗА

ПРОТИВ

ПОСЛОВИЦЫ:«Кто спорит, тот ничего

Слайд 16


ПОСЛОВИЦЫ:
«Кто спорит, тот ничего

не стоит»,
«В спорах теряется время»,
«Когда споры кипят,
истина испаряется».
Л.Н. Толстой:
«Споры всегда больше содействуют затемнению,
чем уяснению истины»

СОКРАТ:
Спор — отец истины.
В споре рождается истина.

И.С.Тургенев:
Спорь с человеком умнее тебя: он тебя победит..., но из самого твоего поражения ты можешь извлечь пользу для себя...

Полезно ли спорить?

Действительно, «в споре рождается истина», но спор может истину и погубить.
Все зависит от того, как происходит спор, насколько спорящие владеют искусством ведения спора.




ПОСЛОВИЦЫ:«Кто спорит, тот ничего

Слайд 19
Михаил Евграфович
Салтыков-Щедрин
Карась-идеалист

Карась с ершом спорил. Карась говорил,

что можно на свете одною правдою прожить, а ерш утверждал, что нельзя без того обойтись, чтоб не слукавить. Что именно разумел ерш под выражением «слукавить» – неизвестно, но только всякий раз, как он эти слова произносил, карась в негодовании восклицал:
– Но ведь это подлость! На что ерш возражал:
– Вот ужо увидишь!
Михаил Евграфович Салтыков-ЩедринКарась-идеалист   Карась с ершом спорил. Карась говорил, что можно на свете одною правдою

Слайд 20

– В жизни первенствующую роль добро играет, – разглагольствовал карась, –

зло – это так, по недоразумению допущено, а главная жизненная сила все-таки в добре замыкается.
– Держи карман!
– Ах, ерш, какие ты несообразные выражения употребляешь! «Держи карман»! разве это ответ?
– Да тебе, по-настоящему, и совсем отвечать не следует. Глупый ты – вот тебе и сказ весь!


- Нет, ты послушай, что я тебе скажу. Что зло никогда не было зиждущей силой – об этом и история свидетельствует. Зло душило, давило, опустошало, зиждущей силой являлось только добро…

– В жизни первенствующую роль добро играет, – разглагольствовал карась, – зло – это так, по недоразумению

Слайд 21

– А ты, видно, доподлинно знаешь, что зло и безумие посрамлены?

– подтрунивал ерш.
– Не посрамлены еще, но будут посрамлены – это я тебе верно говорю… Возьми хоть бы нашу рыбную породу… Прежде нас, можно сказать, самыми варварскими способами истребляли – в Урале, сказывают, во время багрения, вода на многие версты от рыбьей крови красная стояла, а нынче – шабаш. Неводы, да верши, да уды – больше чтоб ни-ни!..
– А тебе, видно, не всё равно каким способом в уху попасть?
– В какую такую уху? – удивлялся карась.
– Ах, прах тебя побери! Карасем зовется, а об ухе не слыхал! Какое же ты после это право со мной разговаривать имеешь? Ведь чтобы споры вести и мнения отстаивать, надо, по малой мере, с обстоятельствами дела наперед познакомиться. О чем же ты разговариваешь, коли даже такой простой истины не знаешь: что каждому карасю впереди уготована уха? Брысь… заколю!

. Почему не удался спор карася с ершом?

– А ты, видно, доподлинно знаешь, что зло и безумие посрамлены? – подтрунивал ерш. – Не посрамлены

Слайд 22Цели спора

Цели спора

Слайд 23По цели










Виды споров

По форме проведения


Устный

письменный

По количеству участников


Монолог – диалог – полилог




Из-за истины – для убеждения – для победы

По целиВиды споровПо форме проведенияУстный         письменныйПо количеству участниковМонолог

Слайд 24





Оппонент - (от лат. opponens — возражающий)- противник
в споре, в

публичной беседе, на диспуте.


ПУБЛИЧНЫЙ СПОР

ДИСПУТ
организованное коллективное обсуждение проблемы с наличием разнообразных
точек зрения.

ДЕБАТЫ -
острое обсуждение какого-либо общественного или политически важного вопроса, обычно после доклада

ДИСКУССИЯ
корректное по форме публичное обсуждение спорного вопроса с целью достижения взаимоприемлемого решения.

Оппонент - (от лат. opponens — возражающий)- противник в споре, в публичной беседе, на диспуте. ПУБЛИЧНЫЙ СПОРДИСПУТорганизованное

Слайд 25
1. Дискуссия (от лат. discussio – исследование, обсуждение) – публичный спор,

целью которого является сопоставление разных точек зрения с целью правильного нахождения решения спорного вопроса. Дискуссия осуществляется под руководством опытного ведущего.
2. Диспут – это заранее подготовленный устный спор на заданную тему (научную, морально-этическую, общественно важную). В процессе диспута сопоставляются различные точки зрения под руководством компетентного ведущего.
3. Полемика (от греч. πολεμικοσ – воинственный, враждебный) – это острый спор, борьба принципиально противоположных точек зрения. Цель – одержать победу над противником, отстоять собственную позицию. Наличие ведущего не обязательно.
4. Словами дебаты, прения именуют споры, которые возникают при обсуждении докладов, сообщений на заседаниях, конференциях.

Разновидности споров

1. Дискуссия (от лат. discussio – исследование, обсуждение) – публичный спор, целью которого является сопоставление разных точек

Слайд 26Дискуссия – корректное по форме публичное обсуждение какого-либо спорного вопроса с

целью достижения взаимоприемлемого решения.

Дискуссия считается самой эффективной разновидностью спора, так как ее участники в ходе сопоставления двух противоположных точек зрения сами приходят к выявлению истины, верному решению, тому или иному выводу.



Дискуссия – корректное по форме публичное обсуждение какого-либо спорного вопроса с целью достижения взаимоприемлемого решения.Дискуссия считается самой

Слайд 27
Дискуссия возможна только между людьми с одинаковыми взглядами.

Янина Ипохорская

Дискуссия – это обмен знаниями, спор – обмен невежеством. Роберт Куиллен

Если в споре вы убедили противника, под конец он непременно заявит: «В сущности, мы оба говорили одно и то же». Кароль Ижиковский
Дискуссия возможна только между людьми с одинаковыми взглядами.

Слайд 28
Правила проведения дискуссии

1. Цель дискуссии

не в определении победителя,
а в поиске истины.
2. Все участники должны быть вовлечены в дискуссию.
3. Выступления должны проходить организованно, с разрешения ведущего.
4. Каждый участник должен иметь право и возможность высказаться.
5. Обсуждению подлежат все без исключения позиции.
6. В процессе дискуссии участники могут
изменить свою позицию под воздей-
ствием фактов и аргументов.
7. Подведение промежуточных и конечных
итогов необходимо.
Правила проведения дискуссии1. Цель дискуссии не в определении победителя,

Слайд 29
Структура дискуссии
1. Выявление и формулирование противоречия,

проблемы.
2. Обмен мнениями, поиск общего и отличий в позициях;
3. Отбор информации по проблеме,
анализ информации,
4. Обсуждение возможных решений проблемы,
формулирование мнения группы и его коррекция по необходимости.
5. Коллективное обсуждение проблемы.
6. Экспертиза. *Мнение экспертов.
7. Подведение итогов дискуссии.
8. Рефлексия.
Структура дискуссии 1. Выявление и формулирование противоречия,      проблемы. 2. Обмен мнениями, поиск

Слайд 30

Преобразуем темы, предложенные Миланой, так, чтобы они стали удобны для дискуссии
о

силе духа и о сильных духом людях;
о том, что важнее: здоровье, деньги или талант;
почему люди такие жестокие: бросают животных и детей;
каждый ли человек обладает каким-либо талантом.
Преобразуем темы, предложенные Миланой, так, чтобы они стали удобны для дискуссиио силе духа и о сильных духом

Слайд 31

Преобразуем темы, предложенные Миланой, так, чтобы они стали удобны для дискуссии
Как

стать сильным духом?
Что помогает выстоять в трудных жизненных ситуациях?;
что важнее: здоровье, деньги или талант?;
каждый ли человек обладает каким-либо талантом?.
Как победить жестокость?
Что сильнее в мире: добро или зло?


Преобразуем темы, предложенные Миланой, так, чтобы они стали удобны для дискуссииКак стать сильным духом?Что помогает выстоять в

Слайд 32Учитесь грамотно спорить!!!

Учитесь грамотно спорить!!!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть