Презентация, доклад к занятию кружка Литературные места России

Содержание

Заочное путешествие по памятным местам РоссииПодготовлено членами кружка «Клуб любителей Пушкина»Руководитель Шхагошева Ю.У., учитель высшей категории, Заслуженный учитель КЧР

Слайд 1Литературные места России

Литературные места России

Слайд 2Заочное путешествие по памятным местам России
Подготовлено членами кружка «Клуб любителей Пушкина»
Руководитель

Шхагошева Ю.У., учитель высшей категории, Заслуженный учитель КЧР
Заочное путешествие по памятным местам РоссииПодготовлено членами кружка «Клуб любителей Пушкина»Руководитель Шхагошева Ю.У., учитель высшей категории, Заслуженный

Слайд 3цели
1.Познакомить с литературными местами России и именами, прославившими их.
2.Поработать над картой.
3.Совершить

путешествие по памятным местам.
4.Привить интерес к миру, который нас окружает и гордость за свою страну.
цели1.Познакомить с литературными местами России и именами, прославившими их.2.Поработать над картой.3.Совершить путешествие по памятным местам.4.Привить интерес к

Слайд 4
Оборудование:

-портреты писателей
-картины русской природы
-карта России
-музыка П.И.Чайковского, Г.Свиридова

Оборудование: 	-портреты писателей 	-картины русской природы 	-карта России 	-музыка П.И.Чайковского, Г.Свиридова

Слайд 5I.

Музыка П.И.Чайковского.
- из цикла «Времена года».

I.		Музыка П.И.Чайковского.	- из цикла «Времена года».

Слайд 6II.
Слово учителя.
- «В глуши звучнее голос лирной…» (А.С.Пушкин).
- «Да, только здесь

могу я быть поэтом…» (Н.А.Некрасов).
- «Пишется хорошо, только живя в русской деревне…» (И.С.Тургенев).
1. Литературные места России.
2. Есть нечто, что роднит их и объединяет. Это – Россия.
3. Любовь к Родине складывается по-разному.
4. Наше общее достояние.
II.Слово учителя.- «В глуши звучнее голос лирной…» (А.С.Пушкин).- «Да, только здесь могу я быть поэтом…» (Н.А.Некрасов).- «Пишется

Слайд 7III.
Карта России – карта вдохновений.
1.Михайловское. А.С.Пушкин.
2.Тамань. М.Ю.Лермонтов.
3.Овстуг.

Ф.И.Тютчев.
4.Карабиха. Н.А.Некрасов.
5.Орел. Н.С.Лесков.
6.Спасское-Лутовиново. И.С.Тургенев.
7.Ясная Поляна. Л.Н.Толстой.
8.Гурзуф. А.П.Чехов. (А.С.Пушкин, А.Мицкевич).
9.Нижний Новгород. А.М.Горький.
III.    Карта России – карта вдохновений.1.Михайловское. А.С.Пушкин.2.Тамань. М.Ю.Лермонтов.3.Овстуг. Ф.И.Тютчев.4.Карабиха. Н.А.Некрасов.5.Орел. Н.С.Лесков.6.Спасское-Лутовиново. И.С.Тургенев.7.Ясная Поляна. Л.Н.Толстой.8.Гурзуф.

Слайд 8Я был рожден для жизни мирной,
Для деревенской тишины;
В глуши звучнее голос

лирной,
Живее творческие сны.
Это – А.С.Пушкин. Ему вторит Н.А.Некрасов:
Опять она, родная сторона,
С ее зеленым благодатным летом,
И вновь душа поэзией полна…
Да, только здесь могу я быть поэтом…
Я был рожден для жизни мирной,Для деревенской тишины;		В глуши звучнее голос лирной,Живее творческие сны.Это – А.С.Пушкин. Ему

Слайд 9 И.С.Тургенев выразит это в прекрасной формуле: «Пишется хорошо, только живя в

русской деревне. Там и воздух-то как будто «полон мыслей»…» Однако при этом каждый имеет в виду особую деревню, особый уголок земли, где ему легче дышится, легче творить, легче воплощать свои «творческие сны» в слова… И он этот уголок уже не спутает ни с каким другим –

А.Н.Островский бывал в Карабихе, а И.С.Тургенев в Ясной Поляне, но у Тургенева воздух «полон мыслей» в орловской деревне, в его Спасском, а у Островского – в Щелыкове.
И.С.Тургенев выразит это в прекрасной формуле: «Пишется хорошо, только живя в русской деревне. Там и воздух-то как

Слайд 10 Литературные места России… Они разные во многом, в том числе и

по значению, которое каждое данное место занимало в жизни писателя. Порой поэт там проводят детство (Овстуг), порой просто навещает; иногда это совсем короткие, мимолетные встречи (Гурзуф – А.С.Пушкин; Тамань – М.Ю.Лермонтов), а нередко это глубокая, проходящая через всю жизнь любовь (Красный Рог, Ясная Поляна, Спасское-Лутовиново).
Литературные места России… Они разные во многом, в том числе и по значению, которое каждое данное место

Слайд 11 Но есть нечто, что роднит их и объединяет. Это – Россия.

«Кто ищет богатства и разнообразия природы, у кого мысль блуждает и уносит в чужую даль, того не удовлетворит скромная природа Остафьева, но у кого не иссякло родное чувство, тот поймет, что здесь он – дома, потому что эта природа – Русь…»(С.Д.Шереметев).
Но есть нечто, что роднит их и объединяет. Это – Россия. «Кто ищет богатства и разнообразия природы,

Слайд 12 Складывается эта любовь по-разному: вспомним, сколько раз примеривался М.М.Пришвин к Дунино,

которое для нас всегда связано с его именем, но нередко это любовь с первого взгляда. Так было у С.Т.Аксакова, который сразу понял, что Абрамцево – это настолько родное, созвучное строю его души, аксаковское, что именно здесь обретет он силу и дерзновение и, забыв немощь и полуслепоту, произнесет слово, нужное потомкам.
Складывается эта любовь по-разному: вспомним, сколько раз примеривался М.М.Пришвин к Дунино, которое для нас всегда связано с

Слайд 13 Есть в этой любви и первоначальный восторг… Потом пойдет созидание, творческая

работа, но сначала – восхищение, в котором слышнее всего слова «мир», «лад», «гармония»: «…какой мир пролился в мою душу!» (С.Т.Аксаков). Этот же мир, эта «гармония» заставляют Тургенева задаваться вопросом о создании чего-то «большого», «спокойного», искать «простые и ясные линии». Произведения могут быть разные, но отблеск этой гармонии они несут, несомненно. Не случайно внимательный читатель при чтении книги Аксакова отмечает наличие такого «отрадного, ясного и полного ощущения, которое возбуждает… сама природа». Согласимся с ним, что «выше этой похвалы нет».
Есть в этой любви и первоначальный восторг… Потом пойдет созидание, творческая работа, но сначала – восхищение, в

Слайд 14 Наконец, есть в этой любви и самозабвение. – «Россия без каждого

из нас обойтись может, но никто из нас без нее не может обойтись». В этих словах нет ни тени умаления себя. Напротив, здесь слышатся гордость и самоутверждение от чувства единения с этим единственным, бесконечным и святым – Россией. Самое же место (которое впоследствии назовут литературным) выступает здесь как точка, как путь, на котором писатель к этому взгляду, к этой любви приходит: «Без своей Ясной Поляны я, может быть, яснее увижу общие законы, необходимые для моего отечества, но я не буду до пристрастия любить его…» (Л.Н.Толстой).
Наконец, есть в этой любви и самозабвение. – «Россия без каждого из нас обойтись может, но никто

Слайд 15 «В Россию можно только верить»,- написал Ф.И.Тютчев, хорошо зная, что Россию

еще нужно и любить. И это первое условие для русского писателя, которому быть
русским только по рождению мало. И уже первый биограф Тютчева проницательно отметит «ту упорную, пламенную любовь к России, которая дышит в [его] поэзии и которую потом уже никакие житейские обстоятельства не были властны угасить…» (И.С.Аксаков).
«В Россию можно только верить»,- написал Ф.И.Тютчев, хорошо зная, что Россию еще нужно и любить. И это

Слайд 16IV.

Итог.

- Слово учителя.

IV.		Итог.	- Слово учителя.

Слайд 17 Каждое литературное место овеяно для нас образом того писателя, который там

жил и творил, каждое такое место – наше общее достояние, наша национальная святыня. Приезжают сюда не только, чтобы яснее, внятнее прочувствовать жизнь и творчество писателя, его, может быть, не до конца расслышанные заветы, но также и для того, чтобы научиться здесь любви – любви к России, к Родине; любви, которая делает нас зорче, способными одухотворить обычное, окружающее нас и склонить его – это обычное, даже обыденное – делиться с нами радостью и красотой.
Каждое литературное место овеяно для нас образом того писателя, который там жил и творил, каждое такое место

Слайд 18V.


Музыка Г.Свиридова к повести «Метель».

V.    Музыка Г.Свиридова к повести 	«Метель».

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть