Презентация, доклад к занятию кружка Диалог с текстом на тему Способы определения темы и идеи текста при подготовке к экзаменационному изложению

Содержание

План занятия 1. Теоретическая часть : а) тема и и главная мысль текста ;б) три способа нахождения основной мысли текста ( беседа с практическими заданиями) 2. Практическая

Слайд 1
Кружок «Диалог с текстом»
Занятие №4
Тема и главная мысль текста
Способы нахождения основной

мысли

Учитель русского языка и литературы
КОГОБУ ЦДОД
Лянгузова Оксана Михайловна

Киров, 2017

Кружок «Диалог с текстом»Занятие №4Тема и главная мысль текстаСпособы нахождения основной мысли Учитель русского языка и литературыКОГОБУ

Слайд 2План занятия

1. Теоретическая часть :
а)

тема и и главная мысль текста ;
б) три способа нахождения основной мысли текста
( беседа с практическими заданиями)

2. Практическая часть. Разбор домашнего задания.
а) Применяем изученные способы для нахождения главной мысли текста о доброте (ОГЭ)

б) Работа над пониманием текста по рассказу Ю.Яковлева «Багульник»

3. Объяснение нового домашнего задания.
План занятия 1. Теоретическая часть :     а) тема и и главная мысль текста

Слайд 3Текст —это единица речи …....................................................................... . .

Текст обладает следующими свойствами :


1. Заголовок
2. Тема
3. Главная мысль
4. Связь пр...... й
5. Делимость
6. Связь ч…...й..
7. Завершённость.
8.Стилистическое е.........о

Тема текста — это то, . . . . . . текст.

Главная мысль текста— это то, …. он призывает,
… . . учит, ради … . . . . написан.

Повторенье — мать ученья!

Текст —это единица речи …....................................................................... . .Текст обладает следующими свойствами :   1. Заголовок

Слайд 4

Текст – это сочетание предложений, связанных между собою по смыслу, а

также с помощью грамматических и языковых средств.

Главные признаки текста.

1. Заглавие ( или возможность его), в котором отражается тема или идея текста.
2. Единство темы.
3. Наличие главной мысли (идеи).
4. Смысловая и грамматическая связь между предложениями.
5. Делимость на смысловые части.
6. Смысловая и структурная связность всех частей.
7. Композиционная завершённость.
8. Стилистическое единство.

Текст – это сочетание предложений, связанных между собою по смыслу, а также с помощью грамматических и языковых

Слайд 5Тема определяется различными способами:
по началу текста;
по ключевым словам;
по

ключевым эпизодам;
по поступкам или размышлениям героев (автора)
по заглавию текста.

Самый простой способ — ответить на вопрос :
о ч ё м т е к с т ?

Прослушай текст!

Тема определяется различными способами: по началу текста; по ключевым словам; по ключевым эпизодам; по поступкам или размышлениям

Слайд 6(1)Иногда в лучах утренней или вечерней зари можно наблюдать очень яркую

звезду. (2) Древние астрономы в честь римской богини любви и красоты назвали её Венерой. (3) Это самое яркое светило на небе после Солнца и Луны.

Закончите предложение : в тексте говорится о ___

а) древних астрономах
б) Венере
в) утренней звезде
г) Солнце и Луне
(1)Иногда в лучах утренней или вечерней зари можно наблюдать очень яркую звезду. (2) Древние астрономы в честь

Слайд 7В каждом параграфе, в каждом рассказе,
В сказке и песне, даже

во фразе -
Ты только вдумайся, только всмотрись -
Кроется самая главная мысль.

Она не всегда открывается сразу.
Строчка за строчкой, фраза за фразой -
Ты только вдумайся, только всмотрись -
Откроется самая главная мысль.

(Даниил Граник.
«Секреты орфографии»)

Что такое главная мысль текста?

В каждом параграфе, в каждом рассказе, В сказке и песне, даже во фразе - Ты только вдумайся,

Слайд 8

В

тексте тоже есть главное. Это мысль, на которой держится весь текст. Иногда она бывает выражена прямо, и её нужно только найти. А иногда она спрятана в тексте. Её выделить труднее.

Представьте себе, что перед вами автомобильчик, сделанный из конструктора. Вам нужно найти в нём деталь, на которой всё держится, - главную. Что вы станете делать? Может быть, разберёте этот автомобиль.

Как определить главную мысль?

А может быть, мыслено оцените каждую деталь, чтобы определить, насколько она важна. Вы « в уме» проберётесь в глубь машины и поймёте, на чём держится вся конструкция.

В тексте тоже есть главное. Это мысль,

Слайд 9 Иногда главная мысль заключена в заголовке.
*Стоит

учесть, что заголовки также бывают метафорическими, парадоксальными и ассоциативными. Недостаточно опираться только на смысл заголовка, выделяя основную мысль.

  Ю.Яковлев
Рассказ «Багульник»

«…он менялся в её глазах, как веточка багульника»

Способ №1

Иногда главная мысль заключена в заголовке. *Стоит учесть, что заголовки также бывают метафорическими,

Слайд 10
Можно найти главную мысль в самом тексте.

Иногда автор ставит самое

главное предложение в самом начале, и весь текст подчинён раскрытию этого тезиса.

Красив и печален русский лес в ранние осенние дни.
Медленно кружатся в воздухе, падают и падают с берёз легкие, невесомые жёлтые листья. От дерева к дереву протянулись тонкие серебристые нити лёгкой паутины.
Ещё цветут поздние осенние цветы.

Способ №2

Можно найти главную мысль в самом тексте. Иногда автор ставит самое главное предложение в самом начале, и

Слайд 11
Одному человеку сказали, что его знакомый отозвался о нём в нелестных

выражениях. «Да не может быть! – воскликнул человек. – Я ничего хорошего для него не сделал…». Вот он, алгоритм чёрной неблагодарности, когда на добро отвечают злом. В жизни, надо полагать, этот человек не раз встречался с людьми, перепутавшими ориентиры на компасе нравственности.
Нравственность – это путеводитель по жизни. И если ты будешь отклоняться от дороги, то вполне можешь забрести в бурелом, колючий кустарник, а то и вовсе утонуть. То есть если ты неблагодарно ведёшь себя по отношению к другим, то и люди вправе вести себя по отношению к тебе так же.
Как же относиться к этому явлению? Относитесь философски. Совершайте добро и знайте, что оно наверняка окупится. Уверяю Вас, что Вы сами будете получать наслаждение от того, что делаете добро. То есть Вы будете счастливы. А это и есть цель в жизни – прожить её счастливо. И помните: творят добро возвышенные натуры.

Но чаще всего главную мысль можно найти в последней части, в в ы в о д е.

Одному человеку сказали, что его знакомый отозвался о нём в нелестных выражениях. «Да не может быть! –

Слайд 12

Прочитайте текст.
Определите тему и главную мысль текста.


Люди, работающие в любых областях, заметно делятся на три категории — на тех, кто уже своей профессии, тех, кто точно входит в её рамки, и, наконец, на тех, кто значительно шире своей профессии. (2) Эти последние обыкновенно бывают людьми беспокойными и кипучими. (3) Они — настоящие созидатели.
(По К.Паустовскому)
Тема текста : _____________________.
Главная мысль текста : ____________________________________________

Упражнение №1.

Прочитайте текст. Определите тему и главную мысль текста.    Люди, работающие в любых областях, заметно

Слайд 13


(1) Мы ходим в школу, потому

что это простая забота каждого дня и потому что это наш долг перед страной и перед своей жизнью. (2) Мы не можем думать об этом каждую минуту, но в действительности дело обстоит именно так. (3) На каждом нашем поступке стоит тройная печать: день, жизнь, вечность. (4) В каждом нашем поступке так или иначе отражены интересы собственные, интересы страны, интересы всего человечества. (5) Так мы вписываемся в пространство и время.
(7) Кто не поймёт этого, тот вечно будет хныкать, как маленький : «Зачем учиться? (7) Зачем мне математика? (8) Зачем биология? (9) Не хочу!»
(10) А кто поймёт, для чего жить, для чего учиться ( это, по сути, одно и то же), кто поймёт, что только в учении душа разрастается и в ней появляются человеческие желания, тот будет учиться напряжённо и радостно. (11) Свободно.
( По С. Соловейчику)


Прочитайте ( прослушайте) текст

Упражнение №2.

(1) Мы ходим в школу, потому что это простая забота каждого дня

Слайд 14


а) Человек, который занимается математикой, быстрее впишется в пространство и время.
б)

Человек, который думает о долге перед своей жизнью, постоянно хнычет.
в) Личные заботы каждого человека неразрывно связаны с интересами общества.
г) Чтобы хорошо учиться, необходимо осознавать, для чего ты живёшь.
д) Жизнь человека имеет тройную печать : образование, труд, свобода.

Ответ : _____________________.





1. Укажите суждения, которые
соответствуют содержанию текста.

а) Человек, который занимается математикой, быстрее впишется в пространство и время.б) Человек, который думает о долге перед

Слайд 152. Какова главная цель автора этого текста?
а) Объяснить смысл, который заключён

в понятии «человечность».
б) Доказать читателю преимущество гуманитарных наук перед точными.
в) Раскрыть важный смысл разнообразия знаний, получаемых в школе.
г) Убедить читателя в необходимости изучать биологию.

Ответ : __________________________________________.

3. Укажите номер предложения, в котором сформулирована главная мысль этого текста .

Ответ : ______________
2. Какова главная цель автора этого текста?а) Объяснить смысл, который заключён в понятии «человечность».б) Доказать читателю преимущество

Слайд 16
Задать вопрос к тексту или найти вопрос,
который задаёт автор

в тексте сам.
Этот вопрос можно назвать проблемой.

Проблема - сложный вопрос, требующий разрешения, исследования.

Почему доброта не ставится в один ряд с такими доблестями, как мужество и храбрость?

Найти ответ на это вопрос в тексте
или п о д т е к с т е .

Способ №3

Задать вопрос к тексту или найти вопрос,  который задаёт автор в тексте сам.

Слайд 17
II.Разбор домашнего задания.
Текст 17
( из тетради для подготовки к сжатому

изложению на ОГЭ)

Я вспоминаю сотни ответов мальчишек на вопрос: каким человеком тебе хочется стать?  – Сильным, храбрым, мужественным, умным, находчивым, бесстрашным... И никто не сказал: добрым. Почему доброта не ставится в один ряд с такими доблестями, как мужество и храбрость? Но ведь без доброты  –  подлинной теплоты сердца  – невозможна душевная красота человека.
Опыт подтверждает, что добрые чувства должны уходить своими корнями в детство. Если они не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что они усваиваются одновременно с познанием первых и важнейших истин, главная из которых – это ценность жизни: чужой, своей, жизни животного мира и растений. Человечность, доброта, доброжелательность рождаются в заботах, волнениях, радостях и печалях.
Добрые чувства, эмоциональная культура  –    это средоточие человечности. Сегодня, когда в мире и так достаточно зла, нам стоит быть более терпимыми, внимательными и добрыми по отношению друг к другу, по отношению к окружающему живому миру и совершать самые смелые поступки во имя добра. Следование путем добра  –  путь самый приемлемый и единственный для человека. Он испытан, он верен, он полезен  –  и человеку в одиночку и всему обществу в целом

II.Разбор домашнего задания.Текст 17 ( из тетради для подготовки к сжатому изложению на ОГЭ)

Слайд 181. Тема текста : Размышление о доброте

2. Вопрос в тексте :


Почему доброта не ставится в один ряд с такими доблестями, как мужество и храбрость?

3. Как автор отвечает на этот вопрос :
Доброта не только должна ставиться в один ряд с лучшими человеческими качествами ,
но и считается выше других качеств, это средоточие человечности.

4. Главная мысль :
Путь добра — единственно верный путь человечества.

1. Тема текста : Размышление о доброте2. Вопрос в тексте : Почему доброта не ставится в один

Слайд 19




Коcта нырнул в кривой переулок и скрылся в

парадном, позвонил в дверь. Дверь отворилась, и огненно-рыжий пёс бросился на Косту, положил передние лапы на плечи мальчику и стал лизать длинным розовым языком нос, глаза, подбородок. Оба – мальчик и собака – с неимоверной скоростью устремились вниз. Потом их встречал худой человек с костылём. Собака тёрлась о его единственную ногу, длинные мягкие уши сеттера напоминали уши зимней шапки.
– Вот, погуляли до завтра, – сказал Коста.
В соседнем доме на первом этаже болел парнишка – был прикован к постели. У него была такса – чёрная головёшка на четырёх ножках.
– Она тебя ждёт, – говорил больной. – Мать хочет продать Лаптя: ей утром некогда с ним гулять.
– Приду утром, – после некоторого раздумья отвечал Коста..
Город кончался, начались дюны. Неожиданно вдалеке, на самой кромке берега, возникла собака. Её взгляд был устремлён в море, она ждала кого-то. .

Изложение с творческим заданием КИ-9-7
( из сборника для ГВЭ)
по рассказу Ю.Яковлева «Багульник»

Коcта нырнул в кривой переулок и скрылся в парадном, позвонил в дверь. Дверь отворилась,

Слайд 20
Коста подошёл к собаке,

провёл рукой по свалявшейся шерсти, собака едва заметно шевельнула хвостом. Мальчик присел на корточки и разложил перед собакой хлеб. Собака не оживилась, не выказала никакого интереса к пище. Коста взял кусок хлеба и поднёс ко рту собаки. Та вздохнула глубоко и громко, как человек, и принялась медленно жевать хлеб.
- Идём, погуляем. Собака снова посмотрела на мальчика и послушно зашагала рядом...
На другой день в конце последнего урока Коста уснул.
– Вы знаете, почему он уснул? – шёпотом произнесла Евгения
Ивановна. – Я вам расскажу... Он гуляет с чужими собаками, кормит их. А собаки всегда чувствуют добрых и отзывчивых людей. И настоящий человек никогда не бросит попавшего в беду, даже если это собака.
Зазвенел звонок с последнего урока. Коста не слышал звонка, он спал. Евгения Ивановна склонилась над спящим мальчиком, положила руку ему на плечо и легонько потрясла.
Он вздрогнул и открыл глаза.
– Звонок с последнего урока, тебе пора.
Коста вскочил. Схватил портфель. И в следующее мгновение скрылся за дверью.



Коста подошёл к собаке, провёл рукой по свалявшейся шерсти, собака едва

Слайд 21 Тема : рассказ о том, как мальчик Коста помогает

людям и собакам

Вопрос : почему Коста уснул на уроке?

Как героиня рассказа (учительница) отвечает на этот вопрос :
Он гуляет с чужими собаками, кормит их. А собаки всегда чувствуют добрых и отзывчивых людей.

Главная мысль :
Настоящий человек никогда не бросит попавшего в беду, даже если это собака.

Тема : рассказ о том, как мальчик Коста помогает

Слайд 23

Заголовок, в котором отражается
тема или идея текста —
один из

признаков текста.
( если его нет, озаглавьте текст сами )

Коста, Добрый Коста.
Тайна Косты.
Почему Коста уснул на уроке
Рассказ о настоящем человеке

Ваши варианты : Доброта к братьям нашим меньшим. .________________________
Заголовок, в котором отражается тема или идея текста — один из признаков текста. ( если его нет,

Слайд 24
Ю. Яковлев писал:
“Багульник” – не только итог моей работы,

но и символ моего представления о людях: сухие, невидные прутики багульника могут неожиданно расцвести нежными цветами. Мои герои – мои бесценные прутики багульника!”

Смысл названия рассказа
Ю.Яковлева «Багульник»

Ю. Яковлев писал: “Багульник” – не только итог моей работы, но и символ моего представления о

Слайд 251. Скачайте презентацию «Тема, основная мысль текста». Изучите способы нахождения основной

мысли. Посмотрите интернет-урок на эту тему. https://www.youtube.com/watch?time_continue=21&v=WO_9_NsGsXk

2. Скачайте в ВК «Диалог с текстом» в теме 4 «Практическую часть к занятию №4» и выполните задания к двум текстам ( для ГВЭ и ОГЭ) На этот раз тексты служат для понимания один другого.
Поразмышляйте над вопросом «Что такое великодушие?»


III. Объяснение нового домашнего задания.

1. Скачайте презентацию «Тема, основная мысль текста». Изучите способы нахождения основной мысли. Посмотрите интернет-урок на эту тему.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть