Презентация, доклад к занятию клуба для старшеклассников Говорим по-русски на тему Орфографические и пунктуационные нормы

Содержание

Основные языковые нормы Орфоэпические нормыЛексические нормыСинтаксические нормыПунктуационные нормыОрфографические нормы

Слайд 1Орфографические и пунктуационные нормы

Орфографические и пунктуационные нормы

Слайд 2Основные языковые нормы
Орфоэпические нормы
Лексические нормы
Синтаксические нормы
Пунктуационные нормы
Орфографические нормы

Основные языковые нормы Орфоэпические нормыЛексические нормыСинтаксические нормыПунктуационные нормыОрфографические нормы

Слайд 3Вставьте пропущенные буквы, расставьте ударение.
Кр..сивее
повс..местный
мед..каменты
пр..говор
ход..тайство
киб..рнетика
к..талог
нам..рение
к..мпенсация
зал..жить
дог..ворные (цены).

Вставьте пропущенные буквы, расставьте ударение. Кр..сивееповс..местныймед..каментыпр..говорход..тайствокиб..рнетикак..талогнам..рениек..мпенсациязал..житьдог..ворные (цены).

Слайд 4Проверяемые безударные гласные в корне
В безударном положении в корне пишется такая

же гласная, что и в соответствующем ударном слоге однокоренного слова:
примирять (мир) - примерять (примерка), 
прополоть (прополка) - выпалить (запал), 
запевать (запеть) - запивать (запить), 

Проверяемые безударные гласные в корне В безударном положении в корне пишется такая же гласная, что и в

Слайд 5Непроверяемые безударные гласные
В русском языке существует много слов, корневые гласные у

которых нельзя проверить ударением. Написание таких слов определяется по орфографическому словарю. Сюда включаются как исконно русские, так и заимствованные слова. Вот некоторые из них: абориген, антагонизм, бадминтон, бифштекс, бриолин, вестибюль, винегрет, волынка, диапазон, деликатес, дирижабль, демагог, иждивение, инициатива, кабала, канонада, конфорка, криминология, кобура, кощей, макака, макулатура,
Непроверяемые безударные гласные В русском языке существует много слов, корневые гласные у которых нельзя проверить ударением. Написание

Слайд 6Чередующиеся гласные в корнях
1. Ударением, т.е. по фонетическому принципу, определяется написание

гласных в следующих корнях:
-гар-/-гор- - под ударением пишется а: загар, угар, нагар; без ударения - о: загорелый, угореть, подгореть, погорелец, выгорание.
Исключения: выгарки (спец.), изгарь (диал.), пригарь (разг.);

Чередующиеся гласные в корнях 1. Ударением, т.е. по фонетическому принципу, определяется написание гласных в следующих корнях:-гар-/-гор- - под

Слайд 7-зар-/-зор- - под ударением пишется гласная в соответствии с произношением: зарево, зори, зорька;

без ударения - а: заря, зарница, озарять, озарение, заревой, зарянка.
Исключение: зоревать;
-клан-/-клон- - под ударением пишется гласная в соответствии с произношением: кланяться, поклон; без ударения - о: поклониться, поклонение, склониться и др.;
-твар-/-твор- - под ударением пишется гласная в соответствии с произношением: творчество, тварь; без ударения - о: творить, претворять, затворить и др.
Исключение: утварь (непроизводное);
-плав-/-плов- - в безударном положении буква о пишется только в двух словах: пловец, пловчиха. В остальных случаях пишется а: плавучий, поплавок, плавник, плавунец (жук-плавунец). В слове плывун (спец.) пишется ы в соответствии с произношением.


-зар-/-зор- - под ударением пишется гласная в соответствии с произношением: зарево, зори, зорька; без ударения - а: заря, зарница, озарять, озарение,

Слайд 82. Качеством согласной, перед которой находится корневая гласная, определяется написание корней:
-кас-/-кос(н)- -

перед согласной н пишется о: коснуться, прикосновение; в остальных случаях - а: касаться, касательная;
-лаг-/-лож- - перед согласной г пишется а: излагать, полагать, предполагать; перед согласной ж пишется о: изложить, предложить, положить.
Исключение: полог ;
-раст-/- ращ-/-рос- - в безударном положении пишется только перед следующими ст и щ: вырасти, выращенный, позарасти, проращенный, возраст, растение; в остальных случаях - о: выросла, водоросли, поросль.
Исключение: отрасль (хотя нет сочетания ст); росток, ростовщик, Ростов, Ростислав (хотя есть сочетание ст) и производные от них;
-скак-/-скоч- - без ударения а пишется только перед к: прискакать, обскакать, на скаку; перед ч пишется о: заскочить, выскочка.

2. Качеством согласной, перед которой находится корневая гласная, определяется написание корней: -кас-/-кос(н)- - перед согласной н пишется о: коснуться, прикосновение; в остальных

Слайд 93. От следующего за корнем суффикса зависит написание корней:
 -бир-/-бер-, -дир-/-дер-, -мир-/-мер-,

-пир-/-пер-, -тир-/-тер-, -блист-/-блест-, -жиг-/-жег-, -стил-/-стел-, -чит-/-чет- - гласная и пишется, если после корня следует суффикс -а-; в остальных случаях пишется е: прибирать - приберу; задирать - задеру; замирать - замереть - умирать - умереть; запирать - запереть; стирать - стереть - вытереть; блистать - блестеть, блесна, блеснуть; выжигать - выжег; застилать - застелить; вычитать - вычет, вычесть (но: вычитать - вычитка - от читать).
Исключения: сочетать, сочетание, чета (от корня -чет-);

3. От следующего за корнем суффикса зависит написание корней: -бир-/-бер-, -дир-/-дер-, -мир-/-мер-, -пир-/-пер-, -тир-/-тер-, -блист-/-блест-, -жиг-/-жег-, -стил-/-стел-, -чит-/-чет- -

Слайд 104. По значению различается написание корней:
-мок-(-моч-)/-мак- - в словах со значением «пропускать

жидкость; терять свои качества, находясь долгое время в воде» пишется корень -мок-(-моч-):промокательная бумага, непромокаемый плащ, вымоченная рыба; в словах со значением «погружать в жидкость» пишется корень -мак-: макать хлеб в сметану, обмакнуть кисть в краску;
-равн-/-ровн- - в словах со значением «равный, наравне, одинаковый» пишется корень -равн-: поравняться с грузовиком, равнение по росту; в словах со значением «прямой, гладкий, ровный» пишется корень -ровн-: выровнять клумбы, выровненная площадка, подровнять челку.
Исключения: равнина, ровесник, поровну, уровень.
Примечание. Если после глагола следует дополнение с предлогом с, то всегда пишется корень -равн-: Не сравнивай себя с ним; однако в устаревшем оборотесровнять с землей (разрушить до основания) пишется о.

4. По значению различается написание корней: -мок-(-моч-)/-мак- - в словах со значением «пропускать жидкость; терять свои качества, находясь

Слайд 11Вставьте пропущенные буквы
1. Море после шторма все еще дышало хол...дом и

не давало солнцу нак...лить воздух. Когда же на солнце наплывало толстое обл...чко, в...терок усиливался. Тр...пинка сначала п...тляла среди невысоких х...лмов, затем прямо и сильно т...нула вверх, сквозь густой, п...хучий ореховый лес (Наг.). 2. В природе звери, птицы, насекомые разделяются на дн...вных и н...чных. Неужели же люди, в которых собр...на вся природа, за сравнительно к...роткое время своего существования на з...мле сгладили в себе это к...ренное отличие? (Пришв.).

Вставьте пропущенные буквы1. Море после шторма все еще дышало хол...дом и не давало солнцу нак...лить воздух. Когда

Слайд 123.Ав...кадо, алг...ритм, б...калавр, гл...диатор, д...ндрарий, к...н...патый, м...ринист, прокл...мация, в...н...грет, г...рельеф, заб...тонировать,

к...л...нча, к...рогаз, к...мп...новать, люм...н...сценция, ф...соль, б...кл...жан,г...рпун,гр...м...здить, зак...ченелый, л...кв...дировать, м...золь, п...рл...мутр, форв...рд, акв...рель, б...атлон, в...трушка, в...рн...саж. 4. Тихо ум...рали над рекой туманы (Аст.). 4. От з...ри до з...ри за Игрицей не потухал костер (Алекс.). 5. С первыми звуками, с пробуждением людей туманы уб...рались в лога, ущелья... (Аст). 6. В качающихся его отсветах то и дело выр...стала согбенная фигура работника (Алекс.). 7. Местами мы приг...бались, чтобы пролезть под накл...нившуюся сосенку, по кустам перепл...тались камнеломки... (Аст.). 8. Он стоял, слушал и глядел вниз... на расст...лавшееся перед ним под горою море ог...ленных макушек леса... (Л. Т.). 9. Птицы все громче и хлопотливее щ...бегали в чаще (Л. Т.). 10. Я вздрагивал, ёжился, облизывал горьковатые капли с губ, и бабушка выт...рала мою стриженную голову ладонью... уверяя, что от р...сы да от дождя люди р...стут большие-пребольшие (Аст.).

3.Ав...кадо, алг...ритм, б...калавр, гл...диатор, д...ндрарий, к...н...патый, м...ринист, прокл...мация, в...н...грет, г...рельеф, заб...тонировать, к...л...нча, к...рогаз, к...мп...новать, люм...н...сценция, ф...соль, б...кл...жан,г...рпун,гр...м...здить,

Слайд 13Замените исконно русские слова иноязычными, наиболее часто употребляемыми в современном языке.
Изъян

— … , записки о прошлых событиях — … , довод, служащий основанием доказательства — … , воодушевление — … , человек, политический деятель, слепо действующий по чужой воле — … , прогулка — … .


Слова для справок: дефект; мемуары; аргумент; энтузиазм; марионетка; променад.

Замените исконно русские слова иноязычными, наиболее часто употребляемыми в современном языке. Изъян — … , записки о

Слайд 14Запятая в сложном предложении
Запятая ставится между предложениями, объединяемыми в одно сложное

предложение посредством повторяющихся союзов и...и, ни...ни, или...или и т.п., например:
И всё тошнит, и голова кружится, и мальчики кровавые в глазах... (Пушкин).
Ни солнца мне не виден свет, ни для корней моих простору нет, ни ветеркам вокруг меня свободы (Крылов).

Запятая в сложном предложенииЗапятая ставится между предложениями, объединяемыми в одно сложное предложение посредством повторяющихся союзов и...и, ни...ни,

Слайд 15Запятая ставится между предложениями, объединяемыми в одно сложное предложение посредством союзов

и, да (в значении «и»), да и, или, либо, а также союзов а, и, да (в значении «но»), например:
Море глухо роптало, и волны бились о берег бешено и гневно (М. Горький).
Несколько в стороне от него темнел жалкий вишнёвый садик с плетнём, да под окнами, склонив свои тяжёлые головы, стояли спавшие подсолнечники (Чехов).

Запятая ставится между предложениями, объединяемыми в одно сложное предложение посредством союзов и, да (в значении «и»), да

Слайд 16Запятые при обращении
Запятыми выделяются обращения вместе со всеми относящимися к ним

словами , например:
Брат Григорий, ты грамотой свой разум просветил (Пушкин).

Запятые при обращении Запятыми выделяются обращения вместе со всеми относящимися к ним словами , например:Брат Григорий, ты

Слайд 17Знаки при прямой речи
Для выделения прямой речи употребляются тире или кавычки,

а именно:
1. Если прямая речь начинается с абзаца, то перед началом её ставится тире, например:
Маленькая девочка бежала и кричала:
– Не видали маму? (М. Горький).
2. Если прямая речь идёт в строку, без абзаца, то перед началом и в конце её ставятся кавычки, например:
Маленькая девочка бежала и кричала: «Не видали маму?»

Знаки при прямой речи Для выделения прямой речи употребляются тире или кавычки, а именно:1. Если прямая речь

Слайд 18Предложение, стоящее при прямой речи и указывающее, кому она принадлежит («слова

автора»), может:

а) предшествовать прямой речи; в этом случае после него ставится двоеточие, а после прямой речи – знак препинания в соответствии с характером прямой речи, например:
Он отвернулся и, отходя, пробормотал: «А всё-таки это совершенно против правил» (Лермонтов).

Предложение, стоящее при прямой речи и указывающее, кому она принадлежит («слова автора»), может: а) предшествовать прямой речи;

Слайд 19б) следовать за прямой речью; в этом случае после прямой речи

ставится знак вопросительный, или восклицательный, или многоточие, или запятая (последняя вместо точки), а за этим знаком тире, например:
«А что Казбич?» – спросил я нетерпеливо у штабс-капитана (Лермонтов).
б) следовать за прямой речью; в этом случае после прямой речи ставится знак вопросительный, или восклицательный, или

Слайд 20в) разрывать прямую речь на две части; в этом случае ставятся:
перед

словами автора знак вопросительный, или знак восклицательный, или многоточие в соответствии с характером первой части прямой речи, или запятая (если ни один из указанных знаков не требуется), а после них тире;
после слов автора – точка, если первая часть прямой речи представляет собой законченное предложение, и запятая – если незаконченное, далее ставится тире; если при этом прямая речь выделяется кавычками, то они ставятся только перед началом прямой речи и в самом конце её, например:
«Не хотите ли подбавить рому? – сказал я моему собеседнику. – У меня есть белый из Тифлиса; теперь холодно» (Лермонтов).

в) разрывать прямую речь на две части; в этом случае ставятся: перед словами автора знак вопросительный, или

Слайд 21Вставьте пропущенные знаки препинания
1. Лена ты бы занялась чем-нибудь полезным. 2.

Сколько лет мы не виделись спросил я друга. 3. Ветер завыл и солнце спряталось. 4. Я спросил у товарища Вася кого мы ждем 5. Скоро придет весна запоют ручьи прилетят птицы. 6. Сколько можно уговаривать спросила соседка Делай, как знаешь. 7. Уважаемые гости проходите в зал. 8. Ребята ушли в другую комнату а я остался сидеть на кухне один. 9. Ты не пришел... прошептала она а я так ждала.» 10. Видите Полина к чему это привело а я предупреждал.
Вставьте пропущенные знаки препинания1. Лена ты бы занялась чем-нибудь полезным. 2. Сколько лет мы не виделись спросил

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть