Слайд 1Как правильно обозначать орфограммы на письме.
Составила: Садовская Ольга Павловна
Слайд 2
Цель изучения орфографии –
сформировать относительную орфографическую грамотность.
Понятие орфограммы -
это умение писать
без ошибок, это, прежде всего, буквы, для написания которых нужно применить определённое правило (буква е в слове весна).
Слайд 3
Орфограмма –
это ошибка, “опасное место”.
Орфограммы бывают буквенные и небуквенные.
Буквенные – безударные
и, е в корне слова; написание сомнительного согласного (лёгкий); большая и малая буквы (Земля-планета, земля-грунт); написание непроизносимых согласных и т. д.
Небуквенные: слитное, раздельное, дефисное написание слов; перенос слова.
Слайд 4Орфографическое правило –
короткая чёткая рекомендация для правильного написания. Также существует орфографический навык,
который достигается длительными упражнениями. Эти упражнения направлены на формирование умения видеть орфограмму в слове (на развитие орфографической зоркости); на овладение операциями, обеспечивающими применение правил.
Слайд 5Орфографически-правильное письмо предполагает:
умение находить, узнавать явление языка (ударный, безударный слог,
наличие словесной или иной орфограммы), так называемую орфографическую зоркость, чувство языка, которое помогает пишущему остановиться, задуматься, проверить себя, когда это надо.
Слайд 6Орфографиеская зоркость -
умение пристально всматриваться в слово, сопоставлять произношение
и написание, четко проговаривать слово, выделяя голосом все правописные трудности, сверять написание с образцом.
Слайд 7Оформление предложения на письме
Заглавная буква, точка в конце предложения:
Пушистый снег покрыл
землю.
Правописание имен собственных
Ваня, Москва, Россия, Нева, Барсик
Слайд 8В начальном курсе грамматики основными являются следующие типы орфограмм:
написание жи, ши,
ча, ща, чу, щу
жила, чаща, щука,
употребление Ь на конце существительных
после шипящих:
печь (3 скл, ж.р.)
калач (2 скл. м.р.)
много задач (мн.ч.)
Слайд 9правописание слов с Ь иЪ знаками:
письмо
ручьи
объявление
Слайд 10Различение приставок и предлогов
на листке - на (белом, каком?) листке
гл.
побежали - что сделали? побежали(глагол)
гл.
побежали - по(очень)бежали
Слайд 11Корневые орфограммы
Правописание безударных гласных:
травка – трава, дежурный
Правописание парных согласных:
дубы
– дуб, легонечко - легко
Правописание непроизносимых согласных
капуста – капустный, ясен - ясно
Правописание удвоенных согласных:
ванна, рассада, весенний
Слайд 12Правописание безударных гласных
в приставках:
Приставка – это часть слова, стоит перед корнем.
Проверить приставки нельзя, их надо запомнить.
Неизменяемые приставки:
Независимо от произношения в словах всегда пишутся приставки: С-, В-
В приставках ОТ-, О-, ОБ- всегда пишется О;
3. В приставках ПРО-, ПО-, ДО-, ПОД- всегда пишется О;
Слайд 134. Независимо от произношения в приставках ПОД-, ОБ-, НАД- на конце
всегда пишется звонкий согласный;
5. Независимо от произношения в приставке ОТ- на конце всегда пишется Т;
6. В приставках ЗА-, НА-, НАД- всегда пишется А;
Слайд 14в суффиксах:
Суффикс – часть слова, стоит после корня, служит для образования
слов с новым значением.
Суффиксы надо запоминать.
1. Правописание суффиксов -ИК, -ЕК можно проверить.
Для этого надо изменить слово, поставив его в форму множественного числа. Если гласная при этом не выпадает, то в суффиксе надо писать букву И.
Садик – садики
Если при изменении слова гласная выпадает, то в суффиксе пишется буква Е.
Замочек – замочки
Слайд 16в окончаниях:
имени прилагательного:
в хвойном лесу ( в лесу каком?)
по извилистой дорожке
(по дорожке какой?)
имени существительного:
у речки (1 скл., Р.п.)
с сыном (2 скл., Т.п.)
в глуши (3 скл., П.п.)
Слайд 17в личных окончаниях глаголов:
греет (греть - Iспр.)
греет (греют - 3л.мн.ч.)
в окончаниях
глаголов прошедшего времени:
солнце светило (прош.вр, ср.р.)
ягода созрела (прош.вр., ж.р.)
Слайд 18Тся и ться в глаголах.
купаться - (что делать?, гл.н.ф.)
купается – (что
делает?, 3-е л.)
Слайд 19ь после шипящих у глаголов
беречь (что делать?, н.ф.)
двигаешься (что делаешь?, 2-е
л, ед.ч.
Слайд 20Источник информации:
http://scicenter.online/russkiy-yazyik-scicenter/orfogramma-74636.html
https://7gy.ru/shkola/nachalnaya-shkola/936-kak-podcherkivat-orfogrammy-podcherknut-bukvy.html
https://ktonanovenkogo.ru/voprosy-i-otvety/orfogramma-chto-ehto-takoe-russkom-yazyke-primery-slov.html
Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.
"Русский язык. 5 класс. Учебник. В 2 частях.