Презентация, доклад к выступлению Формирование УУД

Содержание

ЛИЧНОСТНЫЕМЕТАПРЕДМЕТНЫЕПРЕДМЕТНЫЕСамоопределение:внутренняя позиция школьника;Самоидентификация;самоуважение и самооценкаСмыслообразование:мотивация (учебная, социальная); границы собственногознания и «незнания»Ценностная и морально-этическаяориентация:ориентация на выполнениеморально-нравственных норм;способность к решению моральныхпроблем на основе децентрации;оценка своих поступков Регулятивные:управление своей деятельностью;контроль и коррекция;инициативность и самостоятельностьКоммуникативные:речевая деятельность;навыки сотрудничестваПознавательные:работа с информацией;работа с

Слайд 1ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
Целью программы развития УУД является обеспечение умения школьников

учиться, дальнейшее развитие способности к самосовершенствованию и саморазвитию, а также реализация системно-деятельностного подхода, положенного в основу Стандарта, и развивающего потенциала общего среднего образования.
ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙЦелью программы развития УУД является обеспечение умения школьников учиться, дальнейшее развитие способности к самосовершенствованию

Слайд 2

ЛИЧНОСТНЫЕ
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
ПРЕДМЕТНЫЕ
Самоопределение:
внутренняя позиция школьника;
Самоидентификация;
самоуважение и самооценка
Смыслообразование:
мотивация (учебная,
социальная); границы
собственного
знания и «незнания»
Ценностная

и
морально-этическая
ориентация:
ориентация на выполнение
морально-нравственных норм;
способность к решению моральных
проблем на основе децентрации;
оценка своих поступков

Регулятивные:
управление своей
деятельностью;
контроль и коррекция;
инициативность и
самостоятельность

Коммуникативные:
речевая деятельность;
навыки сотрудничества

Познавательные:
работа с информацией;
работа с учебными моделями;
использование знако-
символических средств,
общих схем решения;
выполнение логических
операций сравнения, анализа,
обобщения, классификации,
Установления аналогий,
подведения под понятие

Основы системы
научных знаний

Опыт «предметной»
деятельности по
получению,
преобразованию
и применению
нового знания

Предметные и метапредметные действия с учебным материалом




Требования к результатам освоения
основной образовательной программы

ЛИЧНОСТНЫЕМЕТАПРЕДМЕТНЫЕПРЕДМЕТНЫЕСамоопределение:внутренняя позиция школьника;Самоидентификация;самоуважение и самооценкаСмыслообразование:мотивация (учебная, социальная); границы собственногознания и «незнания»Ценностная и морально-этическаяориентация:ориентация на выполнениеморально-нравственных норм;способность к

Слайд 3ВИДЫ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ









Личностные
- самоопределение
- смыслообразование
- нравственная оценка
Общепознавательные
общеучебные
логические
- постановка и

решение проблем

Регулятивные
целеполагание
планирование
прогнозирование
контроль
коррекция
оценка
волевая саморегуляция

Коммуникативные
- планирование учебного сотрудничества
- постановка вопросов
- построение речевых
высказываний
- лидерство и согласование
действий с партнерами

ВИДЫ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙЛичностные- самоопределение- смыслообразование- нравственная оценкаОбщепознавательные общеучебныелогические- постановка и решение проблемРегулятивные целеполагание планирование прогнозирование контроль

Слайд 4В сфере развития личностных УУД приоритетное внимание уделяется формированию:
основ гражданской идентичности

личности (включая когнитивный, эмоционально-ценностный и поведенческий компоненты);
основ социальных компетенций (включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание);
готовности и способности к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации, в том числе готовности к выбору направления профильного образования.
В сфере развития личностных УУД приоритетное внимание уделяется формированию: основ гражданской идентичности личности (включая когнитивный, эмоционально-ценностный и

Слайд 5В сфере развития регулятивных УУД
приоритетное внимание уделяется формированию действий целеполагания, включая

способность ставить новые учебные цели и задачи, планировать их реализацию, в том числе во внутреннем плане, осуществлять выбор эффективных путей и средств достижения целей, контролировать и оценивать свои действия как по результату, так и по способу действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
Ведущим способом решения этой задачи является формирование способности к проектированию.
В сфере развития регулятивных УУДприоритетное внимание уделяется формированию действий целеполагания, включая способность ставить новые учебные цели и

Слайд 6В сфере развития коммуникативных УУД внимание уделяется:
формированию действий по организации и

планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
практическому освоению умений, составляющих основу коммуникативной компетентности: ставить и решать многообразные коммуникативные задачи; действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть нормами и техникой общения; определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации;
развитию речевой деятельности, приобретению опыта использования речевых средств для регуляции умственной деятельности, приобретению опыта регуляции собственного речевого поведения как основы коммуникативной компетентности.
В сфере развития коммуникативных УУД внимание уделяется: формированию действий по организации и планированию учебного сотрудничества с учителем

Слайд 7В сфере развития познавательных УУД внимание уделяется:
практическому освоению обучающимися основ проектно-исследовательской

деятельности;
развитию стратегий смыслового чтения и работе с информацией;
практическому освоению методов познания, используемых в различных областях знания и сферах культуры, соответствующего им инструментария и понятийного аппарата, регулярному обращению в учебном процессе к использованию общеучебных умений, знаково-символических средств, широкого спектра логических действий и операций.
В сфере развития познавательных УУД внимание уделяется: практическому освоению обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности;развитию стратегий смыслового чтения и

Слайд 8
В подростковом возрасте ведущей становится деятельность межличностного общения → приоритетное значение

в развитии УУД в этот период приобретают коммуникативные учебные действия. В этом смысле задача начальной школы «учить ученика учиться» должна быть трансформирована в новую задачу для основной школы — «учить ученика учиться в общении».
В подростковом возрасте ведущей становится деятельность межличностного общения → приоритетное значение в развитии УУД в этот период

Слайд 9
Решение задачи развития универсальных учебных действий в основной школе происходит не

только на занятиях по отдельным учебным предметам, но и в ходе внеурочной деятельности, а также в рамках надпредметных программ курсов и дисциплин (факультативов, кружков, элективов).
Решение задачи развития универсальных учебных действий в основной школе происходит не только на занятиях по отдельным учебным

Слайд 10
Как развивать УУД????
(технологии, методы, приемы)

Как развивать УУД???? (технологии, методы, приемы)

Слайд 11Среди технологий, методов и приёмов развития УУД в основной школе особое

место занимают учебные ситуации

Типология учебных ситуаций может быть следующей:
• ситуация-проблема — прототип реальной проблемы, которая требует оперативного решения (с помощью подобной ситуации можно вырабатывать умения по поиску оптимального решения);
• ситуация-иллюстрация — прототип реальной ситуации, которая включается в качестве факта в лекционный материал (визуальная образная ситуация, представленная средствами ИКТ, вырабатывает умение визуализировать информацию для нахождения более простого способа её решения);
• ситуация-оценка — прототип реальной ситуации с готовым предполагаемым решением, которое следует оценить, и предложить своё адекватное решение;
• ситуация-тренинг — прототип стандартной или другой ситуации (тренинг возможно проводить как по описанию ситуации, так и по её решению).

Среди технологий, методов и приёмов развития УУД в основной школе особое место занимают учебные ситуацииТипология учебных ситуаций

Слайд 12Наряду с учебными ситуациями для развития УУД возможно использовать следующие типы

задач:

1. Личностные УУД
на личностное самоопределение;
на развитие Я-концепции;
на смыслообразование;
на мотивацию;
на нравственно-этическое оценивание.

Наряду с учебными ситуациями для развития УУД возможно использовать следующие типы задач:1. Личностные УУДна личностное самоопределение;на развитие

Слайд 132. Коммуникативные универсальные учебные действия:
 на учёт позиции партнёра;
на организацию и осуществление

сотрудничества;
на передачу информации и отображению предметного содержания;
тренинги коммуникативных навыков;
ролевые игры;
групповые игры.
2. Коммуникативные универсальные учебные действия:  на учёт позиции партнёра;на организацию и осуществление сотрудничества;на передачу информации и отображению

Слайд 143. Познавательные универсальные учебные действия:
задачи и проекты на выстраивание стратегии поиска

решения задач;
задачи и проекты на сериацию, сравнение, оценивание;
задачи и проекты на проведение эмпирического исследования;
задачи и проекты на проведение теоретического исследования;
задачи на смысловое чтение.
3. Познавательные универсальные учебные действия: задачи и проекты на выстраивание стратегии поиска решения задач;задачи и проекты на

Слайд 154. Регулятивные универсальные учебные действия:
на планирование;
на рефлексию;
на ориентировку в ситуации;
на прогнозирование;
на

целеполагание;
на оценивание;
на принятие решения;
на самоконтроль;
на коррекцию.


4. Регулятивные универсальные учебные действия: на планирование;на рефлексию;на ориентировку в ситуации;на прогнозирование;на целеполагание;на оценивание;на принятие решения;на самоконтроль;на

Слайд 16Индивидуальные или групповые учебные задания (регулятивные УУД)
Наделяют учащихся функциями организации их

выполнения: планирования этапов выполнения работы, отслеживания продвижения в выполнении задания, соблюдения графика подготовки и предоставления материалов, поиска необходимых ресурсов, распределения обязанностей и контроля качества выполнения работы, — при минимизации пошагового контроля со стороны учителя.
Примеры: подготовка спортивного праздника (концерта, выставки поделок и т. п.); подготовка материалов для внутришкольного сайта (стенгазеты, выставки и т. д.); ведение читательских дневников, дневников самонаблюдений, дневников наблюдений за природными явлениями; ведение протоколов выполнения учебного задания; выполнение различных творческих работ, предусматривающих сбор и обработку информации, подготовку предварительного наброска, черновой и окончательной версий, обсуждение и презентацию.
 Например, написание сочинения, подготовка сценария и создание видеоклипа, создание компьютерной анимации, создание макета объекта с заданными свойствами, проведение различных опросов с последующей обработкой данных и т. п.
Индивидуальные или групповые учебные задания (регулятивные УУД)Наделяют учащихся функциями организации их выполнения: планирования этапов выполнения работы, отслеживания

Слайд 17
Распределение материала и типовых задач по различным предметам не является жёстким,

начальное освоение одних и тех же УУД и закрепление освоенного может происходить в ходе занятий по разным предметам.
Распределение типовых задач внутри предмета должно быть направлено на достижение баланса между временем освоения и временем использования соответствующих действий. При этом особенно важно учитывать, что достижение цели развития УУД в основной школе не является уделом отдельных предметов, а становится обязательным для всех без исключения учебных курсов как в урочной, так и во внеурочной деятельности.
Распределение материала и типовых задач по различным предметам не является жёстким, начальное освоение одних и тех же

Слайд 18Специфические черты (различия) проектной и учебно-исследовательской деятельности
Проектная деятельность
Проект направлен на получение

конкретного запланированного результата — продукта, обладающего определёнными свойствами и необходимого для конкретного использования

Реализацию проектных работ предваряет представление о будущем проекте, планирование процесса создания продукта и реализации этого плана. Результат проекта должен быть точно соотнесён со всеми характеристиками, сформулированными в его замысле

Учебно-исследовательская деятельность
В ходе исследования организуется поиск в какой-то области, формулируются отдельные характеристики итогов работ. Отрицательный результат есть тоже результат

Логика построения исследовательской деятельности включает формулировку проблемы исследования, выдвижение гипотезы (для решения этой проблемы) и последующую экспериментальную или модельную проверку выдвинутых предположений

Специфические черты (различия) проектной и учебно-исследовательской деятельности Проектная деятельностьПроект направлен на получение конкретного запланированного результата — продукта,

Слайд 19Индивидуальный проект
В ходе такой работы подросток — автор проекта — самостоятельно

или с небольшой помощью педагога получает возможность научиться планировать и работать по плану — это один из важнейших не только учебных, но и социальных навыков, которым должен овладеть школьник.
Работая над проектом, подростки имеют возможность в полной мере реализовать познавательный мотив, выбирая темы, связанные с увлечениями, с личными проблемами.
Одной из особенностей работы над проектом является самооценивание хода и результата работы. Это позволяет, оглянувшись назад, увидеть допущенные просчёты (на первых порах это переоценка собственных сил, неправильное распределение времени, неумение работать с информацией, вовремя обратиться за помощью).

Индивидуальный проектВ ходе такой работы подросток — автор проекта — самостоятельно или с небольшой помощью педагога получает

Слайд 20
Проектная форма сотрудничества предполагает совокупность способов, направленных не только на обмен

информацией и действиями, но и на тонкую организацию совместной деятельности партнёров. Такая деятельность ориентирована на удовлетворение эмоционально-психологических потребностей партнёров на основе развития соответствующих УУД, а именно:
оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели;
обеспечивать бесконфликтную совместную работу в группе;
устанавливать с партнёрами отношения взаимопонимания;
проводить эффективные групповые обсуждения;
обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;
чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять инициативу для достижения этих целей;
адекватно реагировать на нужды других.
Проектная форма сотрудничества предполагает совокупность способов, направленных не только на обмен информацией и действиями, но и на

Слайд 21
В ходе проектной деятельности самым важным и трудным этапом является постановка

цели своей работы. Помощь педагога необходима, главным образом, на этапе осмысления проблемы и постановки цели: нужно помочь автору будущего проекта найти ответ на вопрос: «Зачем я собираюсь делать этот проект?» Ответив на этот вопрос, обучающийся определяет цель своей работы. Затем возникает вопрос: «Что для этого следует сделать?» Решив его, обучающийся увидит задачи своей работы.
Следующий шаг — как это делать. Поняв это, обучающийся выберет способы, которые будет использовать при создании проекта. Также необходимо заранее решить, чего он хочет добиться в итоге. Это поможет представить себе ожидаемый результат. Только продумав все эти вопросы, можно приступать к работе.
Проектная деятельность способствует развитию адекватной самооценки, формированию позитивной Я-концепции (опыт интересной работы и публичной демонстрации её результатов), развитию информационной компетентности. При правильной организации именно групповые формы учебной деятельности помогают формированию у обучающихся уважительного отношения к мнению одноклассников, воспитывают в них терпимость, открытость, тактичность, готовность прийти на помощь и другие ценные личностные качества.
В ходе проектной деятельности самым важным и трудным этапом является постановка цели своей работы. Помощь педагога необходима,

Слайд 22Для успешного осуществления учебно-исследовательской деятельности обучающиеся должны овладеть следующими действиями:

постановка проблемы

и аргументирование её актуальности;
формулировка гипотезы исследования и раскрытие замысла — сущности будущей деятельности;
планирование исследовательских работ и выбор необходимого инструментария;
собственно проведение исследования с обязательным поэтапным контролем и коррекцией результатов работ;
оформление результатов учебно-исследовательской деятельности как конечного продукта;
представление результатов исследования широкому кругу заинтересованных лиц для обсуждения и возможного дальнейшего практического использования.
Для успешного осуществления учебно-исследовательской деятельности обучающиеся должны овладеть следующими действиями:постановка проблемы и аргументирование её актуальности;формулировка гипотезы исследования

Слайд 23Формы организации учебно-исследовательской деятельности на урочных занятиях:
урок-исследование, урок-лаборатория, урок — творческий

отчёт, урок изобретательства, урок «Удивительное рядом», урок — рассказ об учёных, урок — защита исследовательских проектов, урок-экспертиза, урок «Патент на открытие», урок открытых мыслей;
учебный эксперимент, который позволяет организовать освоение таких элементов исследовательской деятельности, как планирование и проведение эксперимента, обработка и анализ его результатов;
домашнее задание исследовательского характера может сочетать в себе разнообразные виды, причём позволяет провести учебное исследование, достаточно протяжённое во времени.
Формы организации учебно-исследовательской деятельности на урочных занятиях:урок-исследование, урок-лаборатория, урок — творческий отчёт, урок изобретательства, урок «Удивительное рядом»,

Слайд 24Формы организации учебно-исследовательской деятельности на внеурочных занятиях:
исследовательская практика обучающихся;
образовательные экспедиции —

походы, поездки, экскурсии с чётко обозначенными образовательными целями, программой деятельности, продуманными формами контроля;
факультативные занятия, предполагающие углублённое изучение предмета;
ученическое научно-исследовательское общество — форма внеурочной деятельности, которая сочетает в себе работу над учебными исследованиями, коллективное обсуждение промежуточных и итоговых результатов этой работы, организацию круглых столов, дискуссий, дебатов, интеллектуальных игр, публичных защит, конференций и др., а также встречи с представителями науки и образования, экскурсии в учреждения науки и образования, сотрудничество с УНИО других школ;
участие обучающихся в олимпиадах, конкурсах, конференциях, в том числе дистанционных, предметных неделях, интеллектуальных марафонах предполагает выполнение ими учебных исследований или их элементов в рамках данных мероприятий.
Формы организации учебно-исследовательской деятельности на внеурочных занятиях:исследовательская практика обучающихся;образовательные экспедиции — походы, поездки, экскурсии с чётко обозначенными

Слайд 25
Многообразие форм учебно-исследовательской деятельности позволяет обеспечить подлинную интеграцию урочной и внеурочной

деятельности обучающихся по развитию у них УУД. Стержнем этой интеграции является системно-деятельностный подход как принцип организации образовательного процесса в основной школе.
Многообразие форм учебно-исследовательской деятельности позволяет обеспечить подлинную интеграцию урочной и внеурочной деятельности обучающихся по развитию у них

Слайд 26
СПАСИБО
ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть