Слайд 1
«Язык как развивающееся явление».
Презентация к уроку
русского языка в 10 классе
Слайд 2 «Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь,
соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое, историческое живое целое…»
Константин Дмитриевич Ушинский
Слайд 3Наблюдения над многозначностью слова
1. Язык – подвижный мышечный орган в
полости рта.
2. Язык – исторически сложившаяся система звуковых словарных, грамматических средств, объективирующая работу мышления и являющаяся орудием общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе.
3. Язык – это народ, нация.
Слайд 4Орфоэпическая минутка Расставьте ударения
Договор, столяр, предположить, красивее, начал, партер,
алфавит, ржаветь, позвонит, облегчить, торты, досуг, кухонный, балованный, жалюзи, завидно, ломоть, бармен, форзац, средства, сливовый.
Слайд 5Определите способ связи словосочетаний
Язык Пушкина, древнегреческий язык,
современный язык, языковые явления,
укоротить язык, хорошо говорить,
тянуть за язык.
Слайд 6Синтаксический разбор предложения.
Я утром должен быть уверен,
что с вами днем
увижусь я.
Слайд 7Определите вид придаточного предложения
1.И нет величия там, где нет простоты, добра
и правды.
(Л.Н.Толстой)
2.Чтобы много знать, надо много учиться.
3.В русский язык по необходимости вошло множеств
иностранных слов, потому что в русскую жизнь вошло
множество иностранных понятий. (В. Белинский)
4. Мир, в котором мы живем, может быть понят как
результат неразберихи и случая.
(Рассел Бертран Артур Уильям).
5. Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему.(Л. Толстой)
Слайд 8Определите разновидность подчинительной связи
Русский язык так богат и гибок, что
нам
нечего брать у тех, кто беднее
нас.
(И. С. Тургенев)
Слайд 9Цель нашего урока
Задачи урока
Учиться самостоятельно решать поставленные проблемы путем наблюдения за языковыми фактами;
доказывать, что язык развивается,
что наша речь богата;
объяснять значения слов;
проследить роль языка в жизни общества.
Познакомиться с активными процессами, происходящими в лексике, морфологии и орфоэпии русского языка (устаревшие формы слов, нормы орфоэпии, архаизмы,
историзмы, неологизмы).
Слайд 10
Невозможно определить сколько языков существует в мире, ввиду условности различия между
разными языками, как невозможно провести границу между морями.
Слайд 12Работа над новым материалом.
Изменения орфоэпических норм
Амфора, английский,
библиотека, заслуженный, индустрия, климат, музыка, паспорт, профиль.
Слайд 13Сравните с устаревшими нормами
АмфОра, Английский, библиОтека,
заслужЕнный, индУстрия, климАт, музЫка, паспОрт, профИль.
Слайд 14Вспомните строчки…
« Гремит музыка полковая…»,
« Недуг, которому причину
давно бы отыскать пора, подобный английскому сплину, короче: русская хандра им овладела понемногу».
Во времена Пушкина эти ударения были нормой.
Слайд 15 Изменение грамматических
форм слов
Шумит порывный
ветр между дерев нагих
И, желтый лист крутя, далеко завевает.
(Н. И. Гнедич. «Осень»)
Слайд 18Происхождение и употребление слов в современном русском языке
Лексика с точки зрения
происхождения и употребления
Слайд 19Исследования лексики языка
Лексика – совокупность всех слов языка.
Историзмы – слова, обозначающие
предметы, вещи, явления, которые не существуют в современной действительности.
Архаизмы – устаревшие слова, у которых есть современные синонимы, заменившие их в языке.
Неологизмы – это вновь образованные слова.
Слайд 20Заполните таблицу. Распределите слова с точки зрения их происхождения и употребления.
Интернет, зреть, верста, дщерь, теневая экономика, баярин, пиит, чело, модератор, забрало, редут, пищаль, горячая линия, компьютер, ланиты, сайт, вран , огнь, админ, юзер, кольчуга, латы, хит, биополе, зело, пуд, фунт, наличка, десница, банкомат, вершок, саммит, имиджмейкер, сажень, латы.
Слайд 23СИНКВЕЙН
Русский язык.
Национальный, основной.
Является, практикуется, забывается.
Единственный государственный язык России.
Славяне.
Слайд 24СИНКВЕЙН
Русский язык.
Распространённый, сложный.
Обучает, тренирует, развивает.
Не каждый может его выучить.
Россия.
Слайд 25 «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это
достояние, переданное нам нашими предшественниками. Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием, в руках умелых оно в состоянии совершить чудеса!»
И. С. Тургенев
Слайд 26«Мы должны быть благодарны предшествующим поколениям, которые донесли до нас это
наследие – образный, ёмкий, умный язык. В нем самом есть уже элементы искусства: и стройная синтаксическая архитектура, и музыка слова, и словесная живопись». (С.Я.Маршак)
«В языке одухотворяется весь народ и вся его родина; в нем претворяется творческой силой народного духа в мысль, картину и звук небо отчизны, ее воздух, физические явления, ее климат, ее поля, горы и долины, ее леса и реки, ее бури и грозы – весь тот глубокий, полный мысли и чувства голос родной природы, который говорит так громко о любви человека к его иногда суровой родине…». (К.Д.Ушинский)
«Язык живет вместе с жизнью народа». (В.Г.Белинский)
«Язык видоизменяется с каждым поколением. Только в суете быта люди не замечают пришельцев. Но пусть будут они достойны великого языка, данного великому народу. Прекрасен русский язык, и на нем скажут лучшие мысли о будущем». (Н.Рерих)
«Язык – лучший посредник для установления дружбы и согласия». (Эразм Роттердамский)
«Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку». (К.Г.Паустовский)