Презентация, доклад к вводному уроку по роману М.Ю. Лермонтова Герой нашего времени

Содержание

“Герой нашего времени, милостивые государи мои, точно портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии”.

Слайд 1

М.Ю.Лермонтов
«Герой нашего времени»
ГБОУ Республики Крым
«Крымская гимназия-интернат для одарённых

детей»
М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени» ГБОУ Республики Крым «Крымская гимназия-интернат для одарённых детей»

Слайд 2“Герой нашего времени, милостивые государи мои, точно портрет, но не одного

человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии”.
М.Ю.Лермонтов
“Герой нашего времени, милостивые государи мои, точно портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков

Слайд 3

Замысел написания романа относится к 1836 г. - героем романа должен

стать молодой гвардейский офицер на фоне столичной жизни.
В 1837 г., после первой ссылки на Кавказ, замысел романа меняется - в основу должны лечь впечатления Лермонтова от поездки в Пятигорск, Кисловодск, в казачьи станицы, на Терек, пребывание в местах боевых действий, посещение Тамани, встреча с ссыльными декабристами.

История создания романа

Замысел написания романа относится к 1836 г. - героем романа должен стать молодой гвардейский офицер на фоне

Слайд 4

Это самое крупное и значительное произведение Лермонтова в прозе.
Первоначально главы

будущего романа печатались как самостоятельные повести, затем были объединены в отдельную книгу, вышедшую в 1840 г. под общим названием «Герой нашего времени».
Роман Лермонтов писал в период
1837-1840 гг.

История создания романа

Это самое крупное и значительное произведение Лермонтова в прозе. Первоначально главы будущего романа печатались как самостоятельные повести,

Слайд 5

Первоначальное название
«Один из героев начала века».
В этой редакции слово

«герой» звучало без иронии и , может быть, прямо намекало на декабристов.
В окончательном варианте
(«Герой нашего времени»)
есть иронический оттенок, падающий не на слово «герой», а на слово «нашего» (т.е. не на личность, а на эпоху).

История названия романа

Первоначальное название «Один из героев начала века». В этой редакции слово «герой» звучало без иронии и ,

Слайд 6


Роман состоит из пяти самостоятельных повестей, расположенных в порядке, который нарушает

хронологию событий. Повести объединены общими героями и общим названием.
В центре композиции романа находится Григорий Печорин.

Сюжет и композиция романа

Роман состоит из пяти самостоятельных повестей, расположенных в порядке, который нарушает хронологию событий. Повести объединены общими героями

Слайд 7

Роман задуман как психологическое
исследование человеческого характера –
типического характера.
Об

этом сказал сам Лермонтов: «История души
человеческой, хотя бы самой мелкой души,
едва ли не любопытнее и не полезнее
истории целого народа, особенно когда она –
следствие наблюдения ума зрелого над самим собою…»

Жанр романа

Роман задуман как психологическое исследование человеческого характера – типического характера. Об этом сказал сам Лермонтов: «История души

Слайд 8


Жанр романа
романтическая новелла
путевой очерк
психологическая новелла
авантюрная новелла
остросюжетная повесть
дневник
«светская» повесть
записки
романтическая новелла

«Герой нашего времени»

- это первый русский реалистический социально-психологический
философский роман в прозе.

Жанр романа

Жанр романаромантическая новеллапутевой очеркпсихологическая новеллаавантюрная новеллаостросюжетная повестьдневник«светская» повестьзапискиромантическая новелла«Герой нашего времени» - это первый русский реалистический социально-психологическийфилософский

Слайд 9


Композиция романа подчинена одной цели: всесторонне и глубоко раскрыть образ героя,

проследить историю его жизни.
Расположение повестей подчинено главной задаче автора – последовательно, всесторонне и глубоко проанализировать образ героя своего времени.

Сюжет и композиция романа

Композиция романа подчинена одной цели: всесторонне и глубоко раскрыть образ героя, проследить историю его жизни.Расположение повестей подчинено

Слайд 10

Сюжет романа строится фрагментарно.
Каждую часть произведения можно вполне считать
самостоятельным

рассказом.
Единство мысли, вложенной автором в произведение, и общий герой делают роман
единым неразрывным литературным произведением.

Сюжет и композиция романа

Сюжет романа строится фрагментарно. Каждую часть произведения можно вполне считать самостоятельным рассказом. Единство мысли, вложенной автором в

Слайд 11
«Максим Максимыч»
«Бэла»
«Тамань»
«Княжна Мери»
«Фаталист»
«Бэла»
«Максим Максимыч»
«Тамань»
«Княжна Мери»
«Фаталист»
СЮЖЕТ
ФАБУЛА




Ж
у
р
н
а
л

П
е
ч
о
р
и
н
а
Сюжет и композиция романа

«Максим Максимыч»«Бэла»«Тамань»«Княжна Мери»«Фаталист»«Бэла»«Максим Максимыч»«Тамань»«Княжна Мери»«Фаталист»СЮЖЕТФАБУЛАЖурналПечоринаСюжет и композиция романа

Слайд 12 Сюжет (франц. sujet – предмет) – событие или

совокупность событий в эпических и драматургических произведениях, развитие которых позволяет писателю раскрыть характеры героев и суть изображаемых явлений в соответствии с авторским замыслом.

Фабула (лат. fabula – рассказ) – цепь, череда событий в эпическом или драматургическом произведении, положенная в основу сюжета.


Белокурова С.П. Словарь литературоведческих терминов. – СПб.: Паритет, 2007 г.

Сюжет (франц. sujet – предмет) – событие или совокупность событий в эпических и

Слайд 14

«Тамань»: около 1830 года – Печорин направляется из Санкт-

Петербурга в действующий отряд и останавливается в
Тамани.


«Княжна Мери»: 10 мая – 17 июня 1832 – Печорин приезжает из
Тамани на воды в Пятигорск, затем в Кисловодск;
после дуэли с Грушницким переведен в крепость
под начальство Максима Максимыча.

«Фаталист»: декабрь 1832 года – Печорин приезжает на две недели
из крепости в казачью станицу.

«Бэла»: весна 1833 года – Печорин похищает дочь «мирнова кня-
зя»; через четыре месяца она погибает от рук Казбича.

«Максим Максимыч»: осень 1837 года – Печорин отправляется в
Персию, снова оказывается на Кавказе и
встречается с Максимом Максимычем.

(В. Набоков)

Хронология событий

«Тамань»: около 1830 года – Печорин направляется из Санкт-

Слайд 15 выбор наиболее значимых эпизодов;

особое внимание психологическим размышлениям, нежели описанию

событий;

необходимость соотнесения героя с другими персонажами, появляющимися в определенной последовательности;

выбор рассказчика (не случаен, служит общему замыслу)

композиция подчинена авторскому замыслу:

всесторонне и глубоко раскрыть образ героя своего времени, проследить историю его жизни

Отказ от хронологии обусловлен следующим

выбор наиболее значимых эпизодов; особое внимание психологическим размышлениям, нежели описанию событий; необходимость соотнесения героя с другими

Слайд 16Путешествующий
офицер
Максим Максимыч
Печорин
Человек чести, воин-
ского долга, дисцип-
лины; простодушен,
добр, искренен
Образованный офи-
цер, кое-что

знает о
Печорине, о его стран-
ном и противоречи-
вом характере. Объ-
ективная оценка.

Человек, размышля-
ющий о смысле жизни,
о собственном назна-
чении. Сам себя судит
И казнит

КАКИМ ПРЕДСТАВЛЕН ГЕРОЙ

Печорин – таинствен-
ный и загадочный че-
ловек, его нельзя по-
нять, а его поступки
нельзя объяснить


Психологический
Портрет героя. Попыт-
ка дать объяснение не-
которым поступкам.
конкретный и реалис-
тичный образ.

Трагическая исповедь
героя. Искренен перед
читателем и самим
собой.

Система рассказчиков

ТРИ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ

ПутешествующийофицерМаксим МаксимычПечоринЧеловек чести, воин-ского долга, дисцип-лины; простодушен, добр, искрененОбразованный офи-цер, кое-что знает о Печорине, о его стран-ном

Слайд 17




Нравственные проблемы в романе

Нравственные проблемы в романе

Слайд 18




Нравственные проблемы в романе

Нравственные проблемы в романе

Слайд 19

Что нового узнали на уроке?
РЕФЛЕКСИЯ
Что удивило на уроке?
Чем увлекает это произведение?
Каким

предстал главный герой?
Что нового узнали на уроке?РЕФЛЕКСИЯЧто удивило на уроке?Чем увлекает это произведение?Каким предстал главный герой?

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть